Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое “семья” как социономическая категория?

2. Какими принципами готовы Вы - соционом центра “Семья” - руководствоваться при выборе теоретической базы социальной работы с семьей?

3. Проанализируйте типичные техники социальной работы с семьей.

4. Назовите главные отличия социальной работы с семьей от психосоциальной работы с данным клиентом социальной службы.

Задачи и упражнения

 

1. Допустим, Вы разрабатываете Положение о центре семейного консультирования. Какой будет структура данного документа? Какую роль отведете Вы в создаваемом Центре соционому? Назовите раздел документа, в котором будет описана эта роль. Составьте текст данного раздела: Положения о центре семейного консультирования (См. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Пер. с англ. / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. - М.: Когито-Центр, 2004. - С.392-393).

2. Один из семейных терапевтов Ч.Фишман как-то заметил: “Много лет назад мы по привычке думали, что, если правильно рассчитаем наше вмешательство, то сможем изменить многие семьи; мы высокомерно заявляли, что “создадим среду”, необходимую для улучшения жизни семьи”.

Теперь терапевты общаются с семьями не как эксперты, уверенные в своей способности решить их проблемы, а скорее как партнеры, стремящиеся мобилизовать все свои возможности.

Каковы, на Ваш взгляд, причины столь разительного изменения подхода семейных терапевтов к работе с клиентом?

3. В предложенном тексте выявите и проанализируйте техники, используемые социономом в процессе его вхождения в семью.

“Беседа начинается с обсуждения проблемы (Таня вся в синяках после драки в семье).

С.Р. (не выделяя никого, обращается к родителям). В милиции мне сказали о том, что случилось, о Вашей проблеме, и я решила, что будет полезно встретиться со всей семьей. Когда такое часто случается в семье, каждый может сказать что-то по этому поводу. (Обращается к мальчикам). Я не знаю, как вас зовут (к младшему). Ты…

Борис. Борис.

С.Р. Борис, сколько тебе лет? Давай посмотрим…

Борис. Тринадцать.

С.Р. Тринадцать. И в какую школу ты ходишь?

Борис. В двадцать пятую.

С.Р. Таня тоже там учится?

Борис. Нет, она еще в детский сад ходит.

С.Р. Познакомь меня со своей сестренкой.

Борис. Это Таня.  

С.Р. Будем знакомы, Таня. Сколько тебе лет?

Таня. В сентябре будет шесть.

С.Р. Значит, тебе почти шесть лет. Ты пойдешь в ту же школу, где учится Даша? Здравствуй, Даша (Даша сидит между Борисом и матерью).

 Даша. (10 лет). Здравствуйте.  

С.Р. Мне кажется, ты можешь рассказать о том, что случилось.

 Даша. Ну…была драка.  

С.Р. Таня, ты знаешь об этом? (Таня кивает головой).

С.Р. Понимаю. Это случилось дома? И кого же ударили? (Таня показывает на отца)…”

4. Назовите и проанализируйте подход, приверженцы которого утверждают, что реальность не существует как “мир вне нас”, а, наоборот, является умственным построением наблюдателя. Отсюда – социономы не должны считать то, что они видят в семьях, объективно реальным. Вместо этого они должны осознать, что наблюдаемое ими – результат ряда частных их предположений, касающихся людей, семей, проблем и их взаимодействия.

5. Изучение неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке, было важнейшим фокусом раннего обучения социальной работе. В действительности, первый курс обучения в первой школе социальной работы в США назывался “Уход за нуждающимися семьями в их домах”. Помогающих инспекторов обучали интервьюированию обоих родителей одновременно, чтобы составить полную и точную картину семейных проблем, задолго до того, как традиционные специалисты по семейному здоровью начали экспериментировать с общесемейными сессиями (см. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия…- С.53-54).

Назовите и проанализируйте базовые методы социальной работы с семьей.

 

Тема 15. Социальная работа с семьями

Больных алкоголизмом

 

                                          “Если бы муж не был алкоголиком,

                                                   я бы не нашла Ал-Анон и не узнала бы

                                                   этого мира, этого спокойствия”…

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятие “семья больного алкоголизмом”.

2. Социальный портрет семьи больного алкоголизмом.

3. Типичные ошибки семей больного алкоголизмом.

4. Интервенция в социальной работе с больными алкоголизмом.

5. Взаимопомощь в социальной работе с семьями больных алкоголизмом.

6. Что может сделать соционом самостоятельно?

 

Литература

Анонимные алкоголики: Пер. с англ. - Нью-Йорк, 1989. – 184 с.

Горячева, Н.В. Сравнение паттернов потребления спиртных напитков в России и северных странах Европы / Н.В. Горячева // Социология 4М. - 2004.- № 18. – С.45-59.

Демидов, А., Демидова, И. Феномен М.Челышева / А. Демидов, И. Демидова // Российская газета. - 2003. - 8 октября. - С.6.

Кони, А.Ф. К истории нашей борьбы с пьянством // А.Ф. Кони. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1989. - С.77-84.

Кутлэнд, Л. Свобода от бутылки. Как помочь пьющему человеку: Пер. с англ. / Л. Кутлэнд. - М.: Изд-во “Торговый дом Гранд”, 1998. – 256 с.

Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Москаленко. - М.: ПЕРСЭ, 2004. – 336 с.

Москаленко, В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом / В.Д. Москаленко. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 74 с.

 

 I. Алкоголизм – одно из распространеннейших и с трудом поддающихся терапии заболеваний, корни которого - в глубокой древности. Причем, само слово ” алкоголь ” произошло от арабского слова “алкеголь” – “благородный”, “нежный”. В античные и средние века алкоголь иногда даже прославляли как источник бодрости духа. “Аква вита” (в переводе “вода жизни”) – так называли алкоголь в те времена.

С начала ХХ в. алкоголизм стали считать болезнью, факторы которой, как правило, подразделяли на генетические, физиологические, психологические и социальные. О распространенности данного заболевания в современном обществе свидетельствует тот факт, что в экономически развитых странах мира, согласно данным ВОЗ, от 1 до 10% взрослого населения больны алкоголизмом[40]. Вряд ли есть основания полагать, что в России эта цифра ниже.

Алкоголизм хронический (синонимы: болезнь алкогольная, токсикомания алкогольная, этилизм) – форма токсикомании с пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, и развитием в связи с этим хронической интоксикации[41]. Это заболевание характеризуется патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойких соматоневрологических расстройствах и психической деградации.

Таким образом, основными признаками данного заболевания являются патологическое влечение к спиртным напиткам (т.е. пристрастие) и абстинентный синдром.

 II. Особенностью семей больных алкоголизмом является наличие в них нередко не одного, а нескольких больных. Причем, если другие члены семьи не являются носителями данного заболевания, они нередко страдают от другого заболевания – созависимости.

Созависимость будем определять как набор усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь болезненно мучительной[42]. Это зависимость от людей и явлений внешнего окружения, сопровождающаяся такой степенью невнимания к себе, которая почти не оставляет возможности для самоидентификации.

К основным признакам созависимости принято относить такие, как направленность вовне, забота о других, эгоцентризм, стремление жить в центре событий, чувств; легковерие, доверчивость; ригидность, склонность судить других; утрата моральных принципов. Созависимые жены, в частности, верят, что в состоянии контролировать все на свете. Чем хаотичнее ситуация, считают они, тем больше надо приложить усилий по контролю над ней. Им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают, а дети все воспринимают так, как приказывает им мать. Попытки взять под контроль практически неконтролируемые события приводят к тяжелым депрессиям. Определить наличие/отсутствие созависимости у членов семьи больного алкоголизмом можно с помощью шкалы созависимости.  

Общим для созависимости и алкоголизма является то, что:

а) они представляют собой первичное заболевание;

б) и то, и другое приводит к постепенной физической, психической, эмоциональной и духовной деградации;

в) в обеих ситуациях невмешательство может привести к преждевременной смерти;

г) и в том, и в другом случаях выздоровление требует системных изменений как в физическом, так и в психологическом состоянии человека.

Путь к выздоровлению от алкоголизма и созависимости един в том смысле, что помочь можно лишь тому, кто признает наличие у себя страдания и просит помощи. Осознать проблему – значит, наполовину решить ее.

Другая особенность семей больных алкоголизмом связана с проигрываемыми членами этих семей ролями: “козла отпущения”, “компенсатора”, “заменителя взрослого”, “сироты”, “приспособленца”. Так, “козлом отпущения” может быть как взрослый (жена), так и ребенок. Именно его, как правило, больной алкоголизмом винит в своем пьянстве, а поводы для придирок всегда найдутся. “Приспособленец” же – это член семьи, втайне не желающий выздоровления больного, поскольку его пьянство способствует достижению “приспособленцем” его собственных целей. В отличие от “приспособленца”, “компенсатор” – это человек, который пытается вернуть семье хорошую репутацию, признание окружающих.

Один и тот же член семьи может брать на себя несколько ролей. С другой стороны, несколько членов семьи могут выступать в одной и той же роли. Для выздоровления больного и его близких важно определить роль каждого из них. Заметим, что если в семье больного алкоголизмом взрослые и дети вынуждены играть определенные роли, то в здоровой семье они свои роли выбирают сами. Так, в здоровой семье родители создают следующие модели поведения:

- какими должны быть мужчина и женщина;

- какими должны быть муж и жена;

- какими должны быть отец и мать и т.п.

III. Как подчеркивалось выше, в семьях больных алкоголизмом обычно их члены проигрывают роли, далекие от семейных. При этом почти все жены больных алкоголизмом старались что-либо сделать для того, чтобы справиться со сложившейся жизненной ситуацией, удержать мужа от выпивок, предупредить употребление алкоголя детьми и злоупотребление им.

Организуя работу с такой семьей, соционом должен в ходе беседы выслушать членов семьи: что было сделано ими для улучшения сложившейся ситуации. Для решения такой задачи задаются вопросы типа: “Вероятно, Вы приложили немало усилий, чтобы справиться со сложившейся ситуацией”. Ответ на такой вопрос бывает примерно таким: “Я пробовала действовать и ласками, и угрозами. Вначале старалась показать, как я его люблю, поддерживала уют в доме. Я и сейчас не запускаю хозяйство: у меня все должно быть в идеальном порядке. Муж все равно долго не задерживался в семье – при любом удобном случае бежал выпивать. Потом я покупала билеты в кино, в театр, чтобы чаще бывать с ним. И это не помогло… Угрожала разводом, правда, больше для того, чтобы попугать – куда я денусь? У нас дети, да и квартиру не разменяешь, и вообще…”[43]

Выслушав все это, соционом может познакомить женщину с типичными ошибками жен, чьи мужья больны алкоголизмом, чтобы она постепенно начала осознавать необходимость изменения своего поведения и отказа от действий, приводящих к неверным результатам. Типичные ошибки жен больных алкоголизмом (это относится, как правило, и к матерям, сестрам, особенно тем, кто живут вместе) обычно таковы:

Жена старается:

- найти причины, оправдывающие пьянство мужа;

- следить за его внешностью;

- вовремя будить его на работу;

- оправдывать перед начальством его пьяные прогулы болезнью;

- скрывать его пьянство перед соседями;

- как можно чаще бывать с ним вместе, чтобы удерживать от пьянства.

Жена часто:

- делает ту работу, которую должен выполнять глава семьи;

- старается больше заработать, чтобы поддержать семью;

- покупает вещи, необходимые для дома;

- контролирует семейный бюджет;

- устраивает мужа на работу, удерживает его от увольнения.

Жена может:

- выпивать вместе с ним, чтобы не дать ему слишком сильно пьянеть;

- стирать за ним простыни, испачканные рвотой или испражнениями;

- жаловаться на необходимость делать все это, а потом поступать снова точно также.

Многие жены:

- говорят: ”Шляйся, где хочешь, мне все равно”, а затем посылают детей привести отца домой;

- разыскивают мужа вне дома лично или по телефону;

- запрещают ему кричать на детей, бить их, а затем делают то, что не позволяют ему.

Типичная жена больного алкоголизмом:

- горько жалуется на то, как много денег он тратит на водку;

- сама же часто покупает ему “бутылочку” или дает деньги на нее;

- выливает водку в раковину;

- винит в пьянстве мужа сослуживцев;

- предъявляет претензии его родителям, родственникам, сослуживцам в том, что они неправильно на него повлияли.

Жена старается скрывать от него реальное финансовое положение, плачет о нем, бранит и распекает его, уходит на время к родителям или другим близким, пытается тайно лечить его, бьет его, уговаривает пить понемногу. Бывает, что жена обращается в милицию с жалобой на побои мужа, а потом забирает заявление, заявляет о нежелании дальше терпеть побои, и сносит их вновь и вновь; обманывает его, поскольку он обманывает ее. В конце концов, жена будет ненавидеть мужа и его родственников, периодически пытаться помочь ему, отказываться готовить ему еду и все же делать это, и т.п.

Познакомившись с этим перечнем типичных ошибок, жены больных алкоголизмом наверняка скажут, что все это как будто о них написано.

Соционому целесообразно заметить при этом: “Понимаете ли Вы, насколько бесполезны все эти ухищрения? Этими действиями Вы только усугубляете все проблемы, ухудшаете положение свое и мужа, обостряете его алкоголизм”.

Трудно винить женщин за эти ошибки, порожденные отчаянием. Каждая жена больного алкоголизмом делала то, что и большинство других[44].

К типичным переживаниям детей в таких семьях отнесем следующие:

- “ Семейная тайна ”. Скрыть наличие болезни у одного или нескольких членов семьи никогда не удается полностью. Но сокрытие правды становится привычным делом в такой семье. Дети боятся говорить о своих проблемах, растут замкнутыми. В конце концов, они попадают в социальную изоляцию, становясь жертвами двойной жизни.

- “ Скрытая жизнь ”. Ложь пронизывает не только внутрисемейные отношения, но и захватывает круг друзей, соседей. Обман становится привычкой детей. Чем больше скрытности, тем больше запутанности, вины, борьбы, разъединения.

- “ Что же реально?” Ребенку часто приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят. Дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Это истощает ребенка, изматывает его и физически, и психологически.

- “ Информация с двойным смыслом ”. Ребенок в семье слышит много противоречивых высказываний. Например: мама говорит: ”Я тебя люблю, иди гулять, не путайся у меня под ногами”. Если бы она сказала ему только: “Я тебя люблю”, ребенку было бы ясно, что она имела в виду. Чувства ребенка смешиваются. Он не знает, чему верить. Непостоянное поведении больного отца (то заботливый, любящий, то агрессивный) – загадка для ребенка. Он не в силах поверить, что отец “плохой”, и начинает отрицать правду, т.е. использует доступный ему механизм психологической защиты.

- “ Борьба, ссоры, драки ”. Ссоры, драки, как и пьянство, необходимо чем-то объяснять или скрывать. Они тоже – семейная тайна. Они способствуют формированию у ребенка определенного стереотипа отношений с окружающими.

- “ Слишком быстрое взросление ”. Незрелый психически ребенок вынужден быстро взрослеть, ибо ему часто приходится брать на себя часть забот о доме, младших детях.

- “ Сексуальные и другие оскорбления ”. Сексуальные оскорбления бывают явными и скрытыми, когда контакт не произошел, но поведение родственника нанесло ущерб психике ребенка. Наиболее распространенные из других оскорблений – избиение детей, просто за то, что появились в неподходящее время в неподходящем месте, т.е. детей бьют без всякого повода. При этом пьяный родитель может не соизмерять собственную силу и покалечить ребенка.

- Наконец, “ Пониженная самооценка ”, “ Заброшенность ”, “ Жизнь в мире фантазий ” – не менее распространенные характеристики ситуаций детей, родители которых больны алкоголизмом. Нередко врачи обнаруживают у таких детей запущенные или игнорируемые родителями болезни. Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку, восприятие себя как “ничто”. Уход в мир фантазий помогает ребенку выжить в трудных условиях, характерных для такого типа семей. Светлые мечты становятся убежищем для настрадавшейся души, дают возможность ощутить себя хозяином положения. Но когда фантазии вытесняют реальность, это становится опасным для развития ребенка.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что дети больных алкоголизмом чувствуют себя нелюбимыми и брошенными, считают себя виновными в пьянстве родителей; ощущают неуверенность и незащищенность из-за отсутствия в семье порядка, вечно меняющегося поведения родителей; имеют мало друзей, нередко плохо учатся в школе и даже, достигая порой разительных успехов в той или иной сфере жизни, испытывают трудности в налаживании контактов с окружающими. Жены и матери больных алкоголизмом проигрывают также роли, далекие от семейных, пытаясь контролировать то, что в принципе контролю не подлежит: жизнь другого человека.

IV. Соционом, хотя и не является наркологом, может воспользоваться кратким опросником, определяясь с вопросом, является ли злоупотребляющий алкоголем человеком больным. На вопросы может отвечать либо тот, кто подвергается диагностике, либо хорошо знающие его образ жизни люди.

Данный опросник для выявления возможного алкоголизма включает в себя следующие вопросы:

- Принимали ли Вы когда-нибудь решение сократить выпивки?

- Досаждали ли Вам близкие тем, что критиковали Вас за пьянство?

- Чувствовали ли Вы себя после выпивки очень плохо физически, и возникало ли у Вас чувство вины в связи с выпивкой?

- Принимали ли Вы спиртное, чтобы опохмелиться, успокоить нервы или избавится от головной боли?[45]

Даже один ответ “да” на вышеприведенные вопросы свидетельствует о подозрении на алкоголизм. Положительные ответы на все четыре вопроса расценивают как несомненный алкоголизм.

Вся семья больного алкоголизмом страдает от этой проблемы, и в то же время преуменьшает ее размеры (“Ну, мой-то пьет не так, как другие”). Соционом должен помочь жене больного (лучше - всей семье) признать существование проблемы. После осознания проблемы необходимо сделать следующий шаг (самый трудный): уговорить больного лечиться. Для этого используется метод интервенции. Типичный случай использования данного способа вмешательства – это защита интересов ребенка от произвола родителей, или защита психически больного. Наряду с этим, интервенция применяется и тогда, когда клиент в силу слабой воли, бесхарактерности, болезни не хочет, а порой противодействует этому вмешательству. Заметим, что слово интервенция латинского происхождения, означающее насильственное вмешательство.

Осуществляя интервенцию, соционом должен помнить, что он работает не только с теми, кто страдает, но и другими – причиняющими эти страдания. Пока есть шанс обойтись без интервенции, ее не применяют. При принятии решения о таком вмешательстве необходимо ответить на ряд вопросов:

- Как сильно страдает жертва от неблагоприятных действий?

- Каковы ее действительные желания, воля?

- Какова действительная опасность, что бы произошло, если бы не вмешательство?

- Какие возможности есть у страдающих лиц, чтобы помочь самим себе?

- Каковы возможные потери для страдающих лиц после вмешательства?

В анализируемом нами случае для такого вмешательства характерна беседа больного алкоголизмом в его доме со значимыми, авторитетными для него людьми: женой, дочерью, сыном, другом, сослуживцами. Они должны быть не просто авторитетными для больного людьми, но и носителями желаемых качеств (ведут здоровый образ жизни). Организацию такой беседы берет на себя соционом. Беседа должна носить спокойный и серьезный характер, без обвинений. Каждому ее участнику необходимо высказать свою озабоченность судьбой больного, тем, как он любит себя, сказать, что он – больной – слишком дорог всем присутствующим, и что они не могут спокойно наблюдать, как он теряет свое здоровье, семью, квалификацию, доброе имя. Соционому целесообразно высказать свое заключение последним.

Главное в такой беседе – удержаться от обвинений, а предъявлять претензии больному можно и нужно. (Сын: “Из-за твоего пьянства, папа, я не могу пригласить в дом друзей. Мне будет очень стыдно, если они увидят тебя пьяным”. Сослуживец: “Мы теперь боимся доверять тебе ответственную работу, хотя всегда ценили тебя, твое мастерство”. Жена: “Я всегда верила, что ты можешь справиться с любыми трудностями, но, видимо, ошибалась. Ни ты, ни я не можем побороть алкоголь. Остается просить помощи у врачей”).[46]

В процессе вмешательства используется множество техник. В целях оказания сопротивления “противной” стороне рекомендуется воспользоваться такими техниками, как:

- Игнорирование определенного утверждения, предложения или требования “противной” стороны.

- Демонстрация того, что нас не сломить угрозами. Терпеливо, настойчиво настаиваем на своих требованиях.

- Мобилизация эффективными призывами самолюбия “противной” стороны.

- Смешение твердых и мягких тонов во вмешательстве. При этом недопустимы оскорбления, обман, использование ложных аргументов вмешательства.

Родственникам, осуществляющим “интервенцию”, необходимо руководствоваться двумя принципами: исключительно серьезным подходом к проблеме алкоголизма у близкого человека и доброжелательным отношением к нему самому.

 V. Параллельно с интервенцией можно рассказать больному о группах Анонимных алкоголиков (далее – АА), если они есть в данном городе, районе. Если такие группы еще не созданы, задача соционома – способствовать их становлению (см. тему “Технология становления и развития групп само- и взаимопомощи”). На своих встречах участники АА обычно читают фрагменты из настольной книги данного сообщества ”Анонимные алкоголики”. Речь идет о программе «Двенадцать шагов», текст которой представлен в приложении 201. Содержание фрагментов служит им отправной точкой для обсуждения собственного опыта.

Если больной ранее посещал группу АА, то у него, возможно, есть покровитель – другой больной с опытом трезвости, которому необходимо звонить в критические моменты. Соционом может помочь больному алкоголизмом и в преодолении ложного чувства стыда. Речь идет о том, что многие больные лечатся в медицинских учреждениях по нескольку раз. В случае рецидива им следует обращаться к своему лечащему врачу, но этому часто препятствует чувство вины и стыда. Стыд этот ложный, ибо на стадии болезни больной не может нести ответственность за ее развитие. Поэтому соционом корректно обращает внимание больного на то, что он не должен чувствовать себя виноватым: он несет ответственность не за возникновение у него болезни, а за отношение к ее лечению.

Если жена или мать предоставляют больному возможность самому отвечать за себя, за свое поведение, они тем самым дают ему понять, что верят в его силы, в его способность изменить ситуацию и ценят его за это. При этом следует всячески позитивно подкреплять осваиваемое больным поведение, хвалить его достоинства, помогая сохранить уважение больного к самому себе. Наряду с этим жены и матери могут посещать группы Ал-Анон, дети – Алатин (см. тему “Технология становления и развития групп взаимопомощи”).

VI. Главная задача соционома – способствовать обращению семьи за профессиональной помощью. Невозможно навязать ее людям против их воли. А захотят они ее принимать в случае, если:

- находятся в ситуации острейшего кризиса, и

- осознают, что жизнь в семье идет не так и существует настоятельная необходимость изменить сложившуюся ситуацию[47].

В первом случае крайне важно соционому прибегнуть к использованию, прежде всего, метода посредничества, помочь семье встретиться с медицинскими и т.п. учреждениями, специалистами, во втором – соционом может в течение некоторого времени работать с семьей самостоятельно, помогая ее членам в осознании того, что алкоголизм – серьезное заболевание, как, впрочем, и созависимость. Важную роль в решении данной задачи может сыграть метод самодиагностики (см. тему ”Социальная диагностика ”), в ходе которой свою роль могли бы сыграть такие вопросы соционома (обращения к жене больного), как:

- Какова была Ваша роль в родительском доме? Приходилось ли Вам брать на себя ответственность за других?

- Чего, по Вашему мнению, муж ожидал от Вас в браке больше всего – заботы, материнского ухода, уюта в доме или порядочности, уважения к нему?

- Как Ваш супруг заботится о том, чтобы Ваша жизнь была интересной и наполненной?

- Чего ожидаете Вы от супруга для себя лично?

- Что является определяющим в вашей супружеской и семейной жизни – Ваши неустанные заботы о доме, близких, умение решать важные вопросы семейной жизни, или пьянство мужа, перепады в его поведении, когда он то бушует на весь дом, то беспомощно валяется на полу?[48]

При обсуждении ответов членов семьи на подобные вопросы соционома рекомендуется обратить их внимание на тот факт, что значительные сдвиги в семье больного алкоголизмом часто происходят только после пережитого ею кризиса (жена ушла из дома, сын оказался в тюрьме, сам больной попал в катастрофу). Многие больные обращаются за помощью именно тогда, когда, например, жена поставила вопрос “ребром”: “Или будешь лечиться, или разведусь”.

Завершая рассмотрение данной темы, зададимся и таким вопросом, как: ”Чего не должен делать соционом”?

- Соционом обладает немалыми знаниями об алкоголизме и других социальных болезнях. Но оказание медицинской помощи – это дело врача, специально подготовленного клинического психолога.

- Алкоголизм – это болезнь, поэтому необходимо отказаться от попыток морализировать на заданную тему (упрекать, обвинять больного и т.п.). В данном случае весьма уместны техники типа: ”Я слышу Вас, я Вас понимаю”.

- Нельзя принимать чью-либо сторону, заключать союз с кем-либо из членов семьи, более того, необходимо помочь им осознать весь вред таких группировок.

- Нельзя поддерживать тайное лечение больных алкоголизмом, ибо такие действия опасны для жизни больного и неэффективны. Для лечения необходимо прежде всего сознательное желание больного отказаться от алкоголя.

Опыт работы с семьями больных алкоголизмом должен быть одной из основ социальной профилактики данного заболевания, которая лишь в случае ее постоянства, каждодневности, научной обоснованности может дать ожидаемые результаты (см. тему “Профилактика в социальной работе”).

 

Темы рефератов

 

1. Исторические уроки борьбы с алкоголизмом в России.

2. Алкоголизм как семейная проблема.

3. “Двенадцать шагов” как профилактическая программа.

3. Созависимость как практическая проблема.

4. Технология функционирования групп “Алатин”.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение алкоголизму как социальной проблеме.

2. Есть ли отличия в научных основаниях социальной работы с семьями больных алкоголизмом и социальной работе с другими типами семей? Аргументируйте свой ответ.

3. Проанализируйте типичные ошибки жен больных алкоголизмом.

4. Какова роль социономов в организации и функционировании “Анономных алкоголиков” и групп взаимопомощи, создаваемых для членов их семей?

5. Проанализируйте интервенцию как метод социальной работы с семьями больных алкоголизмом.

6. Каковы главные отличия в организации социальной работы с больным алкоголизмом от соответствующей деятельности с созависимыми?

7. Назовите типичные ошибки социономов, работающих с семьями больных алкоголизмом.

Задачи и упражнения

 

1. Предположим, что Ваш клиент – женщина 36 лет - рассказывает, что последнее время ее муж регулярно – два-три раза в месяц – напивается “в стельку”. Обычно это происходит в дни зарплаты. “Он алкоголик или нет?”- задает Вам вопрос клиент. Как ответите на вопрос клиента? Что скажете этой даме?

2. Как Вы считаете, эффективен ли приводимый ниже подход к организации социальной работы с больными алкоголизмом?

А. Социальная работа начинается с выявления основных факторов, характеризующих клиента: а) возраст; б) пол; в) социальный статус: образование, профессия, семейное положение, круг общения.

Б. В ходе знакомства с клиентом, его ближайшим окружением выявляются причины его алкоголизма: социально-психологические; индивидуально-психологические; личностные.

В. На третьем этапе соционом разрабатывает план работы с клиентом. Специалист исходит из того, что алкоголь вторгается не только в индивидуальный метаболизм, где производит ломку эволюционных закономерностей человеческого организма. Еще большие разрушения он причиняет системе социальных отношений. На производстве при ближайшей возможности больной алкоголизмом присоединяется к группе, объединенной алкогольной установкой. Входя в эти две основные сферы микросреды - семейную и производственную, он становится независимо от своей воли элементом соответствующей социальной микросистемы. По законам функционирования системы, изменения в каком-либо из ее элементов неизбежно вызывают изменения во всей системе в целом и в остальных элементах. В том случае, если изменения ведут к нарушению деятельности системы, ее функционирования, система стремится восстановить равновесие, оказывает обратное воздействие на “возмутителя спокойствия”, возвращая его к норме или выключая из системы вообще. Исходя из этого, для того, чтобы совершить обратное превращение больного алкоголизмом в полноценного члена системы, все остальные элементы этой системы сами должны измениться.

Другими словами, основная гарантия успеха в реконструкции личности больного, помимо его собственных усилий, заключается в параллельной работе над собой людей, входящих в его ближайшее окружение. Можно сказать, что семья, где один из ее членов пьет, представляет из себя целиком больную систему и нуждается в общем, комплексном лечении.

Если в результате проделанной работы больной приходит к согласию на лечение, соционом должен предоставить всю имеющуюся у него информацию об учреждениях, специализирующихся в этой области, помочь получить консультацию у врача и пройти курс лечения. Однако это еще не означает окончательной победы. После лечения в семье и на работе будут возникать осложнения, о которых должны знать и клиент, и члены его семьи. Поэтому работа с такими клиентами и их семьями не прекращается, а просто переходит в другую фазу.

Очень часто больные алкоголизмом не соглашаются на лечение, и семья продолжает существовать, по разным причинам отказываясь от развода. В этом случае “лечение“ такой семьи продолжается настолько долго, насколько ее члены “одержимы” мыслью о возможности помочь друг другу.

Кроме членов семьи больного, в сферу деятельности соционома могут быть вовлечены друзья, сослуживцы, выразившие согласие на сотрудничество.

В своей работе с больными алкоголизмом соционом опирается на опыт и сотрудничает с учреждениями, общественными организациями, работающими в населенном пункте, районе, регионе (см. Гуслякова Л.Г. и др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. - М., 1994. - С.66-67).

3. Допустим, что к Вам на консультацию пришел мужчина. Его проблема с 65-летним отцом заключается в следующем. Клиент с женой и ребенком проживают с отцом в одной квартире. Раньше отец пил, но лет 20 назад он прекратил пить. Что послужило причиной, этого сын не знает. Полгода назад умерла мать, - рассказывает клиент, - и отец запил снова, превратив жизнь семьи в кошмар. Попытки сына остановить пьющего отца дают результаты на два-три дня.

Объясните механизм возвратного алкоголизма этого пожилого человека. Какой план действий Вы предложите своему клиенту? Назовите основные способы вмешательства, к которым прибегнете Вы в данной ситуации.

4. Ваш клиент, назвавший себя Антоном, – мужчина лет тридцати. Он сказал, что хочет просто поговорить с Вами. При этом он не желает рассказывать о себе никаких подробностей. Вот что он рассказал после небольшого вступления.

”Впервые я выпил, когда мне было около четырнадцати лет. Отец умер, кажется, от несчастного случая, и мать не приняла это близко к сердцу… (пауза). Я рос болезненным ребенком… без братьев и сестер, и все это для меня слишком… Перед смертью папа был в состоянии депрессии, и, мне кажется, они не были счастливы друг с другом, папа и моя мать. А потом у меня возникли неприятности с законом, но меня, слава Богу, не забрали. Мне сказали об этом… как это называется? Социальные группы алкоголиков. Я пошел в такую группу, но, скорее, затем, чтобы встретить каких-то новых людей – ведь я был одинок, а не для того, чтобы бросить пить. Я думал, что смогу удержаться на работе; это не мешало, нет, в самом деле…(пауза). Но Мария, похоже, думает иначе… Сейчас мы собираемся…но она сказала мне…(пауза)…она сказала мне прямо: “Я или бутылка!” Она словно окаменела, когда я не ответил на ультиматум. По-моему, никто и не смог бы этого сделать, ведь так? Держу пари, что и Вы делали это когда-то. Но она говорит, что я должен выбирать – она или бутылка. Никакой выпивки – ни в какой-либо группе, ни в одиночку – скотской. Я не знаю, что делать…”

Какой линии поведения придерживаться соционому в данной ситуации? Вообще, способов ведения такого клиента - множество. Вы решили начать с вопросов, начинающихся со слов ”Как”, ”Что”, ”Когда”, ”Где”, ”Почему”, “Кто”. Из вопросов, приведенных далее, выберите два, которые Вы зададите обязательно данному клиенту, и два, которые Вы больше всего хотели избежать. Свой выбор объясните.

1 Антон, сколько Вам лет?

2. Как Вы связываете свою первую выпивку в 14 лет с тем, что Вы пьете сейчас?

3. Как умер Ваш отец?

4. Насколько болезненным ребенком Вы были?

5. Как Вы думаете, отчего у Вашего отца была депрессия?

6. Что Вы думаете о несчастливом браке Ваших родителей?

7. Как Вы оказались не в ладах с законом?

8. Почему Вы оказались не в ладах с законом?

9. Где Вы в основном пьете?

10. Как часто и много Вы пьете?

11. С кем Вы пьете?

12. Как Вы думаете, почему Мария поставила Вам такой ультиматум?

13. Что Вы думаете о своем отказе принять ультиматум?

14. Какие чувства Вы испытываете к Марии?

15. Как Вы думаете, что Вас ждет, если Вы будете продолжать пить?

 

         тема 16. социальная работа с молодежью

 

Современная молодежь – это ужасно.

Но самое ужасное в том, что мы уже

не принадлежим к этой молодежи!

                                     П.Пикассо

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятия “взросление” и “молодежь”.

2. Теоретическая база социальной работы с молодежью.

3. Социальные проблемы молодежи.

4. Современные молодежные программы.

 

Литература

    

Манхейм, К. Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом / К. Манхейм. - М.: ИНИОН, 1992. - С.69-96.

Национальная молодежная политика // Молодежь.ru, 2005. Пилотный выпуск. - С.8-21.

Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика: Государственный доклад / Под ред. В.А. Лукова и др. - М., 1998. – 164 с.

Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. – 320 с.

Решетников, О.В. Модели работы с молодежью за рубежом. Международный скаутинг / О.В. Решетников // Молодежь.ru, 2005. Пилотный выпуск. - С.22-34.

Рокар, М. Трудиться с душой / М. Рокар. - М.: Международные отношения, 1990. - С.248-249.

Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч.2. / И.Н. Иванова и др. - Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. - С.73-80.

Социология молодежи в контексте социальной работы: Учеб. пособие / В.Н. Ярская и др. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. – 300 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон. - М.: Издательская группа “Прогресс”, 1996. – 344 с.  

1. Ни в каком возрасте, пожалуй, человек не нуждается так в понимании, как в годы юности. Создается впечатление, будто понимание другими – необходимое условие формирования личности. Тем не менее, научная разработка понятий “молодежь”, “взросление” представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия “молодежь” наблюдается фактически лишь с 70-х годов ХХ в.[49] Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности[50]. С этой точки зрения, детство – период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость – пора выбора профессии, обучения; зрелость – время реализации своих способностей, активной работы. Однако доминирующей в настоящее время является точка зрения, согласно которой молодежь – это большая социально-демографическая группа, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. С этим связаны социально-психологические особенности молодежи, ее социально-политическая неоднородность.

Молодежь как объект научного исследования и управления в соответствии с нормами российского законодательства представляется крайне неоднородной по составу, полу, возрасту, социальному статусу (в одних классификациях выделяется 7 групп молодежи, в других 11, среди которых: учащиеся школ, лицеев, ПТУ, студенты колледжей и вузов, предприниматели и военнослужащие и т.д.)[51]. Определение возрастных границ молодежи связано с началом и завершением оформления полноценного самосознания личности молодого человека. Таким образом, по мнению одних ученых, молодой – это человек в возрасте от 14 до 25 лет, по мнению других – от 16 до 30.

Нередко при определении и описании молодежи используется понятие “взросление”, что представляется весьма значимым в контексте практики социальной работы. Взросление касается приспособления личности ребенка к “половозрелому статусу”[52], то есть совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием. Возрастные границы взросления (в широком смысле слова) включают в себя период от 12-14-го до 25-го года жизни. Эту возрастную группу ряд специалистов отождествляет с “юношеством” или “молодым поколением[53]”. Ввиду значительной изменчивости верхней границы периода взросления (стоит только вспомнить о все возрастающем разбросе в сроках начала профессиональной деятельности и вступления в брак), сейчас намечается тенденция к отказу от жесткого определения возрастных рамок, и даже к установлению этой верхней границы только по социальным критериям.

Период взросления принято разделять на несколько стадий. Иногда говорят о трех (ранняя, средняя и поздняя) или пяти (предвзросление, раннее взросление, собственно взросление, позднее и послевзросление). При этом почти все теории различают, по меньшей мере, две фазы в процессе взросления, первая из которых характеризуется многочисленными соматическими, психическими и психосоциальными изменениями, утратой детского статуса наряду с сохраняющимися нереалистическими представлениями о собственных привилегиях и о статусе взрослых. Вступив в период полового созревания, люди попадают в двойственное положение: они уже не дети, но еще не взрослые. Для второй фазы взросления характерна реорганизация: господствовавшие на первой фазе беспокойство и неуверенность уменьшаются, подростки ориентируются в жизни, находят контакт со сверстниками, и в значительной степени отказываются от детского статуса. Тем не менее, статус взрослого еще не достигнут, возникают проблемы идентификации, возможно столкновение с традиционными общественными структурами.

Законодательство России установило возраст молодого человека в границах от 14 до 29 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что в среднем в 14 лет развертывается пубертатный кризис (лат. pubertas –– половая зрелость), детерминирующий физическую зрелость, открывается доступ к трудовой деятельности, когда подросток получает впервые право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе или поступить в техникум, вуз или на работу. Верхняя возрастная граница определяется достижением трудовой и социальной стабильности: экономическая самостоятельность, профессиональная зрелость, создание семьи.

Молодежь, таким образом, определяется как возрастная группа, обладающая определенным социальным статусом маргинального, промежуточного свойства, переходного от детства к взрослости[54]. Следовательно, молодой возраст охватывает не только период личностного самосознания, но и активной адаптации, интеграции его в социальную действительность. По логике В.Т.Лисовского, это и время взрослости человека, ибо после рождения собственных детей, по его мнению, молодой человек преодолевает порог молодости[55]. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении молодежного возраста.

Молодежь как социально-демографическая группа является потенциальным носителем субъектности, ввиду ее особого положения в социальной структуре. Молодежь субъектна функционально в соответствии с особенностями своего развития в системе общественных отношений, сознание ее деятельно, то есть обладает пониманием своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно-значимой основы собственного существования. В социальном смысле молодежь как субъект – автор выбора (см. Приложение 209).

Таким образом, согласно общепринятой в науке точке зрения, молодежь рассматривается в качестве субъекта общественных отношений, носителя активности. Обладая определенными социально-психологическими характеристиками на каждом этапе своего возрастного развития, она включается в процессы социального взаимодействия, является субъектом взаимодействия.

Объективно выполняя функцию носителя инициативы как основы собственного существования, она обладает уникальным способом взаимодействия с социальной действительностью, каковым выступает ее инициатива.

В то же время, в соответствии с нормами российского законодательства, молодежь является объектом государственной социальной политики. В российском законодательстве минимально представлены нормы, позволяющие самому молодому человеку проявлять собственную активность и социальность во взаимодействии с государством и обществом. В число субъектов молодежной политики включены признанные государством посредники, государственные и общественные институты воспитания и образования, общественные организации, службы. Лишь закон “О молодежи города Москвы” рассматривает молодежь как непосредственный субъект и адресат городской политики.

II. В силумеждисциплинарности, интегрального характера социономической деятельности, а также разнообразия научных подходов к описанию как молодежи, так и процесса взросления, определение теоретических оснований социальной работы с молодежью представляется делом достаточно трудным. Памятуя о том, что сущность социальной работы деятельностная[56], и цель этой деятельности связана с изменением ситуации клиента (психосоциальный подход получает все большее распространение в социальной работе), переоценить роль теорий взросления как научного основания социальной работы с молодежью не представляется, на наш взгляд, возможным.

С биологической точки зрения взросление – это совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании: с психологической – это совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладанием с ними, а также с социальными реакциями на них. В правовом отношении период взросления означает рост ответственности перед законом. Социологи же определяют взросление как промежуточную стадию, на протяжении которой молодые люди, достигнув биологической половой зрелости, не могут, вступая в брак и приобретая профессию, приобрести также и всеобщие права и обязанности, дающие возможность и вынуждающие принимать ответственное участие в важнейших общественных процессах. Особенность процесса взросления в том, что относительно профессии и брачного партнера “выбор объекта” становится все более мотивированным, однако еще не закрепленным официально. В силу тесной связи социальной работы с психологией и социологией, проанализируем соответствующие теории взросления.

Если сначала в психологических теориях взросления господствовали подходы генетической психологии с ярко выраженным биографически-описательным подходом, выдвигавшим на первый план особенности субъекта, то впоследствии, в частности, в разработанной К.Левиным теории поля больше значения стало уделяться влиянию окружающих условий. Предваряя анализ данной теории, подчеркнем, что она сыграла значимую роль в разработке психосоциальной модели практики социальной работы в целом (см. тему “Современные модели практики социальной работы”). К.Левин (1890–1947) исходил из следующего постулата: поведение отдельного человека зависит от его личности и окружения; при этом личность и ее окружение взаимозависимы. Сумму всех факторов, связанных с личностью, окружением и их взаимодействием, ученый называл жизненным или психологическим пространством. Поведение человека – функция его жизненного пространства. Согласно этой теории, ситуация взросления характеризуется тем, что надежное жизненное пространство ребенка уже покинуто, а жизненное пространство взрослого еще не достигнуто. В результате молодой человек оказывается в промежуточном положении, лишающем его уверенности. Многие формы поведения в этом возрасте (замкнутость, робость, агрессивность) - проявления этой неуверенности. Жизненное пространство ребенка еще слабо структурировано, а в период взросления оно начинает все сильнее структурироваться и дифференцироваться по мере приближения к зрелости.

Молодой человек – маргинальная личность. Он не принадлежит ни к детям, ни к взрослым, является аутсайдером как представитель меньшинства. Однако он развивает приспособительные механизмы, основанные на взаимосцеплении сил поля и специфичных для личности форм поведения. При этом происходит развитие в жизненном пространстве, выражающееся в следующих процессах:

- расширение жизненного пространства,

- возрастает дифференцировка этого пространства, т.е. в него включается множество новых фантазий, представлений, социальных отношений и видов деятельности;

- жизненное пространство становится лучше организованным, т.е. между его элементами (установки, когнитивные процессы и т.д.) устанавливаются упорядоченные и закономерные связи;

- организация жизненного пространства становится менее жесткой, возрастает способность изменяться, приспосабливаясь к требованиям окружающей среды.

Относительно широкая концепция К.Левина применима и к отдельным личностям, и к группам. Широта – одновременно ее сила и слабость.

В социологических теориях взросления важнейшей детерминантой развития (в любом возрасте) считается окружение индивида. При этом социальным процессам приписывается решающее значение для развития молодого человека, который как бы отражает “состояние общества”.

Согласно Колману, социологические теории характеризуются следующими признаками: акцентом на ролевом поведении, интересом к развитию “Я” и вниманием к процессу социализации. Между этими признаками существует тесная взаимосвязь. Остановимся лишь на тех из социологических теорий, которые представляются наиболее значимыми в контексте практики социальной работы: теориях ролей и деятельности и социально-экологическом подходе[57].

Согласно теории ролей (Д.Элдер, П.Хофштеттер), развитие индивида заключается главным образом в формировании определенного ролевого репертуара, который составляет значительную часть его “Я”. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. Они возникают, стабилизируются и дифференцируются в результате общественных процессов. В процессе взросления, с одной стороны, происходит изменение отдельных ролей, с другой – осваиваются новые. Явная прерывность развития ведет к неопределенности в отношении ролей и статуса, а в конечном итоге – к кризисам. При этом на освоение ролей и статуса непрерывно влияют изменяющиеся социальные факторы. К ним относятся наряду с семьей и школой как важнейшими инстанциями социализации, группы сверстников, средства массовой информации, экономические условия, положение на рынке рабочей силы и т.д. Резкая смена традиций приводит к постановке вопросов дестандартизации, детрадиционализации и индивидуализации молодых людей.

Деятельностный подход (К.Хуррельманн) основывается на современных теориях социализации, в которых под деятельностью понимается сознательное, спланированное и преднамеренное поведение человека[58]. Период взросления характеризуется появлением компетентности в новых видах деятельности, формирующейся созидательными силами самого индивида в результате его столкновения с внешней и внутренней реальностью. В этом смысле влияние человека и общества взаимное. Согласно анализируемому подходу, взросление имеет смысл рассматривать в двух аспектах: как “деятельность в контексте” и как “совладание с жизнью”. В первом случае речь идет о взрослении как последовательности действий и формировании компетентности, возникающей за счет творческого акта принятия решений при столкновении с существующими в данный момент требованиями и жизненными обстоятельствами; во втором случае – о взаимодействии индивида с окружающей средой.

Социально-экологический подход связан в основном с именем У.Бронфенбреннера и исходит из того, что объективные особенности окружения индивида важны не менее определяемых ими субъективных процессов и переживаний. Развитие же – это постоянное взаимодействие человеческого организма с его непрерывно меняющимся окружением. У.Бронфенбреннер различает разные уровни – подсистемы - экосистемы.

1. Микросистема – непосредственное окружение (домашняя, школьная среда и т.п.).

2. Мезосистема – взаимоотношения между различными жизненными областями, например, школой и семьей.

3. Экзосистема – в основном общественные институты, органы власти, административные учреждения. Индивид непосредственно не входит в эту систему, но подвержен ее воздействиям.

4. Макросистема – нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.

Несмотря на то, что социально-экологический подход носит довольно общий характер, его использование в работе с взрослеющими людьми позволяет использовать разного рода внешние ресурсы этих людей, на разных уровнях, предупреждая упрощенную трактовку причин кризиса взросления.

В контексте тесной связи социальной работы и социологии ряд профессионалов определяют в качестве научных оснований социальной работы с молодежью функционализм и теорию конфликта [59].. В первом случае основой является идея консенсуса, заключающаяся в том, что люди согласны с базовыми ценностями общества. Семья же, право, система образования – основные агенты социального контроля. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает все более неравное распределение дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля, пути противодействия которому и пытаются исследовать сторонники данной теории.

Таким образом, существует целый ряд моделей социальной работы с молодежью, выбор которых(ой) зависит, как правило, от особенностей ситуации клиента и теоретических предпочтений специалиста.

III. В процессе взросления человек сталкивается с множеством проблем (задач, требующих решения). Определение этих проблем будет несколько отличным в контексте разных теорий взросления, избранных в качестве научных оснований изучаемого процесса. Тем не менее, общим для многих из этих теорий является положение о том, что взросление – это процесс развития. Р.Хавигхерст определил следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела.

2. Усвоение мужской или женской роли.

3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к профессиональной карьере.

6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении социальной ответственности гражданина.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к действиям.

Врастание в социальные роли – исключительно важный компонент взросления. Роль характеризуется рядом признаков: структурированностью, т.е. отличием от других; настройкой на роли других и зависимостью от них; независимостью от данного исполнителя (данную роль может выполнять и кто-то другой). Ролевые конфликты возникают в том случае, когда индивид должен сочетать в поведении противоречивые роли.

Оперируя практикой социальной работы как критерием классификации молодежных проблем, ряд исследователей подразделяют эти проблемы на следующие:

1) социального самоопределения молодежи – изменение социальной ситуации в жизнедеятельности молодежи; эволюция ценностных ориентаций и жизненных планов, выбор жизненного пути и трудовой карьеры;

2) семья, брак, любовь и секс;

3) быт, досуг, хобби и развлечения;

4) отношение к военной службе – преступность, альтернативность, неуставные отношения;

5) криминализация, суицид, другие кризисные ситуации;

6) занятость, образование, бизнес;

7. музыкальная культура, литературные интересы, массовая культура, элитарность, вкусы и интересы;

8) система и типология субкультур[60].

Есть и другая точка зрения относительно проблемного поля молодежи. Так, известный политический деятель ХХ века М.Рокар, подвергая сомнению необходимость особого подхода к молодежи, постулировал следующее: “Я имею склонность полагать, что у молодежи есть свои проблемы, но это те же проблемы, что и у менее молодых. Тревога за будущее, страх перед безработицей, недостаточная профессиональная подготовка… - эти вопросы касаются всех”[61]. Ясно, что для молодежи они получают некоторую специфическую окраску. Это нужно иметь в виду и относиться к этому с вниманием. Но не существует методов спасения для каждой категории клиентов в отдельности. “Спасение может быть только общим”, - резюмировал свои размышления на заданную тему М.Рокар. Уважение, которого молодежь заслуживает, выражается как раз в том, чтобы с ней обращались как с полноправным членом общества, чтобы слушать самих молодых людей, нежели пытаться изложить им какую-то программу действий.

IV. Социальная работа с молодежью должна координироваться с молодежной политикой; необходимо их взаимодействие. Понимание целей социальной работы с молодежью зависит от того, как мы понимаем, что такое молодежь, какими методологическими принципами руководствуемся при определении ее социальных проблем. В этой связи и организация анализируемой работы может существенно разниться. Тем не менее, можно назвать ряд задач общего свойства, решаемых специалистами по работе с молодежью, включающих в себя раскрытие разнообразных потенциала, талантов каждого молодого человека, желающего участвовать в собственном развитии, в осуществлении позитивных изменений в своей жизни, социальном окружении, обществе. Это многоуровневый процесс, обогащающий всех участников: молодых людей, волонтеров, специалистов, общество в целом.

Государственную молодежную политику будем определять как деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее творческого потенциала в интересах общества. К основным направлениям этой политики принято относить:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой семьи;

- гарантированное предоставление социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие; поддержка деятельности детских и молодежных объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

К основным проблемам осуществления анализируемой политики отнесем:

Социальная поддержка, включая эмоциональную, информационную, инструментальную, рекреационную, диффузную; дружба, клубы и информационные центры играют основную роль в работе с молодежью[62]. Так, рекреационные проекты включают в себя спорт, игры, искусство (драма, танец, музыка, занятия фотографией); рукоделие, ремесло, организацию праздников и выходных дней, походы, развлекательные мероприятия (см. тему “Технология становления и развития групп само- и взаимопомощи”).

Высокую оценку профессионалов получили проекты, направленные на работу с условно осужденными молодыми людьми или отбывшими наказание (дневная программа предоставляет возможность образования и личностного роста, обучение рукоделию и ремеслу, вечерняя предлагает осуществление рекреационных возможностей и социальных контактов). Организуются ресурсные центры для молодежи, осуществляющие экологические проекты, например, или поддержку молодых матерей, безработных; предлагающие консультативную помощь людям, испытывающим зависимость от психоактивных веществ.

В России, начиная с 1993 г., Государственным Комитетом по делам молодежи РФ формируется сеть молодежных социальных учреждений: центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации.

Спецификация задач предполагает иерархизацию институтов, осуществляющих социальную работу с молодежью[63]:

                                                

 

 

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow