Роль технической подготовки в становлении мастерства горнолыжников и ее задача в процессе образования двигательного навыка

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

 

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

 

По мнению Ж.К. Холодова, в процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:

 

1. Результативность техники. Обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

 

2. Эффективность техники. Определяется ее соответствием, решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

 

3. Стабильность техники. Связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

 

4. Вариативность техники. Определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит.

 

5. Экономичность техники. Характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.

 

6. Минимальная тактическая информативность техники. Для соперников является важным показателем результативности. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.

 

Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходима также их надежность. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам [28].

 

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков, а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

 

Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.

 

Двигательное умение - это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений.

 

Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит, автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

 

Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закрепленных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, соответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения. Исходная основа различных приемов варьирования заключается в сочетании постоянной установки на результативность соревновательных действий и целесообразно изменяемых оперативных установок в тренировке.

 

Г. Гуршман считает, что в каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:

 

· Первый этап совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы.

 

· Второй этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательный этапы).

 

· Третий этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.

 

Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой - важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

 

Образование двигательного навыка в ходе тренировки осуществляется путем создания двигательного динамического стереотипа и укладывается в основном в три фазы. Длительность и выраженность фаз различны для разных людей. Нет резкой границы, по которой можно определить, где кончается одна фаза и начинается другая.

 

1. Для первой фазы характерно широкое распространение возбуждения по двигательной зоне коры. Выражается оно в том, что при выполнении нового двигательного навыка в работу вовлекаются не только те мышечные группы, которые должны выполнять движение, но и другие, часто не имеющие никакого отношения к нему. В результате основное движение становится неточным, возникает ряд лишних движений, скованность. В первой фазе еще нет точной согласованности между работой двигательного аппарата и вегетативных органов, обеспечивающих выполнение движения; недостаточно развито внутреннее дифференцировочное торможение. Выработка такого торможения -- важная часть процесса формирования двигательного навыка, потому что из множества условных рефлексов, возникающих в его начальном периоде, должно сохраниться то количество, которое является необходимой составной частью вырабатываемого двигательного навыка. Добиться этого можно угасанием лишних рефлексов, которое достигается неподкреплением соответствующих условных раздражителей. Важную роль в этом играет тренер, указывающий на неправильно и правильно выполненные компоненты двигательного навыка. Таким образом, успех всего процесса во многом зависит от тренера.

 

2. Вторая фаза формирования двигательного навыка характеризуется развитием внутреннего дифференцировочного торможения. Если в первой фазе происходит элементарный синтез раздражений, то во второй уже начинает преобладать способность к их анализу. Горнолыжник различает (дифференцирует) множество разных зрительных, вестибулярных, проприоцептивных и кожных раздражений. В частности, для него становится возможным дифференцировать различные динамические факторы (действие силы трения, реактивных и инерционных сил), взаимодействовать с ними и даже использовать их. Например, при спуске со склона сила давления на снег и, следовательно, сила трения изменяются с каждой переменой крутизны. Дифференцирование этих изменений позволяет лыжнику вовремя изменить глубину приседа, величину наклона туловища и тем самым сохранить устойчивость.

 

Во второй фазе больше согласуется работа двигательной и вегетативной систем. Иначе говоря, при выполнении двигательного навыка осуществляется целая цепь условных рефлексов, которые связаны между собой в единое целое в виде определенной системы -- двигательного динамического стереотипа. Однако в этой фазе он еще не прочен.

 

Упрочение двигательного стереотипа происходит в третьей, последней фазе. Ее называют фазой стабилизации. В ней происходит укрепление ранее образованных временных связей, составляющих динамический стереотип. Но мы только тогда говорим, что завершена последняя фаза образования двигательного навыка, когда внимание, мысль горнолыжника направлены уже не на то, чтобы суметь выполнить поворот, торможение, а на выбор последовательного ряда нужных технических приемов для успешного прохождения каждого очередного участка трассы. Это возможно только, когда отдельные технические приемы совершаются автоматически, становятся привычными.

 

Горнолыжный спорт можно отнести к категории видов спорта, где автоматизация соединений и комбинаций из нескольких технических приемов, следующих в однообразном порядке (выработка более сложных двигательных стереотипов), нецелесообразна, так как другие условия (рельеф, расстановка ворот, фигур на трассе) потребуют другого сочетания технических приемов, применительно к этому случаю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: