Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным.
1. Один гласный на одном выдохе:
а---------(медведь) и--------- (мышка)
у--------- (пароход) о--------- (слон)
э--------- (козочка) ы--------- (ветер)
2. Два гласных на одном выдохе:
а ® у ® | э ® а ® | о ® а ® |
а ® э ® | э ® у ® | о ® у ® |
а ® и ® | э ®о ® | о ® э ® |
а ® о ® | э ® и ® | о ® и ® |
у ® а ® | и ® а ® |
у ® э ® | и ® у ® |
у ® и ® | и ® э ® |
у ® о ® | и ® о ® |
3. Три гласных на одном выдохе:
а ® у ® о ®
у ® а ® э ®
э ® у ® а ®
и другие сочетания.
4. Четыре гласных на одном выдохе:
а ® э ® о ® у ®
и другие сочетания на переключения с одной артикуляции на другую.
5. Пять гласных на одном выдохе:
а ® э ® о ® у ® и ®
и другие сочетания на переключение с одной артикуляции на другую.
|
|
6. Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:
ж ® жук
з ® комар
с ® ветер
в ® муха
щ ®змея и другие.