Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании культуры поведения старших дошкольников

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях. По мнению Р.И. Жуковской, игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности [12, с.65].

Исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными [9, с.67].

 Важной особенностью игры как формы жизни детей, является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [5, с.115].

Как полагает Н. Дьякова, роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме [11, с.30].

К роли старшие дошкольники относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

Именно использование сюжетно-ролевых игр, по мнению Л. В. Воронковой, предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги. Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т.д. [8, с. 63].

 При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, считает Л. В. Воронкова, необходимо соблюдать следующие условия:

-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

-обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;

 -четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом [8, с.65].

В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дети отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах [19, с.10].

 Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Успех воспитания культуры поведения - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Сюжетно-ролевая игра влияет на формирующуюся личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности культуры поведения.

На основании изучения и анализа литературных источников можно сделать следующие выводы.

Культура поведения определяется как одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Важно научить детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений - действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра - эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка, в игре закрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе [22, с.25].

 


 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие положения

 

Проект разработан в соответствии с документами:

 1. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобразования России №1155 от 17.10.2013 года);

 2. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. - М.: Мозаика-Пресс, 2018.;

3. « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26).

2.2. Организационный компонент

 

Тема проекта: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Место проведения проекта: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 присмотра и оздоровления» (МАДОУ № 8 г. Мончегорска).

Участники проекта: педагоги, дошкольники старшей группы № 6 МАДОУ № 8 г. Мончегорска в составе 20 человек, родители старших дошкольников.

Сроки проведения: долгосрочный: октябрь 2019 – май 2020 года.

I этап

 Организационно – подготовительный:

- Изучение и анализ литературы и нормативных документов по выбранной теме;

- Проведение диагностики среди детей старшей группы ДОУ с целью изучения  культуры  поведения детей старшего дошкольного возраста;

- Разработка проекта по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;

II этап

 Основной этап: реализация проекта по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

III этап

Заключительный:

- анализ результатов по реализации проекта.

 

2.3. Целевой компонент

 

Цель проекта: организация работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень культуры поведения у старших дошкольников.

2. Изучить родительскую компетентность в вопросах культуры поведения детей.

3. Разработать и реализовать проект по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

4. Проанализировать итоги реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Освоенные детьми нравственные представления и соблюдение этических норм речевого этикета.

Продуктом реализации проекта будут являться методические разработки по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, представленные в приложении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: