Основные особенности и разделы спортивной подготовки горнолыжников учебно-тренировочных групп

Реферат

По дисциплине: «Элективные курсы по физической культуре»

На тему: «Тренировочный процесс горнолыжников»

Подготовила студентка 1 курса ОБ-РЛ-12

филологического факультета

Автомонова Валерия

Введение

Горнолыжный спорт - один из наиболее распространенных видов спорта среди любителей, с широко развитой сетью соревнований для профессионалов. Он широко представлен на Олимпийских играх, особенно после включения сноуборда в программу соревнований. Подготовка горнолыжника требует высокого уровня физической и технической подготовленности. Однако в настоящее время имеются публикации, касающиеся основ технической подготовки и практически нет публикаций о технической и физической подготовке спортсменов высшей квалификации.

 

Пособие содержит описание основных систем организма горнолыжника, методы управления адаптационными процессами, средства и методы контроля и физической подготовки горнолыжников.

 

Данное методическое пособие призвано заполнить пробел в области физической подготовки горнолыжников.

 

Основные особенности и разделы спортивной подготовки горнолыжников учебно-тренировочных групп

 

Горнолыжный спорт объединяет такие спортивные дисциплины, как слалом, гигантский слалом, супергигантский слалом, скоростной спуск. Отличаются друг от друга протяженностью трасс, перепадом высот между стартом и финишем, количеством ворот, через которые должен пройти спортсмен на дистанции, а также горнолыжное двоеборье, его официальное наименование - альпийская комбинация, включающее в себя слалом и скоростной спуск.

 

Слалом - самая техничная и зрелищная дисциплина. Спортсменам необходимо пройти трассу, размеченную воротами, расположенными по отношению друг к другу ближе, чем в скоростном спуске, слаломе-гиганте и супер-гиганте. Число ворот в слаломе для мужчин - 55-75, для женщин - 45-65, минимально допустимый перепад высот между стартом и финишем в слаломе составляет 140 м, а максимальный - 220 м у мужчин и 120-200 у женщин. На Кубке и Чемпионатах мира перепад высот должен быть больше: 180-220 м у мужчин и 140-200 у женщин. Ширина ворот слалома должна составлять 4-6 метров; максимальная дистанция между воротами 13 метров (эта дистанция была уменьшена с 15 метров весной 2005 года); минимальная дистанция между воротами 0,75 метра. По правилам ФИС (международной лыжной федерации) на трассе должно быть минимум 5 вертикальных комбинации: две «змейки» и три или четыре «шпильки». На соревнованиях спортсменам необходимо преодолеть две трассы, из суммы результатов которых и складывается итоговый результат.

 

В слаломе-гиганте ворота на трассе, которую проходят спортсмены, расположены дальше друг от друга, чем в слаломе, но не так далеко, как в супер-гиганте. Стандарты ФИС для слалома-гиганта следующие: перепад высот между стартом и финишем минимум - 140 м, а максимум - 350 м. На Кубке и чемпионатах мира он больше: 250-450 м - у мужчин и 250-400 м - у женщин. Количество ворот для мужчин - 56-70, для женщин - 46-58. Ширина ворот должна находиться в диапазоне 6-8 м; минимальная дистанция между воротами - 15 м; максимальной дистанции не указано. Результат складывается из прохождения двух различных трасс.

 

Супер-гигант представляет собой дисциплину, объединяющую в себе скоростной спуск и слалом-гигант. Для обычных ФИС соревнований по супер-гиганту достаточно перепада высот в диапазоне 350-600 м. На Кубке мира у мужчин перепад высот составляет 500-650 м, а у женщин - 400-600 м. Дистанция между воротами в супер-гиганте не должна быть меньше 30 м. На прохождение трассы дается только одна попытка.

 

В скоростном спуске самые длинные трассы из всех видов горнолыжного спорта, а спортсмены развивают самые высокие скорости (до 160 км/ч). Скоростной спуск: перепад высот у мужчин - от 800 до 1100 м, у женщин - от 500 до 800 м. Спортсмены по одному проходят дистанцию один раз.

 

Комбинация представляет собой вид программы, объединяющий в себе скоростной спуск и слалом.

 

В настоящее время существуют две официально принятые программы по горнолыжному спорту для спортивных школ: первая утверждена в 1971 году, авторы Ю.А. Абрамов, Л.К. Костяев, Э.М. Матвеев, С.И. Ялакас.; вторая утверждена в 1985 году, авторы П.А. Дельвер, Л.И. Орехов, Ю.А. Адамов. [31, 39].

 

Годовой учебно-тренировочный цикл делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. В каждом периоде решаются определенные задачи с учетом пола, возраста, подготовленности занимающихся.

 

Подготовительный и соревновательные периоды можно делить на несколько этапов (мезоциклов), в которых решаются свои задачи в соответствии с состоянием тренированности юных спортсменов.

 

В подготовительном периоде решаются задачи общей и специальной физической подготовки, изучается и совершенствуется техника горнолыжного спорта.

 

В соревновательном периоде осуществляется дальнейшее совершенствование техники, добиваясь повышения уровня тренированности и участвуя в соревнованиях.

 

Этап углубленной спортивной специализации (учебно-тренировочные группы 3 года обучения) приходится на период, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем подростка, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на специальные подготовительные и соревновательные упражнения. На этапе углубленной спортивной специализации спортсмен начинает совершенствовать свои технические способности, овладевает умением оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе прохождения горнолыжной трассы.

 

Разделами спортивной подготовки горнолыжников учебно-тренировочных групп 3 года обучения являются общая и специальная физическая, техническая подготовки. Остановимся подробнее на особенностях основных разделов этапа углубленной спортивной специализации горнолыжников.

 

Общая физическая подготовка (ОФП). В состав входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

 

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы:

· первая - для мышц рук и плечевого пояса

· вторая - для мышц туловища и шеи

· третья - для мышц ног и таза.

 

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

 

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

 

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

 

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

 

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

 

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

 

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

 

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.

 

Специальная физическая подготовка (СФП). Имитация спусков; имитация поворотов; винто-угловое движение; разгрузка сгибанием, сгибанием - разгибанием - сгибанием; повороты ступней ног вправо - влево; имитация поворотов с широкого шага; упражнения на гибкость в специфических упражнениях (положение в повороте); упражнения на быстроту реакции (по сигналу принять определенное положение или выполнить определенное движение, поднимание ног, поднимание туловища); упражнение для мышц живота (поднимание ног, подъем в сед из горизонтального положения); упражнения для развития мышц таза и ног (вращения и повороты таза на месте и в движении, приседания, повороты ступней ног и др.); упражнения на гибкость: наклоны вперед, в стороны, вращения и повороты туловища; упражнения на гибкость в специфических горнолыжных позах и движениях; приседания в горнолыжной стойке; сохранение стойки горнолыжника на месте или при передвижении шагом, бегом, на батуте.

 

Техническая подготовка. Основной задачей технической подготовки на этапе углубленной спортивной специализации является достижение автоматизма и стабилизации двигательных действий горнолыжников, совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении. Также пристальное внимание продолжает уделяться совершенствованию отдельных деталей, отработке четкого выполнения подседания, эффективного скольжения и выполнение поворотов, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука-туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам. На этапе углубленной спортивной специализации техническое совершенствование теснейшим образом связано с процессом развития двигательных качеств и уровнем функционального состояния организма горнолыжника. В этой связи техника должна совершенствоваться при различных состояниях, в том числе и в состоянии компенсированного и явного утомления. В этом случае у горнолыжника формируется рациональная и лабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: