Исторические источники и отечественная историография

История как наука: методы и источники изучения истории, функции исторического знания.

История – наука о прошлом; наука об истоках современности.

История изучает закономерности развития жизни, опыт человека (социальный, культурный и др.).

Содержание истории – исторический процесс.

Объект изучения – развитие человеческого сообщества во всем многообразии.

Предмет изучения – деятельность людей, совокупность их действий и др.

История – многоотраслевая наука: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства и права, религии, археология, этнография.

Специфику истории России определяло:

1) Географическое положение

2) Самодержавие вплоть до начала 20 века

3) Многонациональность

4) Участие народа в делах государства (вече, Земский собор и др.)

5) Православие по Византийскому принципу и др.

Вспомогательные исторические дисциплины:

Дисциплина Что изучает
Хронология Летоисчисление
Палеография Рукописи, книги
Дипломатика Международные соглашения, договоры
Нумизматика Монеты, торговые отношения, медали, ордена
Метрология Системы мер
Флаговедение Государственные символы, флаги
Геральдика Гербы стран, городов, семей и др.
Сфрагистика Печати
Эпиграфия Надписи на камне, глине, металле
Генеалогия Происхождение родов, фамилий
Топонимика Происхождение географических названий
Краеведение История края/местности/региона
Историография Описание, анализ взглядов и идей историков
Источниковедение Исторические источники

Источники изучения истории -это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события (классификацию см. в билете 2).

Методы изучения истории:

1) хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2) синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3) диахронный —

· метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений;

· историческое моделирование;

4)  статистический метод – метод, опирающийся на измерение и анализ статистических данных.

 

Функции исторического познания:
1) познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
2) практически-политическая позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений, помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
3) мировоззренческая определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

4) воспитательная (На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.)




Принципы изучения истории.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

                                                                                                                                     

 

Исторические источники и отечественная историография.

Источники изучения истории -это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события.

1. вещественные (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода)

2. фонические (музейные предметы, на которых с помощью специальных технических приспособлений зафиксирована информация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки)

3. изобразительные

· изобразительно-графические

· изобразительно-художественные

· изобразительно-натуральные

4. письменные

· летописи и летописные своды

· законодательные акты

· материалы делопроизводства

· протоколы

· договоры

· дневники

· переписку

· периодическая печать

· мемуарная литература

· музейные документы и др.

1. по типу фиксации информации:

а/ письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

· Официальные (Повести временных лет, манифесты)

· неофициальные (дневники, мемуары)

б/ вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

в/ кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

г/ изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

2.с точки зрения изучения какой-либо наукой:

· этнографические — сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

· фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

· лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: