Киевская Русь. Первые русские князья

 

Киевская Русь — первое устойчивое государство восточных славян — была одна из крупнейших держав средневековой Европы. Это раннефеодальная монархия с князем во главе. Социально-политическую структуру общества составляли два основных сословия — феодалы и смерды. Смерды делились на свободных общинников-земледельцев (платили дань) и зависимое население ( закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы (рабы) ) под общим названием челядь. Кроме того, в состав киевского населения входили купцы, мелкие торговцы и ремесленники.

В истории Киевской Руси выделяют три периода: 1) становления (кон. IX – кон. X в.); 2) укрепления и расцвета (кон. X – сер. XI в.) и 3) распада (вторая пол. XI – первая треть XII в.).

Первый период (становления) в первое столетие существования Киевского государства связан с именами первых князей. Это Рюрик (862–879), Олег (879–912), сын Рюрика — Игорь (912–945), вдова Игоря — Ольга (945–957 или 964), их сын — Святослав (957 или 964–972).

Второй период (укрепления и расцвета) Киевской Руси приходится на годы княжения сына последнего — Владимира I Святославича (980–1015) и его сына — Ярослава Мудрого (1019–1054).

Третий период (распада) Древнерусского (Киевского) государства наступает после смерти Ярослава Мудрого. Он разделил Русскую землю между 5 сыновьями. Вскоре между ними и их наследниками начались междоусобные войны, которые длились около 80 лет и привели к образованию самостоятельных княжеств.

При Владимире Мономахе (1113–1125) и его сыне Мстиславе Владимировиче (1125–1132) наметилось временное восстановление единства Древнерусского государства. Но после смерти Мстислава (1132) борьба за Киевский престол и кровавые междоусобицы продолжились.

Таким образом, во второй половине XI в. (после смерти Ярослава Мудрого) наметился, а во второй трети XII в. (после смерти Мстислава) наступил распад Киевской Руси.

 

Принятие христианства на Руси

 

В конце X в. князь Владимир провел две религиозные реформы.

1. В 980 г. языческие божества основных племен и земель были объединены в единый пантеон (совокупность богов данной религии) во главе с Перуном-громовержцем. Но Русь по-прежнему оставалась в ряду варварских стран.

2. в 988–989 гг. он провел вторуюреформу: в качестве государственной религии было введено православное христианство (из Византии).

Крещение Руси и создание церковной организации способствовали:

· объединению племен и земель

1) укреплению княжеской власти (один бог на небе, один князь на земле)

распространению византийской культуры на Руси

повышению международного престижа страны.

 

Русские земли в период

Государственной раздробленности

 

После распада Киевской руси оформилась система удельных княжеств, начался период феодальной раздробленности, который продлился более трех с половиной столетий (XII–XV вв.). возрастало дробление земель: в XII в. было 15 удельных княжеств, в XIII в.— около 50, в XIV в.— 250 княжеств. Наиболее крупными среди них были: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская феодальная республика и др.

постоянные междоусобные войны истощали хозяйственные ресурсы и способствовали ослаблению обороноспособности страны накануне монголо-татарского вторжения.

Схожий период пережили и другие страны Европы (Англия, Франция, Германия).

 

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния

 

В 1206 г. Чингисхан создал и возглавил империю монголов.

Первое столкновение русских дружин с монголо-татарами произошло 31 мая 1223 г. на р. Кáлке. Битва на Калке закончилась полным разгромом русских и союзных половецких войск. Причины поражения — в феодальной раздробленности и психологии разобщенности, в отсутствии общего командования.

Эти же причины помешали организовать общенациональный отпор и Батыеву нашествию (1237–1241), которое совершил на Русь внук Чингисхана Батый. Были разгромлены и сожжены Рязань, Москва, Владимир, Суздаль, Козельск, Киев и многие другие города (более двух десятков). Новгород избежал общей участи.

весной 1241 г. монголы устремились на Запад. Их войска были истощены, и в 1242 г. Батый внезапно прервал свой западный поход и повернул в Нижнее Поволжье, где в 1243 г. основал собственное государство — Золотую Орду со столицей Сарай-Батý.

Батыево нашествие принесло Руси колоссальные бедствия, на долгие годы задержав ее развитие. На 240 лет установилось монголо-татарское иго. Русь платила дань, русские князья получали в Орде ярлыки на княжение.

Победа на Куликовом поле (Мамаево побоище, 1380) закрепила за Москвой значение национального центра в борьбе за независимость и объединение русских земель. За победу в Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович (1359–1389) был прозван Донским.

Но монголо-татарское иго сохранялось еще 100 лет. Только в 1480 г. в результате «стояния» на р. Угре при Иване III (против ордынского хана Ахмата) было окончательно сброшено монголо-татарское иго.

В конце XIV и в течение XV в. Золотая Орда распалась на ряд мелких ханств. Но монголы еще не раз нападали на Русь.

 

Борьба с немецко-шведской

Крестоносной агрессией

 

В XIII в. Русь подверглась немецко-шведской агрессии. Летом 1240 г. шведские рыцари попытались захватить Новгород и окатоличить Русь. 15 июня 1240 г. в Невской битве шведский отряд был наголову разбит внезапным ударом конницы 20-летнего новгородского князя Александра Ярославича, прозванного за эту победу Невским.

Через два года он разгромил немецких и датских рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера (Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.).

Победа на Неве и Ледовое побоище: 1) сохранили для Руси берега Финского залива и торговые пути на Запад (что облегчало борьбу с ордынским игом); 2) сорвали попытки Папского престола окатоличить русское население.

 

Возвышение Москвы. Образование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: