Е. Виды глагола и способы выражения действия

 

 

 

21. Прочитайте предложения, измените в них вид глаголов,  данных в скобках, используя

 префиксы за -, по -, про -.

1. Неожиданно (шуметь) ветер,   (идти) дождь.  2.Он услышал мой голос и (молчать)

3. Он (сидеть) несколько минут у меня и ушёл домой.  4.Телефон (звонить) и сестра (бежать)  к  телефону.  5. Он (интересоваться)  этой  проблемой  и  начал  читать специальную  литературу. 6. Мой  друг (болеть)  весь  семестр  и  не  сдал  экзамены. 7.Он  взял гитару и (петь)  песню. 8. Когда он рассказал этот анекдот  все (смеяться).

9.Если вы будете ходить зимой без шапки, вы (болеть). 10.Эта гнусная новость так по-

разила её, что она (плакать) всю ночь.

 

I.Сертификационный уровень

 

II. ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В

ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ УПОТРЕБЛЕ-

НИЯ ГЛАГОЛОВ НСВ И СВ В РОЛИ ПРЕДИКАТА

 

С р а в н и т е:

 

                          Сколько времени?

           В.п.
дел а л реш а л перевод и л изуч ал разрабат ыва л Фактический срок (без указания на результативность действия) день (целый, весь) месяц год неделю (целую, всю) несколько лет, дней последнее годы, детские годы

               За сколько времени? (За какой срок?)

  За+ В.п.
сдел а л реш и л перев ё л изуч ил разраб ота л Срок, необходимый для достижения результата действия за день (целый, весь) замесяц за год за неделю (целую, всю) за несколько лет, дней за последние годы  

              На сколько времени? (На какой срок?)

На + В.п.
приехал уехал ездил взял дал Точный Перспективный срок действия на день намесяц на год на неделю на несколько лет, дней  

 

С р а в н и т е:

 

Учёные разрабатывали   Учёные разработали   Учёные приехали в Москву на месяц.

проект год.                         проект за год.               Мы ездили в Петербург на неделю.

 

2.  Скажите:

 

вы осматривали выставку? вы ехали? вы оформляли визу? вы готовились к экзамену? запоминали новые слова? составляли программу на компьютере?   составить программу на компьютере? осмотреть выставку? запомнить новые слова? доехать до центра?  

1. Сколько времени

   2. За сколько времени можно
23. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на употребление видов глагола.

     

С р а в н и т е о б р а з ц ы:

 

– За какое время ты составил программу? – Эту программу я составил за один час. – За какое время ты обычно составляешь программу? – Обычно я составляю программу за два или три часа.

 

1. За сколько времени вы пообедали? 2. За какое время вы прочитали страницу научного текста? 3. За какое время вы решили последнюю контрольную работу по математике?

4. За какое время вы подготовили сообщение? 5. За сколько времени вы выполнили лабораторную работу? 6. За сколько времени вы перевели статью?

 

А за какое время вы делаете это обычно?

 

24. Представьте ситуацию: ваш знакомый сообщил вам о том, что он не закончил работу, хотя у него было достаточно времени. Выразите своё удивление.

 

Образец: – Вчера на информатике я два часа составлял программу для компьютера, но

                     так и не закончил.

                 – За сколько времени (за два часа) ты не смог составить программу?

 

1.Весь вечер я конспектировал статью, но законспектировал только половину. Статья такая длинная! 2.Всю неделю я делал чертежи, но сделал только два. 3.Вчера я решал задачу три часа, но так и не решил её. 4. В воскресенье я решил написать всем письма, но успел написать только одно письмо. 5.Весь семестр я учился играть в шахматы, но так и не научился. 6.Семь месяцев я учу падежи, но всё равно делаю ошибки.

 

25. а) Образуйте временные конструкции с предлогом на + В.п. и следующими глаголами.

          

Прийти, зайти, дать, запомнить, остаться, приехать, заехать, открыть(ся),планировать, оставить, уйти, взять, закрыть(ся), рассчитывать, остановить(ся), уехать.

     

б) Составьте диалоги с этими конструкциями  

    Образец:  – На сколько времени ты приехал в Петербург?

                  – Планировал на неделю. Но мой друг уговорил меня остаться еще на

                      три дня.

I.Сертификационный уровень

 

26. Ответьте на вопросы

       Знаете ли вы:

            

             1.На какой срок рассчитано обучение в университете?

             2.На какой срок дают книги в университете?

             3.На какой срок даётся обычно прогноз погоды?

             4. На какой срок обычно выбирают президента в вашей стране?

             5. На какой срок обычно иностранным студентам предоставляется виза?

             6. На какой срок рассчитан летний отдых студентов?


                                                   С + Р.п.

с этого дня с этого времени     с понедельника с детства с тех пор с семи лет   со школы ссередины (начала, конца) года (месяца)  

             С детства он умел постоять за себя и всегда всё делал по – своему.

 

 

                     До + Р.п.            К + Д.п.
до этого дня до этого времени до понедельника до конца работы (семестра, дня, месяца, года) до утра до тех пор до сих пор                                                 к понедельнику к пятнице к концу месяца к концу семестра к концу дня к концу года к концу университета
Он работал до утра, забывая о сне. К концу обучения в университете о нём заговорили уже как об учёном.

 

  С +Р.п. – До +Р.п. Через +В.п.
с утра до вечера с субботы до понедельника с девяти утра до семи вечера с1 февраля до 10 февраля через год через месяц через неделю черезнекоторое время
Ежедневная работа сутра до вечера при- несла интересные результаты.   Черезнекоторое время писатель вернулся на родину.  

 

  За +В.п. + До +Р.п. Через +В.п. + После +Р.п.
зачас до лекции загод до окончания университета за неделю до экзамена через год после окончания университета через месяц после защиты диплома через неделю после экзамена
Загод до окончания университета молодой ученый начал работать. Через10 лет после войны писатель написал о пережитых им событиях в своем романе.

 

 

27. а). Используя материал текстов, поставьте слова, стоящие в скобках, в правильной форме, употребив временные конструкции (за… до…, через… после…).

   1. (год, смерть) Альфред Нобель написал завещание, в котором было написано, что делать с его огромным богатством после его смерти.2. (год, окончание школы) Л.Ландау поступил в университет сразу на два факультета. 3.(два года, окончание университета) Л.Ландау послали продолжать образование за границу. 4.(год, окончание университета) студент Лев Ландау опубликовал свою первую научную работу. 5. (несколько лет, война) В.И.Даль написал свою первую книгу. 6.Научная мысль М.В.Ломоносова (много лет) определила своё время.

 

б) Используя временные словосочетания, составьте самостоятельно предложения.

       

· всё время, тем временем, со временем, время от времени, за это время, на первое время, во время, последнее время

· целый час, целыми часами, час за часом, на час, за час

· годами, год за годом, год от года

· одну минуту, на минуту, с минуты на минуту

 

28. а) Прочитайте текст «Физика – это высокое наслаждение» еще раз и ответьте на вопросы, употребляя необходимые временные конструкции.

 

   1.С какого времени у Л.Ландау проявились необыкновенные способности?

   2.За сколько лет он окончил школу?

   3.Через сколько лет после окончания школы он поступил в университет? Сколько лет

       он учился в университете?

   4.На сколько времени Л.Ландау ездил за границу?

   5.С какого времени Л.Ландау руководил научным отделом в Харьковском физико-

       техническом институте? 

   6.За сколько времени до окончания университета Л.Ландау опубликовал свою

      первую научную работу?

    7. Через сколько времени после возвращения на родину Л.Ландау присвоили звание

        профессора?

   8. С каких пор Л.Ландау жил в Москве?

   9. Когда Л.Ландау попал в автомобильную аварию?

   10.Сколько времени он находился между жизнью и смертью?

   11.Когда Л.Ландау ушёл из жизни?

   б) Прочитайте тест «В.И.Даль» еще раз, используя аналогичные временные

        конструкции, поставьте 10 вопросов и дайте на них ответы.

I.Сертификационный уровень

 

      III. ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОЖНОМ




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: