IX. Образы-персонажи. Система образов

ХАРА́КТЕР художественный (= характер литературный) – это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.

Важно: В литературном произведении рисуется не просто характер человека (как мы в обыденной жизни говорим о характере своих знакомых или соседей), характер в литературе всегда ОБРАЗ, а образ отличается тем, что несет в себе какую-то идею. Система персонажей – это система идей литературного произведения.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА

ВСТУПЛЕНИЕ. Место персонажа в системе образов произведения. (см. схему «отношения между персонажами).

1. Своеобразие мировоззрения (система ценностей, основные жизненные позиции, убеждения, идеалы).

2. Круг умственных интересов, склонностей и привычек.

А) характер деятельности и основных жизненных устремлений

Б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)

3. Область чувств:

А) тип отношения к окружающим

Б) особенности внутренних переживаний (воссоздание чувств, мыслей, побуждений, их движение и развитие в художественном произведении)

4. Авторское отношение к персонажу.

Какие черты личности (характера) выявляются в произведении:      

А) с помощью портрета

Б) в авторской характеристике

В) через характеристику, которую дают персонажу другие действующие лица

Г) с помощью предыстории или биографии

Д) через цепь поступков

Е) в речевой характеристике

Ж) через сопоставление с другими персонажами

З) через окружающую обстановку (в том числе интерьер или отражающий настроение пейзаж)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С какой авторской идеей связан этот персонаж.

 

                       ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ

 

1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ

А) Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого

Б) Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого

В) Персонажи-двойники (У Достоевского)

 

2. СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ (влияние одного на судьбу другого)

 

3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (вплоть до прямого столкновения, как в «Мексиканце» Дж.Лондона)

 

4. «КРЕЩЕНДО» ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ

 

5. «СЛУЧАЙНЫЙ» ПЕРСОНАЖ (персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами, убеждающий в реальности происходящего или необходимый для создания определенной атмосферы)

 

6. ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА (нужен для включения в сферу внимания читателя персонажей другого произведения, может вызывать исторические ассоциации)

 

КАК СОЗДАЕТСЯ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА

1. Портрет: одежда, черты лица, телосложение, манеры, походка и др.

2. Речевая характеристика. Может идти в нескольких направлениях:

а) речевое поведение – короткие отрывистые фразы, непонятная, запутанная речь, четкие и логичные высказывания, скороговорка или, наоборот, замедленный темп – все это может говорить о сиюминутном душевном и физическом состоянии человека;

б) собственно, содержание речи: образная «народная» речь, речь образованного человека, диалектные слова, акцент, агрессивная, «лакейская» лексика и т.п.

3. Самохарактеристика. Прямые высказывания героя о себе (могут совсем не совпадать с авторской оценкой).

4. Характеристика со стороны других персонажей.

а) прямые высказывания других персонажей о герое;

б) отношение других персонажей.

5. Эмоциональная сфера героя, ее выражение.

6. Поступки. Самый главный способ характеристики.

7. Прямая авторская характеристика. (Может быть ироничной).

8. Мировоззрение героя (его отношение к людям, к себе, представление о цели своей жизни и о месте среди других людей).

9. Сопоставление с другими персонажами (по принципу сходства или противоположности).

 

Х. Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ). Функциональная деталь. Подробность.
XI. Пейзаж.

Можно обобщить функции пейзажа в литературном произведении и назвать наиболее типичные.

1. Иллюстративная. Не наделенная самостоятельным значением. Указывает на место действия. Например, экзотический пейзаж любили романтики, он дополнял «исключительные обстоятельства».

2. Психологическая. Передает внутреннее состояние героя. Может служить контрастом к состоянию героя. Пейзажи в «Герое нашего времени», увиденные глазами автора или Печорина, позволяют нам лучше понять героя.

3. Символическая функция. Пейзаж символизирует собой что-то. Например, буран, метель у Пушкина определяют момент испытания для героя. Или лес, с которым в мифологии часто связан переход из одного мира в другой.

4. Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

XII. Интерьер. Мир вещей.
XIII. Роль подтекста и интертекстуальные связи.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: