Упражнение 20. «Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.

Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер»

№1              №2      №3        №1                  №15

2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» —

№1                №2      №3         №7                  №8

— «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»

№9         №20          №10

3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» —

№1      №2         №3        №4                №11

— «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет»

№12       №13              №14


4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» —

№1              №2      №3         №7         №16

— «Пароход гудит»

№17

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.


Формирование кинестетической основы движений

Органов артикуляции

Целью упражнений является создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции, фонации, и фонационном дыхании. Для развития двигательно-кинестетической обратной связи в ходе упражнений уточняют положение органов артикуляции при произнесении сохранных звуков. В начале присутствует зрительный контроль, который постепенно исключается.

Такой анализ кинестезий способствует организации дифференцированных двигательных импульсов к мышцам периферического речевого аппарата.

Это отражается на качестве артикуляционных движений.

Для губ:

1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и], определить, в каком положении губы.

2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а], определить в каком положении губы.

3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у], определить в каком положении губы.

4. Выполнить перед зеркалом упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» с одновременным произнесением последовательно звуков [и]—[у] и определить последовательность в работе губ.

5. Выполнить без зеркала упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение губ.

6. Выполнить без зеркала упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а] и определить положение губ.

7. Выполнить без зеркала упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у] и определить положение губ.

8. Выполнить без зеркала упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» — «Забор» с одновременным произнесением [и]—[у]—[и] и определить последовательность в работе губ.

9. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Забор» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

10. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Окно» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

11. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Трубочка» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

Для языка:

1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить местоположение языка и его кончика.

2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка и его кончика.

3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Качели», в которые входят два положения — «Мост» и «Парус» — с поочередным произнесением звуков [и], [д] и определить положение языка.

4. Выполнить без зеркала упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение языка.

5. Выполнить без зеркала упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка.

6. Выполнить без зеркала упражнение «Качели». Произнести последовательно [и] — [д]. Определить положение языка.

В данной системе используются названия упражнений, представленных выше в разделе «20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой».

Технология выполнения каждого упражнения подробно отражена там же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: