Упражнения на осознанное восприятие

Упражнения, направленное на увеличение объема и уровня распределения внимания.

Упражнение №1.

Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:

 

РБВЛКТМЦ

 

ЖКПРЧДЗНТК

 

КПТНСДШРВТБЧ……….
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…





Упражнение №2.

 

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые пропущены в таблице.

2.Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

Упражнение 1. Мысленные образы и понятия.

Читая приведенные ниже слова и словосочетания, постарайтесь в виде зрительных картин, составленных мысленно, представить их смысл и определить, как именно этот смысл отображается в картинах – прямо или косвенно?

Подсказка: зримый образ, который прямо отвечает понятию, возникает легко, почти мгновенно, не требуя никаких усилий. Если же соответствие косвенное, для того чтобы найти нужный образ, потребуется некоторое время и напряжение воображения. Итак, представьте следующие ситуации:

– спящий младенец;

– собака, грызущая кость;

– война на Ближнем Востоке;

– пожар;

– медленно текущее время;

– плохо пошитый костюм;

– недостаток доказательств;

– Бог;

– секрет;

– снежный человек;

– любовь;

– ненависть;

– благородство;

– юмор;

– дождь;

– трава.

Упражнение 2. Мысленные образы и эмоции.

Прочитайте поочередно словосочетания из списка, приведенного ниже. После каждого из них закройте глаза, сосредоточьтесь и мысленно представьте себе соответствующую картину:

– тигр, нападающий на антилопу;

– собака, виляющая хвостом;

– муха в вашей тарелке супа;

– миндальное печенье в коробочке в форме ромба;

– сверкнувшая в ночи молния;

– чернильное пятно на любимой рубашке;

– сверкающий на солнце бриллиант;

– крик о помощи в полночь;

– радость материнства;

– друг, который ворует деньги из вашего кошелька.

После того как все зрительные образы представлены, закройте список, возьмите листок бумаги и, не заглядывая в прочитанное, попытайтесь как можно ярче визуализировать то, что вспомните.

Запишите словосочетания, которые соответствуют воспроизведенным образам.

Затем тщательно проанализируйте свои чувства, вызванные той или иной ситуацией: какая из них вызвала самые сильные эмоции, а какая, наоборот, оставила вас равнодушным и т. д.

Сравните получившийся у вас список с имеющимся и ответьте на вопрос: «Какие из образов наиболее четко отложились в вашей памяти?».

Это упражнение интересно тем, что, повторяя его в различное время суток (в начале или конце трудовой недели и т. д.), вы получите разные результаты.

Упражнение 3. Мысленные образы и их эмоциональная окраска.

Прочитайте представленный ниже список: после каждого словосочетания закройте глаза и мысленно представьте соответствующую картину:

– осиное гнездо;

– осиное гнездо в вашей оконной раме;

– осиное гнездо в вашей ванной комнате.

– острый нож;

– острый нож, режущий мясо;

– острый нож, обрезающий ваш палец.

– старик на скамейке;

– старик на скамейке в солнечный день;

– плачущий старик на скамейке в солнечный день.

– радуга во время грозы;

– радуга над вашим домом во время или после грозы;

– радуга над вашим домом во время грозы, приводящая вас в восторг.

– птичка в саду, клюющая корм;

– птичка, купающаяся в луже в летний день;

– птичка, спасающаяся от кошки.

– падающие листья;

– багряные и золотые падающие листья;

– багряные и золотые листья на дорожке в вашем саду.

– разбитая чашка или банка на полу вашей кухни;

– разбитая чашка с малиной на кухонной полке;

– чашка с малиной, опрокинутая на белоснежную скатерть.

– свет фар и сирена скорой помощи на соседней улице;

– свет фар и сирена скорой помощи у вашего дома;

– свет фар и сирена скорой помощи у порога вашего дома.

Не перечитывая, возьмите листок бумаги и запишите запомнившиеся вам словосочетания. Затем откройте первоначальный список, проверьте свой результат и ответьте на вопрос: «Какие образы вам легче всего запомнить?».


Упражнения на осознанное восприятие.

1 упражнение. Все участники располагаются большим полукругом.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средст­вами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того, как все выполнят это задание, тре­нер предлагает участникам обсудить их впечатле­ния, возникшие в процессе выполнения упражне­ния. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контак­та, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

2 упражнение. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

Инструкция: «На счет «раз» каждый из вас должен, остава­ясь на своем месте и молча (эти два условия бу­дем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Вас четное количество, поэто­му каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Обычно дается возможность участникам груп­пы выполнить это задание 3 раза, после чего присту­пают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основ­ные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выра­жение лица, улыбка, легкое движение вперед, навст­речу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуж­дения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе об­щего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:

· один из участников пары проявляет инициативу, тем самым, подавляя инициативу другого;

· один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;

· в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот;

· взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.

3 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочита­ют, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участ­ников группы, на какие признаки они ориентиро­вались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех не­вербальных проявлений, на которые можно ори­ентироваться, определяя состояние человека.

Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех уча­стников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: