Виды и содержание работ по ремонту АКБ

Работы по техническому обслу­живанию включают проверку уровня электролита и измерение его плотности, определение напряжения аккумуляторной батареи на­грузочной вилкой. Проверку уровня электролита производят стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уро­вень электролита, опус­кают трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранитель­ную сетку, закрывают её сверху большим пальцем, затем вынимают и опре­деляют высоту столбика электролита в трубке.

Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше пре­дохранительной сетки или соответствовать уров­ню, указанному в инструкции.

Повышать уро­вень следует дистилли­рованной водой. Зимой, чтобы избежать замер­зания воды, рекомендуется доливать её непосредственно перед выездом или при работающем двигателе. Измерение плотности электролита позволяет определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плотность электролита измеряют специальным прибором (см. рис. 1, б) — денсиметром.

Если плотность электролита в отдельных аккумуляторах отлича­ется более чем на 0,01 г/см3, то её следует выровнять, доливая электролит плотностью 1,4 г/см3 или дистиллированную воду. Доливать в аккумулятор электролит плотностью 1,4 г/см3 можно, если батарея полностью заряжена и обеспечивается быстрое и надежное перемешивание вследствие «кипения» электролита.

При измерении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею подвергают непродолжительному заряду небольшим током или дают ей постоять 1—2 ч, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах выровнялась.

Для определения степени разряженности аккумуляторной бата­реи по плотности электролита можно пользоваться следующими данными (плотность, г/см3, при температуре +25°С):

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Листт
12
ВКР 17.35.02.07.
Батарея полностью заряжена     1,31  1,29  1,27  1,25  1,23

Батарея заряжена:

на 25%                                            1,27  1,25  1,23  1,21  1,19

на 50%                                            1,23  1,21  1,19  1,17  1,15

Проверка нагрузочной вилкой позволяет опре­делить состояние аккумуляторной батареи в режиме ее, разряда, соответствующего пуску горячего двигателя. При определении степени заряженности аккумуляторной бата­реи нагрузочной вилкой показания вольтметра под нагрузкой, соответствующей ёмкости проверяемой батареи, должны соответствовать данным, приведенным ниже:

Напряжение аккумулятора, В 1,7—1,8 1,6—1,7 1,5—1,4 1,4—1,5 1,3—1,4 Степень заряженности, %          100       75        50         25         0

Рисунок 1 –  Проверка уровня (а) и плотности (б) электролита.

 


Рисунок 2 - Проверка состояния аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой:

Изм.
Лист
№ докум.№
Подпись
Дата
Лист
13
ВКР 17.35.02.07.
1 – стеклянный цилиндр; 2 – денсиметр; 3 – наконечник; 4 – резиновая груша;              5 – шкала денсиметра

При проверке нагрузочной вилкой напряжение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов должны быть закрыты пробками. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,2 г/см3, проверять нагру­зочной вилкой не рекомендуется.

Срок службы батареи в эксплуатации гарантируется при соблюдении правил у х о д а за ней и исправности электроо­борудования автомобиля. Поэтому при обслуживании автомобиля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Элект­ролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или каль­цинированной соды (10%-ным раство­ром). Окислившиеся выводные зажимы батареи и наконечники проводов очищать, проверять плотность крепления батарей в гнезде. Не допускать натяжения проводов, чтобы предупредить порчу выводных зажимов и образование трещин в мастике, проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов. Необходимо регулярно подзаряжать аккумуляторную батарею. Эксплуатация разряженной батареи снижает срок ее службы. Поэтому не реже чем через 10—15 дней или после 3000 км пробега необходимо проверять степень

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Листт
14
ВКР 17.35.02.07.
разряженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вилкой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и поставить на подзаряд. В эти же сроки проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением.

Окончание срока службы аккумуляторной батареи в эксплуа­тации считается, согласно ГОСТ 959.0—84, момент, когда её ёмкость станет менее 40% от номинальной или продолжительность стартерного разряда при (25±2)°С до конечного напряжения 9,0В будет менее 1,5 мин.

При эксплуатации батарей в холодное время года необходимо учитывать, что температура замерзания электролита значительно изменяется от его плотности:

Плотность электро- 1,09 1,12 1,14 1,16 1,18 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,26 1,29 1,30 1,35 1,4

лита, приведенная к температуре

+25°С,г/см3

    Температура замерзания   7 10 14 18 22 28 34 40 42 50 58 68 66 49 36

минус °С

Не залитые электролитом аккумуляторные батареи рекоменду­ется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до -30°С При этом пробки должны быть плотно ввинчены, а гер­метизирующие детали не должны удаляться. Минимальный срок сохранности не залитой электролитом батареи —3 года. При этом минимальный срок сухозаряженности — один год. Минимальный срок сохранности необслуживаемых батарей, залитых электролитом с промежуточным зарядом в пределах минимального срока службы, установлен 2 года.

Батареи с электролитом хранятся полностью заряженные и по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура помещения должна быть не менее -30°С. Допустимый срок хранения батарей с электролитом не более 1,5 года, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С, и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при положительной температуре.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Листт
15
ВКР 17.35.02.07.
Небольшие трещины в мастике устраняют с помощью электрического паяльника со специальными насадками. Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от стенок моноблока, её необходимо удалить и залить поверхность батарей новой расплавленной мастикой.

Изношенные или повреждённые полюсные выводы аккумуляторных батарей наплавляются с помощью угольного электрода и специальных форм. В качестве источника тока может быть использована батарея напряжением 6 или 12 В. Один провод от батареи присоединяется к шаблону, другой - к угольному электроду.

Для отрицательного электрода сульфатация внешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых при заряде кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Активный материал таких электродов является жёстким, поверхность электродов не даёт ясной металлической черты, если по ней прочертить ножом. Ёмкость сульфатированного аккумулятора резко снижается, особенно при стартерном режиме разряда. Сульфатация электродов возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении. Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путём длительного заряда батареи.

Снятые с тракторов после непродолжительной работы или приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации аккумуляторные батареи, перед установкой на хранение, надо полностью разрядить, плотность электролита должна быть доведена до нормы, соответствующей климатической зоны, но не выше 1,28г/см3. Батареи, хранящиеся при положительной температуре как резервные следует 1 раз в месяц подзаряжать нормальным зарядом 0,1в для восстановления емкости, потерянной после саморазряда. В батареях этого же назначения, но хранящиеся при отрицательной температуре контролируется ежемесячно плотность электролита.

Если плотность понизится на 0,04 от первоначальной, батарею следует подзарядить.

Генераторную установку при этом, внимательно осмотреть и проверить натяжение ремня, помня, что перетягивание ремня ведет к преждевременному износу подшипников.

 

    


 



ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ




double arrow
Сейчас читают про: