Современная полиграфическая технология позволяет получить большое разнообразие продукции. Печатание может осуществляться с печатных форм различных видов, и не только на бумаге, но и на самых разнообразных материалах. Хотя не существует общепринятой классификации печатной продукции, однако, представляется целесообразным все виды такой продукции свести к следующим:
- издательская - в изготовлении которой принимают участие издательства (или редакции) и полиграфические предприятия. Это книги, газеты, журналы, листовая продукция и т.д.;
- рекламная - может изготавливаться при участии издательств, но их могут заменять и рекламные агентства. Существует огромное разнообразие такой продукции - специальные издания, листовки, рекламные плакаты, реклама на отдельных изделиях - пакетах, футболках и т.д.;
- деловая - конторские книги, бланки отчетности, школьные журналы и т.п. В связи с повсеместным переходом на компьютерное делопроизводство, удельный вес этой продукции, по-видимому, будет в дальнейшем уменьшаться;
- специальная - по заказам министерств и ведомств. Это денежные знаки, почтовые марки, бланки различных документов - паспортов, членских билетов, удостоверений и т.п.;
- этикеточно-упаковочная - различные виды этикеток и упаковки. Изготовление такой продукции предусматривает применение разнообразных материалов для печати, различных видов печатных форм. В связи с переходом к рыночным отношениям, количество такой продукции возрастает;
- представительская - мелкие сувениры, которые фирмы дарят заказчикам. Сами эти сувениры, конечно, в большинстве случаев, не относятся к печатной продукции, но логотипы фирм и другие изображения на них наносят печатным способом и с использованием печатных форм;
- полуфабрикаты, которые потом входят в готовую продукцию, не относящуюся к полиграфии. Например, пленка, запечатанная под дерево, для оклеивания мебели, различные виды обоев и т.д.
В изготовлении издательской продукции участвуют издательства и полиграфические предприятия. Издательства разрабатывают планы выпуска литературы, заказывают рукописи авторам. Кроме того, иногда они отдают рукопись на рецензирование, для того, чтобы специалисты сделали заключение о целесообразности ее издания или о необходимости доработки.
Издательства также осуществляют научное и литературное редактирование рукописи, ее корректуру, что улучшает качество. Однако, довольно часто, рукописи издаются и в авторской редакции.
В зависимости от технического оснащения и квалификации работников, издательства в той или иной степени выполняют допечатные процессы (см. § 1.7). Кроме того, они размещают заказы по полиграфическим предприятиям и следят за своевременным их выполнением, занимаются приобретением некоторых полиграфических материалов и сбытом готовой продукции.
Полиграфические предприятия также, в зависимости от технического оснащения и квалификации работников, часто выполняют допечатные процессы. Кроме того, они изготавливают печатные формы, печатают тиражи, осуществляют брошюровочно-переплетные и отделочные работы.
Классификация издательской продукции. В зависимости от конструкции различают книгу в переплетной крышке, книгу в бумажной обложке и листовые издания. В дальнейшем мы убедимся, что в значительной мере конструкция изданий определяет характер проведения некоторых допечатных процессов.
Знаковая природа информации позволяет разделить издания на текстовые (основную их часть занимает текст); изобразительные (основную часть их занимают изображения); смешанные издания (они содержат и текст, и изображения), их называют текстоизобразительными. В зависимости от того, чего в издании должно быть больше - текста или изображений, в зависимости от характера изображений выбираются те или иные программы электронной обработки информации.
По периодичности различают непериодические издания, выходящие однократно; периодические, выходящие постоянно через определенные промежутки времени; продолжающиеся издания, выходящие по мере накопления материала. Периодические издания часто требуют более оперативного выполнения допечатных процессов. Кроме того, различные выпуски периодических и повторяющихся изданий имеют идентичное оформление.
В зависимости от назначения различают издания художественной литературы, научные издания, учебники, словари, энциклопедии и т.д.
1.3.