Лекция по курсу «Основные тенденции русской литературы ХХ в. – ХIХ в.»
Доц. Федякин С.Р.
18.03.2020 г.
Тема: «Петербургский миф» в русской литературе ХХ в.
I. 1. Предыстория петербургского мифа – легенда, которая сложилась в народной среде, где царь Петр выступает как Царь-Антихрист. Пророчество о городе Санкт-Петербурге: «Городу сему быть пусту».
2. В русскую литературу петербургский миф входит с поэмой Пушкина «Медный всадник», где задано целое сплетение тем: город, построенный не по Божьему велению, а по мановению земного царя, обречен нашествию водной стихии, бунту простого человека (маленького человека), поскольку воплощенный замысел Петра – античеловечен; сам город при этом обретает фантастические, миражные черты (ночное «тяжелозвонкое скаканье» Медного всадника). Фантастические черты Петербурга были явлены также в повести Пушкина «Пиковая дама», его устном рассказе «Уединенный домик на Васильевском», обработанный Владимиром Титовым и некоторых стихотворениях.
|
|
3. Миф получил развитие в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя (миражность города, его фантастическое и фантасмагорическое начало, а так же античеловечность города и бунт маленького человека – все эти черты по-разному воплотились в «Невском проспекте», «Портрете», «Носе», «Записках сумасшедшего», «Шинели»).
4. Следующие знаковые произведения в развитии петербургского мифа – романы Достоевского с изображением Петербурга («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»), где тоже подчеркнута призрачность внешне великолепной столицы (см. Достоевский Ф.М. Подросток. Часть I. Глава 8.)
II. 1. ХХ век русской литературы воспринял то, что дал век ХIХ-й, и внес новые черты в Петербургский миф (см. приложение к лекции). Прологом к дополнению и пересозданию мифа стали стихотворения Ивана Коневского. Редкий по точности формулировок образ города, которые выразили антипетербургскую точку зрения, он дал в письме от 5 июля 1900 г. своему товарищу, А. Я. Билибину, где предвосхитил образ города в романе «Петербург» Андрея Белого. В этом письме запечатлелось «болотное» происхождение города, его «заразное дыхание», — т.е. то пространство, в котором не могут существовать люди «среднего положения», но обитают либо «полузвери» и «получерви», либо «полубоги», которые «все озаряют, как Пушкин».
Отразился образ Петербурга, как и его создателя, и в лирике Коневского: в стихотворении 1899 года «Убийственный туман сгустился над столицей…» (из цикла «Осенние голоса») и стихотворении «Среда» (1900-1901). Здесь есть черты города-призрака, болезнетворного и фантастического, подспудно присутствует и давнее поверье (образ царя Антихриста), само пространство города увидено, как место «распутья народов» или их столкновений, где утрачиваются живые корни рода.
|
|
2. Значимым для петербургского мифа стало стихотворение «Петр» (1904) Александра Блока. Оно родилось из незаконченной поэмы, над которой Блок работал после своей поездки в Москву, которая поразила поэта своим живым и духовным обликом. Стихотворение начинается с образа Медного всадника, увиденного новым зрением. Особую роль играет образ змеи, которую на известном памятнике давит конь Петра. Это существо у Блока, как и сам памятник, оживает в темное время суток. В образе ночного города – знакомые черты: призрачность, фантасмагорияность, губительность для живого человека.
3. Образ ожившей змеи переходит и в стихотворение Иннокентия Анненского «Петербург». В этом произведении – отсылка к образам «оттепельного» Петербурга у Достоевского, знакомый по Коневскому мотив странного соединения народов и сословий. Призрачность города передается не только знакомыми образами, но и отсылкой к истории. В емких формулах даны темы «каменного» (неживого) города, нашествия водной стихии. Прямо не обозначен образ бунтов, но явлен образ казней. Историософские смыслы стихотворения обретают черты провидческие, которые соприкасается с давним пророчеством «месту сему быть пцусту».
4. Попытка «переиграть» судьбу города, перетолковать миф, заметна в двух стихотворениях Зинаиды Гиппиус. В стихотворении «Петербург» (1909) запечатлены уже знакомые черты: зыбкость облика, наводнения, античеловеческая сущность города, само дыханье которого — «смерть и тленье». Стихотворение заканчивается проклятьем. После переименования Петербурга появляется стихотворение «Петроград» (1914) с противоположными историософскими смыслами. Не приемлется «предательство» дела Петрова. Стихотворение заканчивается призывом «революционной воли» и образом «прекрасно-страшного» Петербурга.
5. В романе Андрея Белого «Петербург» миф срастается с особым, двойственным видением истории России. Петр выступает и родоначальником чиновной бюрократии России (образ старшего Аблеухова), и отцом «бунтарей» и провокаторов. В главе «Гость» — на грани фантасмагории — изображается посещение Медным всадником (историческим «отцом») террориста Дудкина («сына»).
6. Завершением петербургского периода русской литературы стало изображение Петербурга времени катастроф — в поэма Блока «Двенадцать» и стихотворении Гумилёва «Заблудившийся трамвай».
В первом произведении, – многоголосом, полным внутреннего симфонизма, — запечатлен миг сбывшегося пророчества («месту быть пусту»). Во втором миф собственной судьбы поэта и петербургский миф (с отсылкой-перевертышем к «Капитанской дочке») сливаются в особое чувство исторических судеб России.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.М. Достоевский. «Подросток». (Часть 1. Глава 8.)
В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германна из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода!), мне кажется, должна еще более укрепиться. Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?» Одним словом, не могу выразить моих впечатлений, потому что все это фантазия, наконец, поэзия, а стало быть, вздор; тем не менее мне часто задавался и задается один уж совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, все это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это все грезится, – и все вдруг исчезнет».