О новых ценностях в образовании взрослых

МОДУЛЬ 1

Лекция 1.1.

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР: ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ

 

1. Вектор развития современности: на пути к гражданскому обществу.

2. О новых ценностях в образовании взрослых.

3. Движение России к обучающемуся обществу – расширение образовательного пространства.

Вектор развития современности: на пути к гражданскому обществу.

Современное общество характеризуется как «общество, активно изменяющееся». Изменяющийся мир сегодня – это мир крупных социальных преобразований, технического прогресса, информационных взрывов, экологических потрясений, выпавших на долю всего лишь одного поколения. Изменения затронули глубинные взаимосвязи: «человек – общество», «человек – биосфера», «человек – ноосфера».

Мыслители, философы, ученые все чаще говорят о том, что человечество вступило в эпоху качественного изменения характера своего развития, суть которого еще до конца не постигнута. Глобальные процессы и противоречия, затронувшие разные страны и континенты (непрерывное сокращение биоразнообразия, уменьшение стабильности биосферы, парниковый эффект, демографические срывы, процессы урбанизации и т.п.), свидетельствуют о том, что потребности человечества не соответствуют возможностям оскудевающей планеты, что ставит под угрозу само существование общества.

На фоне глобальных и быстрых преобразований, в которых существенную роль играет наука (фундаментальные теоретические представления и конкретные технологии), все больше возрастает роль повседневного знания обычного человека, его видение и понимание происходящих процессов, изменений, их взаимосвязи с другими процессами: природными, социальными, экономическими, культурными и т.д. Образование при этом – естественный помощник, поддержка и механизм осмысливания новых реалий жизни.

Социологическая теория постиндустриального общества, основоположником которой является Даниэл Белл, сегодня воспринимается в качестве широко признанного методологического основания обществоведческих исследований. Важнейшей приметой постиндустриального общества Д.Белл считает экспансию производства услуг и информации (общество услуг). В этой сфере сосредоточена большая часть рабочей силы. Это торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, а также сферы науки, образования и управления. С этим связаны серьезные изменения в структуре занятости населения. Происходящий переход от производства материальных благ к производству услуг, определяющих качество жизни людей, подводит базу под остальные стороны жизни постиндустриального общества. Тот факт, что люди (в общественном производстве) сегодня общаются с другими людьми, а не только взаимодействуют с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе. Труд в постиндустриальном мире является прежде всего взаимодействием между людьми (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учащимся или между членами исследовательских групп, сотрудниками контор или работниками бригад обслуживания). В истории человеческого общества это совершенно новая, не имеющая аналогов ситуация. Если главной целью доиндустриального общества было физическое выживание человека, то постиндустриальное общество ставит вопрос о качестве жизни, интенсификации образа жизни людей, где человек уже не отдается одному занятию целиком: труд и отдых сочетаются с образованием, творческие стремления связаны с разными сферами жизни. Отсюда – новые возможности развития личности, возрастающая роль науки и образования, гуманитарного знания.

Характеризуя постиндустриальное общество, Д.Белл особо выделяет такие ведущие параметры, как: центральная роль теоретического знания, создание новых интеллектуальных технологий, рост класса носителей знания, появление новых структур, важнейшей из которых является научная общность. По Д.Беллу, культура завладела инициативой в деле инициации перемен, в то время как экономика оказалась вынужденной удовлетворять проявляющиеся ныне желания. Постиндустриальное общество означает переход от товаропроизводящего к информационному обществу, или обществу знаний.

Реакция образования на «вызовы» социума определяется его местом и ролью в обществе. Оно взаимодействует с различными социальными сферами и институтами для достижения общих социально значимых целей. Создается особое общее пространство (социокультурное поле), наполненное идеями, концептами, ценностями (П.Штомпка).

О новых ценностях в образовании взрослых.

В период сегодняшних перемен именно образование взрослых актуализирует рефлексию взрослых по отношению к их месту в позитивных процессах общественного развития, поддерживает поиск взрослым человеком новых смыслов и ценностей.

Преобразования российского социума связываются в настоящее время с идеей гражданского общества, которое рассматривается чаще всего как общество свободных, суверенных личностей, их независимых организаций, осуществляющих свою деятельность на началах равенства и взаимной пользы. Понятие свободы распространяется на все стороны жизнедеятельности гражданского общества. В политической области его связывают с гражданскими и политическими свободами и правами личности, с разнообразными добровольно создаваемыми общественными организациями и объединениями, свободой выборов народных представителей и другими формами участия в государственном управлении. В экономической области оно выражается в свободном существовании различных форм собственности, свободном рынке и свободном предпринимательстве. В духовно-идеологической сфере оно проявляется в виде идейного плюрализма, свободы слова и печати, независимости всех средств массовой информации, свободе совести и вероисповедания. В гражданском обществе человек не противопоставлен этому обществу, а включается в его многообразные социальные отношения, позволяющие ему проявить себя как личность. Гражданское общество – это своего рода «знак времени», концептуальный код. Сегодня в России гражданское общество еще находится в стадии формирования, многие его элементы не проявились. Образование, в том числе образование взрослых, включается в процессы становления гражданского общества, используя свои способы и средства.

Образованию в современном мире предъявляются «вызовы»:

─реализовать в содержании образования ценностные, смыслообразующие, гуманистические и творческие компоненты жизни общества и жизнедеятельности конкретных людей;

─развивать способности адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации;

─вооружать принципами (правилами), помогающими пройти «через лес фактов»;

─обогащать опытом «фокусирования» полученных из разных источников знаний на проблему, которую предстоит решить;

─обогащать опытом прогнозирования развития ситуаций, применения определенных стратегий поведения (при концентрации внимания на опасных для личности и общества вариантах).

«Нейтрализация» образованием взрослых этих вызовов предполагает, во-первых, серьезное теоретическое осмысливание самой ситуации развития современного российского социума, тех позитивных тенденций и созидательных начал, которые могут быть поддержаны образованием. Бесспорно, это функция философов, социологов, методологов образования. Однако не менее значима операционализация этих идей практиками образования.

Принципиально, что в гуманитарном научном сообществе прочерчивается демаркационная линия между «человеком экономическим» и «человеком экономико-социологическим». Первый – это «человек независимый, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных пред- почтений, человек эгоистичный и рациональный, человек информированный. «Экономико-социологический человек» – это человек, который способен стать фактором, рефлексирующим собственные действия, сопрягающий, индивидуальные ценности и ценности социума.

Таким образом, образование содействует принятию позиции: постиндустриальное гражданское общество предоставляет человеку свободу развития и самореализации, а сам человек – «современная личность» – может содействовать движению к этому обществу.

3. Движение России к обучающемуся обществу – расширение образовательного пространства.

Система образования взрослых в России уже на данном этапе своего развития предлагает взрослому человеку широкие возможности для выбора направлений и форм образования (формального и неформального).

Образование взрослых всегда рассматривалось в контексте жизненного пути человека, его «университетами становятся не только учебные аудитории и библиотеки, но и коллеги, друзья, дети, средства массовой информации». Недаром многие из состоявшихся личностей «разговор с умным человеком» воспринимают как феномен, имеющий непосредственное отношение к образованию.

Принципиален вопрос о том, какие условия создаются в организации для образования. Работа на одном месте и всю жизнь – теперь такое практически невозможно. На наших глазах отмирают многие профессии, а традиционные наполняются новым содержанием. Новые профессии появляются раньше, чем образовательные курсы, на которых готовят соответствующих специалистов. Работа в современных условиях предъявляет все более высокие требования к личности. Соответствие им в настоящее время возможно лишь в том случае, когда работник постоянно повышает свой профессиональный уровень, осваивает смежные и новые профессии, овладевает умениями и знаниями, адекватными для выполнения работы на современном уровне.

Образовательный потенциал организации (учреждения) предопределяется идеологией ее деятельности, то есть совокупностью ориентиров, на которых она базируется. Эти ориентиры с неизбежностью проявятся в определении: ценности организации для общества в целом и для ее клиентов; ее стратегических и тактических задач, ценностей, условиях совместной работы, в определении возможностей персонального профессионального и личностного роста. Если в идеологии организации представлены ценности, адекватные продуктивным идеям, которые поддерживаются обществом, то они предопределяют позитивную направленность образования сотрудников.

Открытость организации инновациям – при сохранении позитивного статуса в социуме – предполагает общность взглядов ее сотрудников, дух и умонастроение ответственного труда. В организации уважаются новые идеи, поощряется обмен информацией; поощряется вклад сотрудников в развитие организации, исполнение согласуется с вознаграждением; используются возможности внутрифирменного образования. Функционирующая на этих основах организация формирует у сотрудников образ профессионала – компетентного, ответственного, соотносящего свои собственные интересы с интересами организации.

Как известно, для большинства взрослых людей работа является одним из наиболее важных видов активности, объектом приложения интеллектуальных и физических сил, источником удовлетворенности жизнью и эмоциональных переживаний. На работе человек проводит значительную часть своей жизни, и поэтому здесь он ищет возможность для удовлетворения своих доминирующих потребностей – в познании и признании, в безопасности, во взаимодействии с окружающими, в реализации присущих ему способностей.

Помимо материального благосостояния, профессиональная деятельность проявляется в целом ряде социально-психологических эффектов: чувстве самоутверждения; ощущении сопричастности общему делу; удовлетворении от процесса выполнения функциональных обязанностей; реализации потребности в социальных контактах; уважении, признании собственной личностной ценности окружающими и др. Приобщение человека к культуре организации с позитивным статусом открывает возможности для его позитивной самореализации

Выделяют наиболее актуальные в современной организации проблемы, решение которых стимулирует рост образованности как организации в целом, так и отдельных ее членов:

─в экономической сфере – связанные с развитием новых технологий, информатизацией общества, ускорением научно-технического прогресса, обострением конкуренции, глобализацией экономики, доминирующим развитием сферы услуг;

─в сфере требований к работнику – профессиональные знания и владение современной техникой, лояльность к организации и готовность к обучению; личностные качества, адекватные специфике работы, например, умение работать в команде, коммуникабельность;

─в сфере представлений человека о самом себе, целях и смысле своего существования – система ценностей, в том числе требования к условиям и содержанию труда, возможностям личной самореализации и развития и др.

Решение этих проблем невозможно без организации социального диалога. Социальный диалог – процесс двусторонний, сотрудники организации являются активными его участниками, следовательно, успех диалога зависит и от их готовности к продуктивному общению. Овладение технологиями продуктивного социально- профессионального диалога, способствующего развитию организации и ее сотрудников, новое (образовательное) направление в деятельности организации.

Развитие этого направления в значительной мере определяется качеством андрагогического менеджмента, имеющего своей целью выявление условий для обучения организации (разработка концепции обучающейся организации). Одной из значимых в данном контексте выступает проблема обмена информацией между сотрудниками организации. Открытость информации, представляющей личностно-профессиональный интерес для членов организации, становится важнейшим фактором их профессионального роста, стимулом для дальнейшего образования.

Андрагогический менеджмент ориентирован на снятие таких барьеров в движении коммуникативных потоков, как большое число уровней иерархической системы, отсутствие гибкости; атмосфера конкуренции между подразделениями, отделами; отсутствие сотрудничества; отсутствие последовательности, преемственности политики, проводимой руководством; отношение к сотрудникам только как к исполнителям определенных рабочих функций.

Важной составляющей организационной культуры является ее собственно образовательная политика, ее ориентация на осознание сотрудником значимости своего труда, видение перспектив профессионального продвижения, развитие необходимых личностных и профессиональных качеств (компетентность, способность работать в «команде», коммуникабельность, ответственность, самостоятельность и т.д.). При этом существенно понимание руководством потенциала каждой из форм: коллективных (курсовые занятия в различных образовательных учреждениях; образовательные курсы на базе организации, предназначенные для обучения эффективному решению актуальных для ее работников задач; работа над проектом; конференции и семинары; тренинги); индивидуальных (индивидуальные программы; наставничество; работа над проектом; чередо-

вание видов работ с целью получения более глубоких знаний и расширения опыта; самостоятельная учеба; дистантное обучение; консультации; включение в новые сферы деятельности, например, в общественную деятельность с целью расширения ролевых позиций и др.).

Каждый из представленных вариантов имеет свои преимущества. Курсовые занятия за пределами организации обеспечивают возможность расширения кругозора, знакомства с новейшими достижениями и опытом работы коллег. Курсы на рабочих местах позволяют тщательно разобраться с конкретными вопросами непосредственно в рабочих условиях. Коллективные занятия являются своеобразной моделью коллективной трудовой деятельности – обеспечивают возможность обмена опытом, мнениями и представлениями о специфике работы, позволяют работникам лучше разобраться в своих взаимоотношениях с коллегами, глубже понять себя и других, научиться работать в коллективе. Индивидуальные стратегии обучения в организации выстраиваются с учетом личностных особенностей сотрудника и уровня его профессионального мастерства, что позволяет организовать образовательный процесс максимально приближенным к возможностям работника и потребностям организации.

Подобным образом принципиально осмысливать – в целях расширения образовательного пространства – и деятельность общественных организаций и движений. Позитивно ориентированные общественные движения и организации позволяют личности реализовать потребность в причастности к общему делу на основе свободного волеизъявления.

Итак, выход из транзитивного состояния общества могут обеспечить лишь инициативные граждане, объединенные в общественные союзы и ассоциации, не только выверяющие официальный нравственный курс, но и постоянно созидающие социальную базу перемен к лучшему.

 

 

Лекция 1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: