Что надо делать, анализируя текст

1. Внимательно прочитайте текст. Прочтя название, подумайте, чему он может быть посвящен, какова его тема.

2. Дочитав до конца, вернитесь к заглавию. Если есть подзаголовок или эпиграф, подумайте, как они соотносятся с текстом и темой.

3. Что происходит в тексте? Каков его сюжет (последовательность событий в тексте)? Какова его фабула (хронологическая последовательность событий)? Совпадают ли они? От вас ждут не пересказа, а осмысления.

4. Когда и где происходит действие. Реальное время и место или вымышленное, фантастическое? Как связано время и место с идеей произведения? Как связаны с идеей и сюжетом пейзажи и интерьеры? (Подробнее о ХРОНОТОПЕ см. выше)

5. Сюжет состоит из эпизодов. Их последовательность составляет структурную основу композиции текста: завязку - кульминацию – развязку. Какое внутреннее членение есть в тексте – части, главы, абзацы. Какая логика просматривается в таком делении текста?

6. Рассмотрите композицию. Используются ли какие-то обращающие на себя внимание композиционные приемы***.

7. Расположите на нарисованной или воображаемой схеме действующих лиц, персонажей. Опишите их как систему. В каких они отношениях, какую функцию выполняет каждый из них? Как они описаны? Есть ли портреты? Важна ли для понимания конфликта их социальная роль? Даны ли им имена и несут ли они какой-нибудь смысл. Безымянные герои («Цыганы» Пушкина Алеко и старый цыган без имени)

8. Художественные детали (могут быть символическими). Детали портрета, пейзажа, интерьера.

8. Как герой говорит (от фонетики до синтаксиса) Как речь характеризует героя в социальном, образовательном нравственном духовном плане?

9. Есть ли в тексте рассказчик и/или повествователь? Рассказчик это герой произведения, как правило,  участвует в событиях. Повествователь может не участвовать в событиях, но имеет свою точку зрения на происходящее. (Подробнее также см.выше).

10. Формы повествования монолог, диалог, несобственно-прямая речь (см.выше), внутренний монолог, поток сознания. Что преобладает? Можно ли отметить особенную стилистическую окраску речи?

11. Какие противопоставления вы видите в тексте. Какая проблематика? Какой конфликт выходит на передний план (их может быть несколько)

12. Какие художественные приемы вы видите. Есть ли комическое, каков его механизм.

13. Авторское отношение. Не путайте авторскую позицию с точкой зрения персонажей или рассказчика. Формулировка идеи текста зависит от авторской позиции.

14. Как вы оценили события в тексте – реальные, фантастические, Гиперболы остранение, гротеск фантастика, абсурд.

15. Определите жанр. Сказка, рассказ, притча, новелла, очерк, стихотворение в прозе.

16. Реалии – даты, события, подлинные имена.

17. Литературный метод

18. Цитаты, аллюзии, реминисценции (неявные цитаты).

19. Биография, историко-литературный контекст.

СЛОВАРЬ

*СЕМАНТИКА - многозначность слова, множество оттенков его значения. Семантическое поле – круг значений слова. Например, круг значений слова «мир» можно определить как что-то всеобъемлющее, огромное, важное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: