Упражнения, направленное на увеличение объема и уровня распределения внимания.
Упражнение №1.
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…
Упражнение №2.
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.
|
|
Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые пропущены в таблице.
2.Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.
Упражнение 1. Мысленные образы и понятия.
Читая приведенные ниже слова и словосочетания, постарайтесь в виде зрительных картин, составленных мысленно, представить их смысл и определить, как именно этот смысл отображается в картинах – прямо или косвенно?
Подсказка: зримый образ, который прямо отвечает понятию, возникает легко, почти мгновенно, не требуя никаких усилий. Если же соответствие косвенное, для того чтобы найти нужный образ, потребуется некоторое время и напряжение воображения. Итак, представьте следующие ситуации:
– спящий младенец;
– собака, грызущая кость;
– война на Ближнем Востоке;
– пожар;
– медленно текущее время;
– плохо пошитый костюм;
– недостаток доказательств;
– Бог;
– секрет;
– снежный человек;
– любовь;
– ненависть;
– благородство;
– юмор;
– дождь;
– трава.
Упражнение 2. Мысленные образы и эмоции.
Прочитайте поочередно словосочетания из списка, приведенного ниже. После каждого из них закройте глаза, сосредоточьтесь и мысленно представьте себе соответствующую картину:
|
|
– тигр, нападающий на антилопу;
– собака, виляющая хвостом;
– муха в вашей тарелке супа;
– миндальное печенье в коробочке в форме ромба;
– сверкнувшая в ночи молния;
– чернильное пятно на любимой рубашке;
– сверкающий на солнце бриллиант;
– крик о помощи в полночь;
– радость материнства;
– друг, который ворует деньги из вашего кошелька.
После того как все зрительные образы представлены, закройте список, возьмите листок бумаги и, не заглядывая в прочитанное, попытайтесь как можно ярче визуализировать то, что вспомните.
Запишите словосочетания, которые соответствуют воспроизведенным образам.
Затем тщательно проанализируйте свои чувства, вызванные той или иной ситуацией: какая из них вызвала самые сильные эмоции, а какая, наоборот, оставила вас равнодушным и т. д.
Сравните получившийся у вас список с имеющимся и ответьте на вопрос: «Какие из образов наиболее четко отложились в вашей памяти?».
Это упражнение интересно тем, что, повторяя его в различное время суток (в начале или конце трудовой недели и т. д.), вы получите разные результаты.
Упражнение 3. Мысленные образы и их эмоциональная окраска.
Прочитайте представленный ниже список: после каждого словосочетания закройте глаза и мысленно представьте соответствующую картину:
– осиное гнездо;
– осиное гнездо в вашей оконной раме;
– осиное гнездо в вашей ванной комнате.
– острый нож;
– острый нож, режущий мясо;
– острый нож, обрезающий ваш палец.
– старик на скамейке;
– старик на скамейке в солнечный день;
– плачущий старик на скамейке в солнечный день.
– радуга во время грозы;
– радуга над вашим домом во время или после грозы;
– радуга над вашим домом во время грозы, приводящая вас в восторг.
– птичка в саду, клюющая корм;
– птичка, купающаяся в луже в летний день;
– птичка, спасающаяся от кошки.
– падающие листья;
– багряные и золотые падающие листья;
– багряные и золотые листья на дорожке в вашем саду.
– разбитая чашка или банка на полу вашей кухни;
– разбитая чашка с малиной на кухонной полке;
– чашка с малиной, опрокинутая на белоснежную скатерть.
– свет фар и сирена скорой помощи на соседней улице;
– свет фар и сирена скорой помощи у вашего дома;
– свет фар и сирена скорой помощи у порога вашего дома.
Не перечитывая, возьмите листок бумаги и запишите запомнившиеся вам словосочетания. Затем откройте первоначальный список, проверьте свой результат и ответьте на вопрос: «Какие образы вам легче всего запомнить?».
Упражнения на осознанное восприятие.
1 упражнение. Все участники располагаются большим полукругом.
Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».
После того, как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.
2 упражнение. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).
Инструкция: «На счет «раз» каждый из вас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Вас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».
Обычно дается возможность участникам группы выполнить это задание 3 раза, после чего приступают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, улыбка, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуждения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе общего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:
|
|
· один из участников пары проявляет инициативу, тем самым, подавляя инициативу другого;
· один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;
· в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот;
· взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.
3 упражнение. Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
|
|
Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.