Сложносочинённые предложения.
ВАРИАНТ 1
Укажите неверное утверждение.
- Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
- простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
- По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
- Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
- В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
Найдите сложные предложения.
- По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
- Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
- Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
- Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
- Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
- Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).
- Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
- Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
- Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
- Я бродил подолгу и видел много примет осени.
- Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
- Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
|
|
Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
- Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
- Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
- Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
- Послали его с донесением, да время очень тревожное.
- Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
- Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
- Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
- В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
- Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
- Солнышко село и зорька погасла.
Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
- Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
- Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
- Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
- Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
- В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.
- Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
- Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
- Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
- Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
|
|
Укажите предложение с грамматическими ошибками.
- В обоих квартирах было темно.
- У нас совсем нет времени.
- Мы были в восторге от декораций в «Вишнёвом саде».
- Это произведение более худшее.
- Она ложит продукты в холодильник.
- Я удивляюсь его силе.
ВАРИАНТ 2
Укажите неверное утверждение.
- Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
- Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
- Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
- В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
- Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
Найдите сложные предложения.
- Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
- Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
- Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
- Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
- Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
- Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).
- Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
- И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
- И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
- В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
- Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
- Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
- Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.
- Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
- Не только взрослые, но и дети работали в саду.
- Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
- Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
- Месяца не было, звёзды тоже не светили.
- Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
- Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
- Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
- Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
- За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
- Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
- Отец любил порядок и порядок любил его.
- Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
- Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
- Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
- Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
- В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
- По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].
- Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
- Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
- Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
- Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- Трест организовал и руководит предприятиями.
- Несколько ребят вышло из леса.
- Выставка- просмотр открыта ежедневно.
- Он хорошо ездит на велосипеде.
- Мать знакома с обеими моими подругами.
- Жизненный путь героя тяжели трагичный.
- Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.
|
|
ВАРИАНТ 3