Анализ финансового и инвестиционного состояния региона

    В первую очередь, необходимо изучить показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность региона. Для этого нами были использованы четыре показателя: внешний оборот, импорт, экспорт, сальдо (таблица 2.9)

 

Таблица 2.9 – Динамика показателей торговли г. Севастополя

Показатель

Годы

2015 2016 2017
Внешний оборот, млн. долл. США 56,1 39,4 20,4
Импорт, млн. долл. США 38,1 33,4 14,9
Экспорт, млн. долл. США 18,0 6,0 5,5
Сальдо торгового баланса, млн. долл. США -20,1 -27,4 -9,4

Источник: составлено автором на основании статистических материалов[23].

 

    Анализируя материалы таблицы 2.9, можно сделать вывод о негативных тенденциях в сфере торговых связей г. Севастополя. Можно наблюдать снижение экспорта: за 3 года практически в 4 раза. Данная таблица 2.9 свидетельствует о снижении импорта и экспорта. Если сопоставить данный факт с динамикой роста ВРП можем сделать вывод о том, что объемы локального производства умеренно растут и все больше продукции остается непосредственно в регионе. Однако, сальдо торгового баланса отрицательное и по итогам 2017 г. составило -9,4 млн. долл. США.

    Далее проанализируем основные показатели инвестиционного развития в динамике: объем инвестиций, объем инвестиций на душу населения, доля государственных и частных инвестиций в общей структуре инвестиций (таблица 2.10)

 

    Таблица 2.10 – Динамика инвестиционных показателей в г. Севастополе

Показатель

Годы

2015 2016 2017
Объем инвестиций, млрд. руб. 5,6 14,9 30,4
Объем инвестиций, в расчете на душу населения, тыс. руб. 13462 438977 70895
Доля государственных инвестиций, % 50,8 77,6 87,3
Доля частных инвестиций, % 49,2 22,4 12,7

Источник: составлено автором на основании статистических материалов[22].

 

    Материалы таблицы 2.10 свидетельствуют об увеличении объемов инвестиций: в 2016 г. – в 2,66 раза по отношению к предыдущему году, а в 2017 г. – в 2,04 раза. Однако, несмотря на существенное увеличение объемов инвестиций, нельзя не обозначить факт того, что большинство инвестиций – за государственные средства: их количество в 2016 г. увеличилась на 26,8 % по отношению 2015 г., а в 2017 г. – на 10,1 %. Доля частных инвестиций на 2017 г. составила 12,7 %, что не соответствует показателю развитого и самодостаточного региона.

    Далее рассмотрим отраслевую структуру инвестиций (рис. 2.1)

 

Рисунок 2.1 – Отраслевая структура инвестиций в 2017 году

Источник: составлено автором на основании статистических материалов[22].

Рисунок 2.1 также свидетельствует об отсутствии как специализации региона, так и о низком объеме частных инвестиций. Потенциальные «драйверы» развития региона – туризм, сельское хозяйство, промышленность занимают около 2 % в структуре инвестиций. Лидирующую же позицию занимает государственное управление; на втором месте – торговля.

Бюджет – ключевой инструмент органов власти, обеспечивающий реализацию всех функций государства. Соответственно, от самодостаточности региона в финансовом плане будет зависеть качество жизни населения. В работе нами в основном рассмотрены показатели доходной части, на основании которых можно оценить функционирование отраслей экономики, а также в целом провести оценку уровня самодостаточности региона.

В первую очередь, исследуем основные показатели доходной части бюджета г. Севастополя в динамике (таблица 2.14)

 

Таблица 2.11 – Основные показатели бюджета г. Севастополя

Показатель

Годы

2015 2016 2017
Размер расходной части бюджета, млрд. руб. 18,3 25,3 33,5
Размер доходной части бюджета, млрд. руб. 22,0 23,5 30,9
Налоговые и неналоговые доходы, млрд. руб. 7,7 10,0 12,4
Доля налоговых и неналоговых доходов, % от доходной части 35,0 42,6 40,1
Безвозмездные поступления, млрд. руб. 14,3 13,5 18,5
Безвозмездные поступления, % от доходной части 65,0 57,4 59,9

Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджетов
г. Севастополя за 2015-2017 годы

 

    Таблица 2.11 отображает динамику величины доходной части бюджета г. Севастополя, величины налоговых и неналоговых поступлений, а также число безвозмездных поступлений. Можно выделить ряд тенденций по рассматриваемым показателям:

    1. Размер доходной части ежегодно увеличивается. Однако, это происходит пропорционально росту расходной части бюджета. Так, в 2016 г. расходная часть выросла на 38 %, доходная – на 6,8 %. В 2017 г. – на 32,4 % и 31,4 %, соответственно.

    2. Бюджет города Севастополь не является самодостаточным. Об этом свидетельствует таблица 2.11: на протяжении анализируемого периода порядка 2/3 доходной части бюджета региона являются безвозмездные поступления из федерального бюджета Российской Федерации. Следовательно, в настоящее время регион не способен сам себя обеспечивать без поддержки федерального центра.

    Далее необходимо более подробно рассмотреть ключевые источники формирования доходов бюджета – налоги на прибыль, доходы (таблица 2.12)

 

Таблица 2.12 – Структура налогов на прибыль, доходы доходной части бюджета г. Севастополя за 2015-2017 годы

Показатель

Годы

2015 2016 2017
Налоги на прибыль, доходы, млрд. руб. - в том числе: 6,0 7,5 8,1
Доля налогов на прибыль в доходной части бюджета, % 27,2 31,9 17,2
Налог на прибыль организаций, млрд. руб. 1,4 1,6 1,4
Налог на прибыль организаций, % от налогов на прибыль, доходов 23,3 21,3 82,8
Налог на доходы физических лиц, млрд. руб. 4,6 5,9 6,7
Налог на доходы физических лиц, % от налогов на прибыль, доходов 76,7 78,7 83,0

Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджетов
г. Севастополя за 2015-2017 годы [3, 5, 6].

 

    На основании анализа данных таблица 2.15 можно выделить ряд отрицательных тенденций:

    1. Налоги на прибыль организаций на протяжении четырех лет остаются практически без изменений.

    2. Налоги на доходы физических лиц превышают объем налогов, поступающих от организаций: в 2015 г. – в 3,4 раза, в 2016 г. – в 3,7 раза,
а в 2017 г. – в 4,8 раза.

    Данный факт свидетельствует об отсутствии как такового развития среднего и крупного бизнеса на территории региона. Рост платежей НДФЛ, в первую очередь, является результатом деятельности Федеральной Налоговой Службы, а, во-вторых, деятельностью органов власти в сфере розничной торговли (произведена инвентаризация торговых пространств, обеспечена регистрация индивидуальных предпринимателей).

    Нами проанализирована статистика поступлений налогов в бюджет города Севастополя по сферам экономики. Официальных данных по 2017 году нет (таблица 2.13)

 

Таблица 2.13 – Динамика поступлений налогов в бюджет г. Севастополя по отраслям экономики

Виды деятельности

2015 г.

2016 г.

Млн. руб. Место среди видов деятельности Млн. руб. Место среди видов деятельности
Сельское хозяйство 93 11 296 10
Обрабатывающие производства 1328 3 589 4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 377 9 312 9
Строительство 397 8 346 7
Торговля и услуги 1454 2 1312 2
Гостиницы и рестораны 174 10 114 11
Транспорт и связь 650 5 703 3
Операции с недвижимостью 908 4 313 8
Образование 521 6 429 5
Здравоохранение 409 7 378 6
Государственное управление 2255 1 1969 1

Источник: составлено автором на основании статистических материалов[8].

 

Таблица 2.13 подтверждает тезис о том, что в регионе не развивается производство, сельское хозяйство. Существенно остается неразвитой строительная отрасль, транспорт, гостиничное хозяйство. Лидирующие позиции занимает государственное управление, а также торговля – такие показатели не соответствуют развитым регионам.

Также необходимо проанализировать результаты деятельности участников свободной экономической зоны. Для этого нами использованы отчеты о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя. Для этого существует специальный порядок оценки эффективности деятельности СЭЗ за отчетный период (1 год).

В первую очередь, рассмотрена отраслевая специализация проектов в рамках СЭЗ (рис. 2.2)

 

Рисунок 2.2 – Реализуемые проекты по отраслям экономики на конец 2017 г.

Источник: отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год.

 

Участники свободной экономической зоны реализуют на территориях Республики Крым и г. Севастополя 1 700 инвестиционных проектов
(в г. Севастополе – 412 и в Республике Крым – 1 288) в различных отраслях и секторах экономики. Наибольшее число проектов в г. Севастополе реализуется в сфере услуг и промышленности (107 и 106 проектов, соответственно). На втором месте – сфера строительства (51 проект).

Однако, на основании анализа структуры ВРП, налоговых поступлений, несмотря на большое количество объектов промышленности, не наблюдается существенный прирост налоговых поступлений. Данный факт свидетельствует о том, что попросту произошла перерегистрация организаций в рамках свободной экономической зоны в целях получения преференций. 

    Далее рассмотрим количество объектов, введенных в эксплуатацию (рис. 2.3)

Рисунок 2.3 – Количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов недвижимости, объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры

Источник: отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год.

 

    Рисунок 2.3 свидетельствует о существенном росте реализованных проектов. В 2016 г. произошел рост в г. Севастополе на 41 %, в 2017 г. – в 5,2 раза по отношению к 2016 г. Это можно связать с жизненным циклом проекта, т.к. для его реализации, для оформления документации, для строительства, получения согласований и прочего необходимы временные ресурсы.

    Порядок оценки также предполагает сопоставление плановых и реальных достигнутых показателей (рис. 2.4)

 

Рисунок 2.4 – Основные показатели эффективности СЭЗ за 2017 год

Источник: отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год.

 

    На основании данных рисунка 2.3 можно сделать следующие выводы:

    1. По трем показателям план существенно перевыполнен: объём выручки от продаж, кол-во построенных объектов, объем капитальных вложений.

    2. Норма по созданию рабочих мест выполнена лишь на 65 %.

    3. Деятельность СЭЗ оценена на «хорошо» – 4,4 балла.

 

    2.3. Нормативно-правовые основы поддержки отраслей экономики в городе Севастополь     

    В городе Севастополь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку различных отраслей экономики.

    В первую очередь, необходимо отметить, что г. Севастополь и Республика Крым являются территорией с особым экономическим статусом. Данный статус Федеральным законом № 377 от 29.11.2014 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Документ устанавливает статус свободной экономической зоны сроком на 25 лет с возможностью продления.

Статус свободной экономической зоны предполагает наличие особого режима ведения предпринимательской деятельности, в том числе льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной экономической зоны.

    Далее рассмотрим особенности статуса свободной экономической зоны в Республике Крым и г. Севастополе. В целях его реализации принят закон города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального Закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе предусмотрены следующие преференции и льготы:

1) Нулевая ставка налога на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет. В части, поступающей в бюджет региона, ставка варьируется в зависимости от срока пребывания участника:

· В течение первых трех лет – 2 %;

· С 4 по 8 годы – 6 %;

· С девятого года – 13,5 %

2) Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;

3) Организации освобождаются от налога на землю с момента приобретения права собственности на срок 3 года;

4) Возможность применения ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств;

5) Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 %, из них в Пенсионный фонд РФ – 6%, в Фонд социального страхования РФ – 1,5 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %;
Однако, данная льгота применяется только для тех, кто зарегистрировался в СЭЗ до начала 2018 года.

Наряду с описанными налоговыми льготами существует еще ряд преференций для участников СЭЗ:

1) земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предоставляются участнику СЭЗ в аренду без торгов (с 2017 года);

2) упрощение осуществления градостроительной деятельности в части разрешений на проектирование и строительство, которые могут быть выданы напрямую высшим исполнительным органом Крыма или Севастополя (с 2017 года);

3) особенности въезда иностранных граждан на территорию СЭЗ, а именно упрощенный порядок оформления виз;

4) морские порты, расположенные на территории Крыма и города федерального значения Севастополя, признаются свободными портами, с применением отдельного порядка осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров, транспортных средств.

    Далее рассмотрим меры поддержки конкретных отраслей экономики, реализуемые в г. Севастополе.

В г. Севастополе принят Закон города Севастополя от 18 декабря 2015 года № 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя», который, во-первых, конкретизирует Федеральный закон «Об основах промышленной политики в Российской Федерации» № 488-ФЗ, а, во-вторых, регламентирует конкретные меры поддержки субъектам промышленности на территории региона [1, 2].

Указанным нормативным правовым актом предусмотрены следующие виды поддержки субъектов промышленности, которые реализуются посредством государственной программы «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017-2020 годы»:

1. Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя [2]. Осуществляется посредством различных льгот и преференций, которые не противоречат федеральному законодательству. В г. Севастополе предоставляется субсидия для частичной компенсации процентной ставки по кредитам в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Севастополя № 255-ПП от 30.03.2017. В 2017 году компенсация части процентной ставки произведена предприятию «Севмормаш-2М» в размере 60,1 тыс. рублей [5].

2. Имущественная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя. На текущий момент указанная мера поддержки не реализовывалась.

3. Поддержка инновационной и научно-технической деятельности при реализации промышленной политики города Севастополя. Данная деятельность регулируется постановление Правительства № 257-ПП от 30.03.2017. В 2017 средства на указанные мероприятия были исполнены в полном объеме – 14,810 млн. рублей: предоставлено 4 субсидии предприятиями ООО «Уранис», ООО «Центр упаковки и дизайна», ООО «Завод Молот-Механика», ООО «Севлит».

4. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя. 13 в 2017 году приняли участие в различных выставках. Также следует отметить наличие инвестиционного портала.

5. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в сфере развития кадрового потенциала. Для работников крупных предприятий регулярно проводятся семинары, конференции.

Следует также отметить, что нормативные акты предполагают возможность создания фонда в целях льготного кредитования. Однако, по подсчетам сотрудников Департамента экономического развития г. Севастополя, 1 млрд. рублей на эти цели в бюджете региона отсутствует.

Далее рассмотрим меры поддержки сельского хозяйства в городе Севастополь. В регионе действует государственная программа «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя» на 2017 - 2020 годы». Реализуются следующие меры поддержки:

1. Субсидии на внедрение новых и восстановление существующих систем оросительной гидромелиорации. Субсидия не может превышать 90 % от понесенных собственников затрат. Величина поддержки в 2018 г. – 5,94
млн. руб., в 2019 г. – 4,78 млн. руб.

2. Субсидии на проведение мероприятий по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения путем внесения удобрений и приобретение дизельного топлива для проведения комплекса агротехнологических работ. На 2018 г. и 2019 г. выделено по 0,22 млн. руб. ежегодно. Субсидия не может превышать 65 % затрат.

3. Предоставление начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство. Сюда относится приобретение земли, строительство, приобретение животных, семян и прочего. Максимальная величина поддержки – 90 % от затрат, но не более 3 млн. руб. для разведения крупного рогатого скота и не более 1,5 млн. руб. при иных видах деятельности. В 2018 и 2019 года на данные мероприятия выделено 22,50 млн. руб. ежегодно [20].

4. Предоставление субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (оборудование, места хранения). Компенсируется не более 60 % понесенных затрат, но сумма должна быть не более 1,5 млн. руб. В 2018 г. и 2019 г. на данные цели выделено 15 млн. рублей ежегодно.

5. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами, виноградниками). Не более
80 % от понесенных затрат. В 2018 г. и 2019 г. в бюджете г. Севастополя было предусмотрено 154,58 млн. руб.

6. Предоставление субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в отрасли животноводства. В установленном размере компенсируется содержание пологовья (величина зависит от вида).

7. Субсидии на возмещение части затрат на развитие аквакультуры (товарного рыбоводства). Компенсируется не более 50 % затрат собственника. Выделено в 2018 г. и 2019 г. – 5,0 млн. руб.

8. Субсидии в целях возмещение части затрат на развитие промышленного рыболовства и рыбопереработки. Компенсируются до 50 % затрат на обслуживание судов. Также субсидируются затраты связанные с выловом рыбы (рассчитывается на 1 кг выловленной продукции по конкретному виду). Предусмотрено 23,15 млн. руб.

9. Субсидии на возмещение части затрат на развитие пчеловодства. Не более 50 % понесенных затрат на закупку пчел и инвентаря. Выделено
в 2018 г. и 2019 г. по 600 тыс. рублей.

10. Субсидии на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на модернизацию и обновление сельхозтехники.

Далее, рассмотрим направление транспортных перевозок. В г. Севастополе предусмотрено только одно направление поддержки – субсидирование осуществляемых частными компаниями или индивидуальными предпринимателями перевозок льготных категорий граждан. Однако, это трудно назвать стимулом в целях развития направлении экономики, ведь данная субсидия лишь покрывает понесенные затраты; иначе бы, организации просто бы работали в убыток либо это бы привело к росту тарифов для населения.

В рыночной и строительной отрасли отсутствуют специфические преференции [20].

 









Вывод по 2 разделу

Таким образом, в рамках данного раздела нами, в первую очередь, были рассмотрены основные экономические показатели. С использованием коэффициента-дефлятора было выяснено, что динамика роста ВРП существенно снизилась за исследуемый период. В рамках структуры ВРП произошел существенный рост темпов строительства, оптовая и розничная торговля развивается соразмерно росту ВРП в долевом отношении, нестабильная ситуация сложилась в сфере гостиничного бизнеса и мест общественного питания, максимальную долю в структуре ВРП занимает государственное управление и обеспечение военной безопасности. Сельское хозяйство развивается пропорционально увеличению ВРП региона. Существенно увеличилась добыча полезных ископаемых в регионе. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП снизилась за последние три года практически на 1 % и на конец 2017 г. составила 9,7 %.

Далее нами были рассмотрены демографические показатели. Наблюдается позитивная динамика в части роста населения, в то же время это происходит исключительно за счет миграционных процессов.

Индекс промышленного производства снижается. Произошёл существенный рост только по направлению обрабатывающих производств.

    Наблюдается существенный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, растут объемы государственной поддержки отрасль.

    В ходе исследования строительной отрасли была выявлена позитивная динамика: в 2016 г. объем работ увеличился в 1,59 раза, в 2017 г. – в 2,5 раза по отношению к предыдущему году.

    Существенно снижается объем пассажирских перевозок. В то же время, грузооборот увеличился. Также в ходя анализа был отмечен рост торгового оборота.


 

РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: