| Уровни иерархии | Предметные задачи | Институты |
| ||
Уровень федеральной социальной политики | Определение общих условий социальной защиты различных групп риска; формирование принципов из государственной поддержки; менеджмент социальных служб, решающих задачи социальной защиты молодежи в качестве частных; менеджмент системы образования | Правительство РФ | ||||
Уровень федеральной молодежной политики | Спецификация задач социальной политики применительно к особенностям молодежи как социально-демографической группы (разработка социального законодательства, федеральных программ) | Комитет по делам молодежи Правительства РФ | ||||
Уровень отраслевых программ | Учет специфических интересов молодежи в областях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, занятости и предпринимательской деятельности, здравоохранения | Отраслевые министерства | ||||
| Региональный уровень | Разработка комплексных программ в областях занятости, образования, здоровья молодежи, профилактики правонарушений, поддержки молодой семьи; содействие позитивным молодежным инициативам | Региональные правительства, отраслевые министерства |
| ||
Локальный уровень | Конкретный анализ групп риска, выявление нуждающихся в поддержке, и индивидуальная помощь на уровне семьи, молодежных групп, индивидов | Социальные службы и центры, создаваемые местными комитетами по делам молодежи, консалтинговые центры |
Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование взрослеющих людей. Такую помощь в РФ осуществляют свыше 200 центров[64]. 10% служб оказывают экстренное телефонное консультирование, около 6% центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5% предоставляют социокультурные услуги, 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи[65].
Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции. Но при этом она обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими проблемами взросления; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.
|
|
|
|
Рис.1.Кризисы периода взросления (кризисы созревания)
В терапии кризисов периода взросления необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Это объясняется чрезвычайной гетерогенностью подобных нарушений. При наличии симптомов психоза необходимо осуществить посредничество, помогая клиенту в его госпитализации. В каждом случае требуется обстоятельная беседа с клиентом и его родителями, другими близкими клиенту людьми. Нужно помнить, что очень часто в трудностях процесса взросления проявляются кризисы личностного становления, а не психопатологические расстройства. Источником этих отклонений обычно бывают неудачи в решении возрастных задач развития, требующие подробного анализа. Использование социономом в таких случаях концепции жизненного цикла семьи С.Минучина представляется весьма значимым (см. тему “Социальная работа с семьей”). Такого рода анализ и наблюдение за поведением молодого человека часто позволяют определить отправные точки успешных стратегий преодоления специфических для него возрастных трудностей в ходе социальной терапии и консультирования. Главная предпосылка успешного консультирования – откровенность специалиста в отношениях с клиентом и его близкими. Следует избегать любых вариантов заключения союзов с одной из сторон.
По содержанию социальная терапия периода взросления должна концентрироваться на актуальных проблемах клиента. Молодые люди неохотно обсуждают прошлое, и поэтому установка на “здесь и теперь” при работе с ними как нельзя более уместна. Активная позиция специалиста проявляется, в частности, в том, что он затрагивает в разговоре с клиентом проблемы, которые очень распространены в период взросления, например, сексуальные, и сообщает ему необходимую информацию по данным вопросам. Нередко молодые люди чрезвычайно мало знают об особенностях своего развития, и такое положение вещей следует рассматривать как “нормальное” для их возраста. Угроза суицидального поведения также должна постоянно находиться под контролем.
Прогноз развития кризисов взросления, особенно в острой их фазе, оценить трудно. В конечном счете, он зависит от того, какие нарушения лежат в его основе.
Резюмируя сказанное относительно социальной работы с молодежью, подчеркнем, что “молодежные” проблемы в целом не являются “делом их рук”. Они могут быть решены или предупреждены лишь с учетом всех сопутствующих факторов, при условии их определения в терминах социальных проблем.
Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но, вместе с тем, молодежь является относительно автономной, самостоятельной возрастной группой, выполняющей системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления.
Темы рефератов
1. Молодежь как субъект социальной работы.
2. Занятость как типичная проблема молодежи.
3. Региональные аспекты социальной работы с молодежью.