В первую очередь, при изучении традиции села Бергуль обращает на себя внимание ярко выраженный белорусский говор («яканье» и «аканье»: «яго», «сняжочки», «пашли» и т.д.). Но наравне с этим в диалекте прослеживается и явно открытое северное «о» («посеявши», «колит», «она»). Так же, в отличии от коренных белорусов, у бергульцев очень скудный календарно-обрядовый музыкальный материал, длинные и очень распетые песни, порою эпического склада, что не свойственно традициям западных регионов России.
Смешение белорусского диалекта с северным говором и белорусских плясовых песен, «крутух», с северными протяжными песнями, балладами сложило совершенно уникальную традицию старообрядцев Васюганья.
Певческой традиции села Бергуль свойственна мягкость, лёгкость, полётность звука, прикрытая позиция, но яркая подача. Как и во многих других старообрядческих традициях, у бергульских исполнителей наблюдается очень сдержанная артикуляция, что не уменьшает силы звука, но делает его более плоским и как бы горизонтальным. Внешне это можно описать как пение в позиции буквы «и», как будто «ласково». Если рассматривать куст старообрядческих поселений Васюганских болот, то эта «ласковая» особенность у бергульцев проявилась сильнее всего, и они сохранили самую богатую мелизматику, мелкую орнаментику, но меньше огласовок, если сравнивать с соседями платоновцами.
Для бергульских песен свойственна средняя и высокая тесситура. Вариантное двухголосье, иногда с тонким голосом. Часто присутствуют два подголоска, особенно в больших составах, вариативно отличающиеся между собой. Примечателен так же факт, что бергульцы используют переменный мажоро-минорный лад, и переменно – натуральную и пониженную 2-ю ступень в минорном ладу, как отклонение в минорную тональность 7-ой ступени. Вообще, большинство, даже весёлых, песен села Бергуль строятся в минорном ладу. А подобная переменность лада может также свидетельствовать о севернорусском происхождении традиции.
Певческому составу бергульцев свойственна взаимозаменяемость, свобода мелодической линии, взаимодополнение и перекрещивание голосов. Бергульские исполнители, схожие тембрально, свободно переходят из партии одного голоса в другой, создавая причудливую фактуру, что значительно осложняет задачу при расшифровке, но говорит об искусном владении своим голосом старообрядцев Бергуля.
Солдатская песня «Полно вам, сняжочки:
1. Стихосложение: силлаботоническое.
2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B/R/B//; cтруктура последующих строф B/C/R/C//.
3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.
4. Средства поэтической выразительности:
Сравнение: «Сняжочки» и «солдатики»;
Олицетворение: «Полно вам, сняжочки»;
Анафора: «Полно, сняжочки», «Полно, салдатики»; «Надо привыкать», «Надо уважать»; «Выпьем мы па рюмычке, пазавтрыкаим», «Выпьем по втарой рызгаворы зывядём», «Выпьем мы па третий с горя песенку спаём»;
Сарказм: «Пярины, падушечки пара вам забывать»;
Градация: «Пазавтрыкаим», «рызгаворы зывядём», «с горя песенку спаём»;
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Сняжочки», «солдатики», «падушечки», «ребятушки», «кашицы», «гривенки», «рюмычке», «песенку».
Лирическая протяжная песня (авторская) «Полна, стражник адинокай»:
1. Стихосложение: пеон 3 вида.
2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B//; структура последующих строф C/D/E/F//.
3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.
4. Средства поэтической выразительности:
Сравнение: «Волга - речушка застыла, шёлкав невад утанул» и «всё прашло, всё миновалось, когда моладец был я»;
Метафора: «Матушке - рике», «Волгу - матушку»;
Эпитет: «Шёлкав невад», «залатистава сетра», «серебристай дли себя»;
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Братцы», «далеча», «матушке», «речушка», «моладец».
Духовный стих «Что на горы, на горы»
1. Стихосложение: силлаботоническое.
2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/A/B/B//; структура последующих строф C/C/D/D//.
3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.
4. Средства поэтической выразительности:
Олицетворение: «Лес - древа растёты»;
Анафора: «Как у первам грабу», «ва втарым ли грабу», «ак у третим грабу»;
Метафора: «Там птицы пают»;
Градация: «Свечи топются», «ангелы пают», «лес - древа растёт»;
Свадебная песня «Что с-пад зори»
1. Стихосложение: силлабический временник.
2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A(abb)//; структура последующих строф C(cdd)//.
3. Тип многоголосья: функциональное одноголосие.
4. Средства поэтической выразительности:
Сравнение: «Щибятала ластушка на мори» и «плакала всё Дунюшка па красы»;
Анафора: «Спрашивают людюшки: чей дварянины», «сказывает Дунюшка: мой хаспадин»;
Метафора: «Павесивши буйнаю галаву»;
Эпитет: «русу косыньку», «буйнаю галаву»;
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Зорюшки», «ластушка», «дунюшка», «косыньку», «лентачку», «Мошенька», «людюшки», «сямеюшку», «сторонушка», «годичек», «грамыйтку», «весташкай», «сакылком», «рамачку».
Лирическая песня, приуроченная к свадьбе «Калина с малиненькой»:
1. Стихосложение: силлаботоническое.
2. Поэтический текст: форма строфическая; структура 1-й строфы A/B/C/D//; структура последующих строф C/D/E/F//.
3. Тип многоголосья: функциональное двухголосие.
4. Средства поэтической выразительности:
Сравнение: «Калина с малиненыкай рана расцвяла» и «мамынька дочку радила», «чужая сторонушка без ветра сушит» и «чужой атец с маменкай без вины бранят»;
Олицетворение: «Сторонушка без вятра миня сушит»;
Анафора: «Чужая сторонушка без ветра сушит», «чужой атец с маменкай без вины бранят»;
Метафора: «Прилячу я к маманьке яснам сакалком»;
Эпитет: «ясным сакалком», «светлыя якно», «семеюшку нисагласнаю»;
Градация: «Ни паеду к маманьки ровна три года», «на чатвёртый годичек грамыйтку напишу», «а за етай взвесташкай сама я сзади полячу»;
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Малиненкай», «раненка», «времечка», «мамынька», «дочку», «гривенки», «людюшки», «сямеюшку», «сторонушка», «годичек», «грамыйтку», «весташкай», «сакылком», «рамачку».