Меры безопасности при выполнении работ на изолированных гибких поперечинах

1.1. Работы на изолированных гибких поперечинах принадлежат к таким категориям работ:

а. со снятием напряжения и заземлением;

б. без снятия напряжения вблизи токопроводящим частям, находящимся под напряжением;

1.2. Работа под напряжением на изолированных гибких поперечинах запрещается.

1.3. Требования безопасности во время выполнения этих работ со снятием напряжения и заземлением.

До начала работ со снятием напряжения и заземлением члены бригады должны убедиться в том, что все провода контактных подвесок, усиливающие проводы и провода питания, провода, отходящие на анкеровки, и другие, ПЛ, расположены на опорах гибких перекладин, а также все тросы самой гибкой перекладины заземлены. Верхний фиксирующий и поперечно-несущий трос заземляются через нейтральные вставки в нижнем фиксирующему тросе.

Если гибкая перекладина перекрывает более четырех путей, то надзиратели должны быть у каждой перекладины, на которой выполняется работа.

Подъем на гибкую перекладину после установки заземлений возможно как по опоре, так и с изолирующих съемных вышек и изолирующих площадок автомотрис и автодрезин).

В тех случаях, когда нет возможности снять напряжение и заземлить провода всех путей, которые перекрываются гибкой перекладиной, допускается проводить работы со снятием напряжения и заземлением по отдельным секциям, при этом работа должна выполняться в пределах одной секции одной бригадой под непосредственным наблюдением руководителя работ. Подъем на гибкую перекладину осуществляется со стороны заземленных частей.

Работы со снятием напряжения и заземлением на продольной подвеске одной секции можно выполнять после заземления проводов этой подвески. Если в процессе выполнения работ (восстановление контактной подвески, раскатка контактного провода несущего троса и т.д.) возможно приближение к тросов гибкой перекладины на расстояние менее 0,8 м, то тросы перекладины необходимо заземлять.

1.4. Требования безопасности во время выполнения работ без снятия напряжения вблизи токопроводящим частям, находящимся под напряжением.

Такие работы на гибкой перекладине (в том числе на первых от опор изоляторах) могут выполняться из опор или с изолирующих съемных вышек.

До подъема на опору исполнитель по команде руководителя работ с изолирующей съемной вышки должен проверить исправность подвесных изоляторов всех контактных подвесок и других от опоры изоляторов в нижнем фиксирующему тросе путем заземления нейтральной вставки прикосновением штыря заземляющей штанги. Отсутствие искры свидетельствует о исправность изоляторов. Если они исправны, необходимо заземлить тросы гибкой перекладины путем завешивание заземляющей штанги на нейтральную вставку.

Во время работ без снятия напряжения вблизи токопроводящим частям, находящимся под напряжением, запрещается:

-подниматься наверх к заземлению тросов гибкой перекладины;

-переходить с опоры на тросы гибкой перекладины к заземлению нейтральной вставки, врезанной в нижней фиксирующий трос,

- приближаться ко второму от опоры изолятора в нижнем фиксирующем тросе на расстояние менее 0,8 м.

 

 

 

2. Меры безопасности при выполнении работ по замене дополнительного фиксатора.

2.1. Работа без снятия напряжения с контактной сети по замене фиксаторов на опорах с неизолированными консолями выполняется с применением изолирующей съемной вышки и изолирующих штанг в тех случаях, когда фиксаторы крепятся к отдельного кронштейна, установленного непосредственно на опоре.

2.2. Во время работ на рабочей площадке изолирующей съемной вышки должны находиться два электромонтеры с группой по электробезопасности не ниже IV. Разрешается выполнение работ одним лицом с V группой по электробезопасности только на прямых участках пути.

2.3. Для безопасности работ по замене фиксаторов они должны выполняться в следующем порядке:

работник, который находится на рабочей площадке изолирующей съемной вышки, занавешивает одну шунтуючу штангу на контактный провод, а вторую на фиксатор;

отсоединяет фиксатор от контактного провода, связывает дополнительные стержни между собой (при двойных контактных проводах) и с основным стержнем фиксатора (при сочлененных фиксаторах), отключает струны или вусовики, что поддерживают фиксатор;

снимает шунтирующие штанги и подает команду отъехать вышкой от заменяемого фиксатора;

работники, находящиеся внизу, изолирующей штангой отводят фиксатор от контактного провода, основа его параллельно оси пути и поддерживают в таком положении;

один или два работники поднимаются на опору, отсоединяют фиксатор от кронштейна, опускают его "удочкой" вниз, потом поднимают новый фиксатор, прикрепляют его к кронштейну, располагая не ближе 1 м от контактного провода, потом опускаются вниз; указанные операции могут выполняться с изолированной съемной вышки или лестницы, которые в этом случае устанавливают возле опоры;

после того, как работники сошли с опоры на землю, фиксатор изолирующей штангой подводят к контактного провода на расстояние 1 м и удерживают в таком положении, не допуская касание его к провода;

изолирующую съемную вышку подвозят к фиксатора, работник, который находится на вышке, занавешивает одну шунтуючу штангу на контактный провод, а концом второй дотрагивается до основного стержня фиксатора; убедившись в исправности изолятора нового фиксатора, занавешивает на фиксатор шунтуючу штангу и закрепляет фиксатор на контактном проводе.

2.4. Во время замены фиксаторов работающим на опоре запрещается:

подниматься на опору до того, как фиксатор будет отключен от контактного провода и отведен от него на расстояние не менее 1 м;

оставаться на опоре или прикасаться к ней в момент проверки исправности изолятора нового фиксатора.

2.5. Работникам, находящихся на рабочей площадке, запрещается:

прикасаться фиксатора до присоединения или после отсоединения его от контактного провода, если хотя бы одна из шунтирующих штанг снята с контактного провода или держателя;

находиться в отношении контактного провода с внутренней стороны зигзага;

испытывать изолятор нового фиксатора и приближать этот фиксатор к частей, находящихся под напряжением контактной сети на расстояние менее 1 м до спуска исполнителей с опоры.

2.6. Запрещается проводить работы по замене фиксаторов:

на міжколійних опорах, где фиксаторы или тросы гибких или жестких поперечин расположены по обе стороны от опоры;

укрепленных на фиксаторных стойках двухпутных консолей и ригелей, обратных консолях;

на переходных опорах сопряжений;

обратных и гибких, на кривых участках пути радиусом менее 1000 м.

3. Меры безопасности при выполнении работ на отключенных линиях ДПР.

Два провода - рельс линия (ДПР) — трёхфазная линия не тягового электроснабжения напряжением 27,5 кВ для питания ж.-д. и районных потребителей, расположенных вдоль железных дорог, электрифицированных на однофазном переменный токе. К потребителям, получающим питание от линий ДПР, относятся ремонтные пункты, грузовые дворы, склады, осветительные сети и т. д. Сталеалюминевые провода двух фаз линии подвешены с полевой стороны на опорах контактной сети; в качестве провода третьей фазы используют рельсы (отсюда назв.). На опорах располагают провода фазы, поданной в контактную сеть, и фазы, не используемой на данном участке для целей тяги. Для питания мощных потребителей напряжение в линии ДПР увеличивают до 35 кВ. Для понижения напряжения, подводимого к не тяговым потребителям, там, где это необходимо, устанавливают комплектные трансформаторные подстанции (КТП) с однофазными или трёхфазными трансформаторами (см. рис.). Линия ДПР может получать питание от одной тяговой подстанции (ТП) или от двух

смежных ТП, если они однотипны по схеме присоединения к сети внешнего электроснабжения. При отказах в системе тягового электроснабжения предусматривается автоматическими переключение питания линии ДПР от работающей смежной ТП.

Рассмотрим технику безопасности при выполнении ремонтных работ на отключенных воздушных линиях электропередачи, находящихся вдали от других действующих линий. Ремонтные работы на отключенных линиях в отношении мер безопасности подразделяются на работы, выполняемые:

3.1. вдали от других действующий линий электропередачи;

3.2. вблизи других действующих линий электропередачи.

Работы на отключенных линиях могут выполняться при реализации организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.

Организационные мероприятия - оформление работ нарядом по технике безопасности, оформление допуска к работе, надзор во время производства работы, оформление окончания работы. Технические мероприятия - отключение линии, проверка отсутствия напряжения на проводах линии, наложение заземления на месте производства работ, ограждение места производства работ и вывешивание разрешающих работу плакатов. Работы по ремонту воздушной линии связаны с подъемом людей и материалов на высоту в корзине автовышки, с помощью когтей или лазов. При этом имеется опасность травмирования в случаях падения с конструкций опор, ушибов, ранений, поражения электрическим током при работе во время грозы. На участке производства работ не должны находиться посторонние лица. Персоналу запрещается переезжать в корзине автовышки от опоры к опоре, сбрасывать какие- либо предметы с высоты, находиться под опорой или корзиной вышки во время производства работ. Подача инструмента и материалов с земли на опору и обратно должна осуществляться с помощью капроновых или хлопчатобумажных канатов, перекинутых через блок, смонтированный на опоре. При ремонтных работах на проводах и тросах отключенная линия должна заземляться на всех питающих подстанциях и месте производства работ. При работах, связанных с разрезанием проводов, разъединяемые концы проводов необходимо предварительно соединять металлическим проводником с поперечным сечением площадью не менее 16 мм2. В случае установки на металлических или деревянных опорах с заземляющими спусками временных тросовых оттяжек последние должны соединяться переносными заземлениями с телом металлической опоры или заземляющим спуском деревянной опоры. Теперь рассмотрим технику безопасности при выполнении ремонтных работ на отключенных воздушных

линиях электропередачи, находящихся вблизи других действующих линий. Электромагнитные поля действующихвоздушных линий электропередачи наводят в проводах соседних отключенных линий напряжения и токи, значения которых зависят от рабочего напряжения влияющей линии, силы тока в ней, протяженности параллельного следования, взаимного расположения проводов, состояния отключенной линии (провода линии изолированы; провода заземлены по концам линии; провода заземлены по концам линии и на месте производства работ), сопротивления заземления и некоторых других факторов.

Влияющие линии электропередачи, в том числе имеющие полную или частичную транспозицию проводов, могут проходить параллельно по всей длине отключенной для ремонта линии, иметь один или несколько общих участков трассы, приближаться или удаляться друг от друга. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок предусматривают особые меры безопасности при проведении работ на воздушных линиях электропередачи, имеющих наведенный потенциал. Меры безопасности, указанные выше, необходимо соблюдать и при выполнении работ на отключенных воздушных линиях электропередачи, находящихся вблизи других действующих линий. Специфическая особенность выполнения работ на таких линиях состоит в возможности появления на проводе отключенной линии наведенного электростатического и электромагнитного потенциала, превышающего допустимое значение, равное 42 В (в настоящее время в России - 25 В).

Возникновение наведенных напряжений имеет место: при монтаже проводов и тросов на действующих линиях, когда одна из цепей находится под напряжением; монтаже проводов и тросов на линии, находящейся вблизи действующей линии, если расстояние между монтируемой и действующей линиями меньше 100, 150 и 200 м при напряжении действующей линии соответственно 110, 220 и 330 кВ; монтаже проводов и тросов под проводами действующей линии. На изолированном от земли проводе, который идет параллельно трехфазной воздушной линии электропередачи, находящейся под рабочим напряжением,

наводится напряжение по отношению к земле, зависящее от рабочего напряжения влияющей линии, поперечных геометрических размеров и взаимного расположения проводов рассматриваемых линий, т.е. наведенное напряжение определяется емкостными связями системы проводов.

При заземлении отключенного провода, находящегося в зоне электромагнитного влияния других линий, только в одном месте (месте производства работ через сопротивление, равное нулю, без заземления его по концам линии) точка нулевого потенциала совпадает с местом установки

заземления, а наибольшее наведенное напряжение имеет место по концам линии. В литературе приводятся сведения о том, что при определенном сочетании значений сопротивлений Rv R2, R3 напряжение относительно земли в отдельных точках линии может достигать нескольких киловольт.

Поэтому после установки переносного заземления на рабочем месте на отключенной и заземленной по концам линии, находящейся в зоне влияния действующих линий, необходимо измерить напряжение на проводе отключенной линии относительно земли. Если оно окажется больше допустимого, то следует отключить заземления линии, расположенные по ее концам. При этом заземления отключаются от линии, но остаются в цепи передачи электроэнергии и должны быть расположены после линейных разъединителей Р1 и Р2, если смотреть со стороны линии (рис. 5.32), во избежание подачи напряжения на линию, отключенную для ремонта. Если и после этого напряжение между проводами отключенной линии и землей будет больше допустимого, то нужно отключить одну или несколько работающих воздушных линий, оказывающих наибольшее влияние на наведенное напряжение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: