Развитие двигательного качества выносливости. Понятие, средства, методика

Билет 1

Понятие «Физическая культура». Виды и функции физической культуры.

Физическая культура» – органичная часть общей культуры народа, совокупность материальных (спортивные сооружения, специальный инвентарь и оборудование и др.) и духовных ценностей общества (специальные знания и научные данные), создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.

Физическая культура подразделяется на базовую физическую культуру, спорт, прикладную и оздоровительную физическую культуру.

Базовая физическая культура, во-первых, способствует приобретению основного фонда жизненно необходимых двигательных умений и навыков и физических качеств, во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.).

Базовая физическая культура используется в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, а также среди взрослого населения для повышения уровня физической подготовленности, работоспособности и сохранения состояния здоровья на длительное время.

Спорт, как часть физической культуры, обеспечивает наиболее значительную степень развития физических и психических способностей человека. Конкретной целью спортивной деятельности является достижение возможно высокого результата в определенном виде спорта, а также совершенствование человеческих качеств и способностей.

Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Она направлена на успешное овладение и совершенствование в избранной профессии (как военной, так и гражданской) через формирование обширного комплекса двигательных умений, навыков и физических качеств.

Оздоровительная физическая культура в свою очередь состоит из лечебной физической культуры, цель которой – содействие восстановлению временно утраченных или сниженных функциональных возможностей организма и гигиенической физической культуры, которая служит в основном улучшению функционального состояния организма занимающихся и способствует повышению их работоспособности через использование в режиме рабочего дня и в процессе повседневного быта и отдыха различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, физкультурные минутки, производственная гимнастика, прогулки, туризм и др.).

Физическая культура имеет множество функций, которые можно разделить на общекультурные и специфические.

К общекультурным относятся следующие функции: нормативная, цель которой – рациональное нормирование двигательной деятельности человека через учебные программы, Президентские тесты, разрядные нормы; эстетическая – связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности через красоту телосложения, совершенство движений и др.; информационная – направленная на накопление и распространение информации о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения; коммуникативная – позволяющая содействовать общению, межличностным контактам и др.; воспитательная – связанная с формированием нравственных, эстетических, интеллектуальных, трудовых качеств.

К специфическим относятся следующие функции: образовательная, которая выражается в использовании физической культуры в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний; прикладная, используемая в системе специальной подготовки к трудовой и военной деятельности; рекреативная и оздоровительно-реабилитационная, выраженная при удовлетворении потребностей людей в активном отдыхе и при восстановлении временно утраченных функций организма.

Развитие двигательного качества выносливости. Понятие, средства, методика.

Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности. Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности и противостоять утомлению.

Существует два метода определения выносливости: прямой и косвенный. При прямом – испытуемым предлагается какое-либо задание (работа на велоэргометре, бег по стадиону с заданной интенсивностью и др.) и определяется предельное время работы. Косвенным способом оценивают выносливость, измеряя время преодоления какой-либо достаточно длинной дистанции (500, 1000, 3000 метров) или выполнение любой другой работы (например, максимальное количество бросков «чучела» через спину в борьбе) за указанное время.

Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость характеризуется способностью к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающей функционирование большей части мышечного аппарата (бег, лыжные гонки и др.). Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека (развитие максимального уровня потребления кислорода и способности поддерживать этот уровень длительное время).

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет спортивной специализации, называют специальной выносливостью. В этом смысле говорят, например, о специальной выносливости бегуна, пловца, лыжника и др.

Существует несколько видов специальной выносливости: скоростная, си-ловая, скоростно-силовая, выносливость к статическим усилиям и смешанная.

По энергетическому обеспечению работы различают три вида выносливости: аэробную, анаэробную и смешанную (аэробно-анаэробную).

 Средства и методы развития аэробной выносливости        

Физиологической основой аэробной (общей) выносливости является потребление кислорода, равное мощности работы, т. е. без возникновения кислородного долга.

При воспитании аэробной выносливости решаются три основные задачи:

1. Развитие максимального уровня потребления кислорода.

2. Развитие способности поддерживать этот уровень длительное время.

3. Увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

Средствами развития аэробной выносливости являются циклические (бег, плавание, гребля и др.) и ациклические упражнения (броски в борьбе и др.) умеренной мощности и достаточно большой длительности, позволяющие достичь максимальных величин производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для повышения аэробной выносливости широко используются методы строго регламентированного упражнения со стандартной непрерывной и интервальной нагрузкой.

1. Метод стандартного непрерывного упражнения. Время выполнения упражнения от 10 до 30 мин., частота сердечных сокращений во время работы колеблется в пределах 150-170 уд./мин. Такой режим выполнения упражнений обеспечивает высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления кислорода. Данный метод используется на ранних этапах развития выносливости.

2. Метод интервального упражнения. Тренировка по этому методу направлена на повышение функциональных возможностей сердца. Продолжительность работы при интервальной тренировке составляет от 1 до 3 минут, интенсивность нагрузки в пределах 170-180 уд./мин., длительность отдыха 45-90 сек. (до 120-130 серд. сокр. в мин.). Длительность выполнения упражнений определяется подготовленностью учащихся до наступления утомления.

6.3.2. Средства и методы развития анаэробной выносливости

Тренировка анаэробной выносливости направлена на повышение уровня мощности двух основных путей энергообеспечения работы в анаэробных условиях – алактатного (фосфокреатиновый механизм) и лактатного (гликолетический механизм).

В качестве средств используются упражнения циклического и ациклического характера предельной и околопредельной мощности.

Для повышения алактатной выносливости используются упражнения продолжительностью от 5 до 10 сек. (например, бег 30-70 м.), которые выполняются с максимальной интенсивностью. Интервалы отдыха между повторами 2-3 минуты. Запасы креатинфосфата в мышцах очень малы и их хватает, как правило, на 3-4 попытки, после чего необходим 7-10-минутный отдых для окисления продуктов распада. За одно занятие выполняется 4-5 серий.

Лактатная выносливость развивается при выполнении работы околопредельной интенсивности (85-95%) продолжительностью от 20 сек. до 2 мин. (например, бег 200-600 м., плавание 50-200 м.). Интервалы отдыха между попытками 20-40 сек. Из-за быстро развивающегося утомления число повторов в серии ограничено 3-5 разами.

Число выполняемых серий зависит от функциональной подготовленности занимающихся и колеблется от 4 до 10. Интервалы отдыха между сериями 15-20 минут.

Рациональное использование нагрузки анаэробного характера способствует увеличению в мышцах содержания креатинфосфата и гликогена, росту активности ферментов обмена, активизации интенсивности гликолиза.

Основу развития анаэробной выносливости составляют дыхательные (аэробные) возможности организма. Чем они выше, тем быстрее будут спортсмены восстанавливаться после анаэробной нагрузки.

В практике физического воспитания большое количество упражнений выполняется в смешанном (аэробно-анаэробном) режиме. Поэтому вначале нужно развивать аэробную, а затем анаэробную выносливость (гликолитическую, а затем креатинфосфатную).

В младших классах целесообразно развивать выносливость, прежде всего, к работе с умеренной интенсивностью, не предъявляющей больших требований к анаэробным возможностям организма. Используют в качестве средств подвижные игры с повышенной интенсивностью и длительностью, бег с постепенно увеличивавшейся дистанцией (от 300 до 1000 м.), чередование ходьбы с бегом до 2 км.

                                                                                              

 

Билет 2  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: