Музыкально-стилистический анализ песен села Бергуль

В первую очередь, при изучении традиции села Бергуль обращает на себя внимание ярко выраженный белорусский говор («яканье» и «аканье»: «яго», «сняжочки», «пашли» и т.д.). Но наравне с этим в диалекте прослеживается и явно открытое северное «о» («посеявши», «колит», «она»). Так же, в отличии от коренных белорусов, у бергульцев очень скудный календарно-обрядовый музыкальный материал, длинные и очень распетые песни, порою эпического склада, что не свойственно традициям западных регионов России.

Смешение белорусского диалекта с северным говором и белорусских плясовых песен, «крутух», с северными протяжными песнями, балладами сложило совершенно уникальную традицию старообрядцев Васюганья.

Певческой традиции села Бергуль свойственна мягкость, лёгкость, полётность звука, прикрытая позиция, но яркая подача. Как и во многих других старообрядческих традициях, у бергульских исполнителей наблюдается очень сдержанная артикуляция, что не уменьшает силы звука, но делает его более плоским и как бы горизонтальным. Внешне это можно описать как пение в позиции буквы «и», как будто «ласково». Если рассматривать куст старообрядческих поселений Васюганских болот, то эта «ласковая» особенность у бергульцев проявилась сильнее всего, и они сохранили самую богатую мелизматику, мелкую орнаментику, но меньше огласовок, если сравнивать с соседями платоновцами.

Для бергульских песен свойственна средняя и высокая тесситура. Вариантное двухголосье, иногда с тонким голосом. Часто присутствуют два подголоска, особенно в больших составах, вариативно отличающиеся между собой. Примечателен так же факт, что бергульцы используют переменный мажоро-минорный лад, и переменно ­– натуральную и пониженную 2-ю ступень в минорном ладу, как отклонение в минорную тональность 7-ой ступени. Вообще, большинство, даже весёлых, песен села Бергуль строятся в минорном ладу. А подобная переменность лада может также свидетельствовать о севернорусском происхождении традиции.

Певческому составу бергульцев свойственна взаимозаменяемость, свобода мелодической линии, взаимодополнение и перекрещивание голосов. Бергульские исполнители, схожие тембрально, свободно переходят из партии одного голоса в другой, создавая причудливую фактуру, что значительно осложняет задачу при расшифровке, но говорит об искусном владении своим голосом старообрядцев Бергуля.

 

Солдатская песня «Полно вам, сняжочки:

1. Стихосложение: силлаботоническое.

2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B/R/B//; cтруктура последующих строф B/C/R/C//.

3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.

4. Средства поэтической выразительности:

Сравнение: «Сняжочки» и «солдатики»;

Олицетворение: «Полно вам, сняжочки»;

Анафора: «Полно, сняжочки», «Полно, салдатики»; «Надо привыкать», «Надо уважать»; «Выпьем мы па рюмычке, пазавтрыкаим», «Выпьем по втарой рызгаворы зывядём», «Выпьем мы па третий с горя песенку спаём»;

Сарказм: «Пярины, падушечки пара вам забывать»;

Градация: «Пазавтрыкаим», «рызгаворы зывядём», «с горя песенку спаём»;

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Сняжочки», «солдатики», «падушечки», «ребятушки», «кашицы», «гривенки», «рюмычке», «песенку».

Лирическая протяжная песня (авторская) «Полна, стражник адинокай»:

1. Стихосложение: пеон 3 вида.

2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B//; структура последующих строф C/D/E/F//.

3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.

4. Средства поэтической выразительности:

Сравнение: «Волга - речушка застыла, шёлкав невад утанул» и «всё прашло, всё миновалось, когда моладец был я»;

Метафора: «Матушке - рике», «Волгу - матушку»;

Эпитет: «Шёлкав невад», «залатистава сетра», «серебристай дли себя»;

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Братцы», «далеча», «матушке», «речушка», «моладец».

 

Духовный стих «Что на горы, на горы»

1. Стихосложение: силлаботоническое.

2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/A/B/B//; структура последующих строф C/C/D/D//.

3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.

4. Средства поэтической выразительности:

Олицетворение: «Лес - древа растёты»;

Анафора: «Как у первам грабу», «ва втарым ли грабу», «ак у третим грабу»;

Метафора: «Там птицы пают»;

Градация: «Свечи топются», «ангелы пают», «лес - древа растёт»;

 

Свадебная песня «Что с-пад зори»

1. Стихосложение: силлабический временник.

2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A(abb)//; структура последующих строф C(cdd)//.

3. Тип многоголосья: функциональное одноголосие.

4. Средства поэтической выразительности:

Сравнение: «Щибятала ластушка на мори» и «плакала всё Дунюшка па красы»;

Анафора: «Спрашивают людюшки: чей дварянины», «сказывает Дунюшка: мой хаспадин»;

Метафора: «Павесивши буйнаю галаву»;

Эпитет: «русу косыньку», «буйнаю галаву»;

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Зорюшки», «ластушка», «дунюшка», «косыньку», «лентачку», «Мошенька», «людюшки», «сямеюшку», «сторонушка», «годичек», «грамыйтку», «весташкай», «сакылком», «рамачку».

 

Лирическая песня, приуроченная к свадьбе «Калина с малиненькой»:

1. Стихосложение: силлаботоническое.

2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B/C/D//; структура последующих строф C/D/E/F//.

3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.

4. Средства поэтической выразительности:

Сравнение: «Калина с малиненыкай рана расцвяла» и «мамынька дочку радила», «чужая сторонушка без ветра сушит» и «чужой атец с маменкай без вины бранят»;

Олицетворение: «Сторонушка без вятра миня сушит»;

Анафора: «Чужая сторонушка без ветра сушит», «чужой атец с маменкай без вины бранят»;

Метафора: «Прилячу я к маманьке яснам сакалком»;

Эпитет: «ясным сакалком», «светлыя якно», «семеюшку нисагласнаю»;

Градация: «Ни паеду к маманьки ровна три года», «на чатвёртый годичек грамыйтку напишу», «а за етай взвесташкай сама я сзади полячу»;

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Малиненкай», «раненка», «времечка», «мамынька», «дочку», «гривенки», «людюшки», «сямеюшку», «сторонушка», «годичек», «грамыйтку», «весташкай», «сакылком», «рамачку».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: