Историческая наука в России в XVIII веке

 

Центрами исторической науки в XVIII в. стали созданная Петром I Академия наук (1724), основанное в 1748 г. Историческое собрание АН (Г. Ф. Миллер, Я. Я. Штелин, М. В. Ломоносов и др.) и Московский университет (основан в 1755 г.).

Изучались не только прошлые, но и современные события (Северная война и др.). Исторические книги писались по прямому поручению Петра I.

«Рассуждения о Северной войне» написал дипломат петровского времени П. П. Шафиров, другой дипломат — А. А. Матвеев — создал сочинения по истории Франции, Стрелецкого восстания 1682 г. в России и др.

Среди других историков было немало иностранцев на русской службе, в основном немцев,— Г. Гюйсен, Л. Галларт, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Байер и др.

Крупнейшими русскими историками первой половины XVIII в. был Василий Никитич Татищев («История Российского государства», в 5 книгах) и Михаил Васильевич Ломоносов («Древняя российская история…»), который был убежденным антинорманистом.

Во второй половине XVIII в. работал Михаил Михайлович Щербатов («История российская от древнейших времен», в 7 томах).

В XVIII в. исторические знания в России превращаются в науку.

 

Основные направления развития

Исторической науки в России в XIX веке

 

центрами исторической науки в это время стали: Общество истории и древностей при Московском университете (1804), Археографическая комиссия (1837) и Археологическое общество (1846) в Петербурге.

В XIX в. складываются самостоятельные исторические дисциплины, посвященные отдельным сторонам истории общества (история хозяйства, права, государства, языка и литературы, археология и др.). Дальнейшее развития получила этнография (описание жизни народов).

Появляются вспомогательные исторические дисциплины:

источниковедение (методика критического изучения источников);

археография (методика их издания);

палеография (изучение древних рукописей);

генеалогия (изучение родословий) и др.

Важнейшими среди них были источниковедение и археография.

Крупнейшими историками XIX столетия были: Николай Михайлович Карамзин («История государства Российского», в 12 томах), Сергей Михайлович Соловьев («История России с древнейших времен», 29 томов), Николай Иванович Костомаров («Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» и др.), Василий Осипович Ключевский («Курс русской истории»), Сергей Федорович Платонов («Лекции по русской истории»).

В XIX в. зародилась «русская школа» историков.

 

Восточные славяне в древности (VI–IX вв.)

 

в VI–VII вв. древние славяне разделились на три группы: 1) южные; 2) западные и 3) восточные славяне.

восточные славяне селились вдоль рек и вокруг озер от Днепра до Оки и оз. Ильмень на северо-западе. Известно до 15 восточнославянских союзов племен (вольняне, поляне, древляне, дреговичи и др.) восточные славяне были язычниками. Проповедниками языческой религии были волхвы.

Это было традиционное аграрное (земледельческое) общество. славяне знали ремесла. Более развита была внешняя торговля,— в ней были заинтересованы феодалы. главный торговый путь «из варяг в греки» проходил по Днепру от Балтийского в Черное море (на Константинопольские рынки).

На торговых путях по берегам рек возникали города. Вместе с зависимыми от них селами они образовывали волости, или княжества. Князь собирал дань с жителей окрестных княжеств и племен, уходя с дружиной в полюдье (обходил подвластные земли). Позднее дань стали привозить князю (повóз).

Города становились центрами государственности.

 

Образование Древнерусского государства.

Суть норманнской теории

 

Древняя русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о призвании варягов из-за моря на русское княжение. В 862 г. новгородцы, переживавшие постоянные распри, пригласили из-за Варяжского (Балтийского) моря князя Рюрика, с ним были два его брата — Синеус и Трýвор.

Прибывшие с ними варяги Аскольд и Дир захватили Киев. варяги основали две самодержавные области: Рюрик — на севере (Новгород), Аскольд и Дир — на юге (Киев).

После смерти Рюрика князь Олег в 882 г. совершает поход на Киев, убивает Аскольда и Дира и захватывает город. он объединяет Новгород и Киев под своей властью и провозглашает Киев столицей Киевской Руси.

С призванием варягов связана т. н. «норманнская теория», выдвинутая в 30–60‑х гг. XVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и Шлёцером, работавшими в Петербургской Академии наук. Согласно этой теории: 1) государство славян привнесено извне (варягами); 2) славяне будто бы нуждаются в руководстве и управлении.

Против этой теории выступали Ломоносов, Белинский, Добролюбов, историк Костомаров и др. Некоторые историки поддерживали ее. Современная историография отвергает т. н. «норманнскую теорию» как несостоятельную, не отрицая самого факта призвания варягов и правления Рюрика. Государство — всегда результат внутреннего, самостоятельного развития.

Таким государством и была Киевская Русь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: