Проблемы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность в г. Севастополе

Проведенный анализ в разделе II позволяет сделать о том, что в городе Севастополь сложился ряд проблем, сказывающийся на инвестиционной привлекательности и, как следствие, на инвестиционном климате региона.

О низкой инвестиционной привлекательности свидетельствуют данные таблицы 2.10. Безусловно, наблюдается существенное увеличение объема инвестиций. Однако, по данным на 2017 год, 87,3 % – это государственные средства: из 30, 4 млрд. руб. инвестиций лишь 3,9 млрд. руб. – частные.

Дополнительным подтверждением нашего вывода служит структура инвестиций (рисунок 2.1), иллюстрирующий отраслевую структуру инвестиций в г. Севастополе на 2017 год. 74 % занимается государственное управление, образование – 4 %, здравоохранение – 5 %, а сельское хозяйство, строительство, транспорт, обрабатывающие производства – не более 2 % каждая отрасль.

Нами проблемы были сгруппированы по блокам. В их основу легла классификация факторов инвестиционной привлекательности, предложенных Овсянниковой А.В. и Соколовой И.С. (смотреть таблицу 1.1):

1. Блок инфраструктурных проблем:

1.1. Неразвитая дорожно-транспортная инфраструктура. В настоящее время доля дорог, соответствующих нормативам, в г. Севастополе не превышает 40 %. Наблюдается положительная динамика по данному показателю, однако, несущественными темпами. Это связано, в первую очередь, с тем, что увеличивается протяженность дорог, которые принимаются на баланс г. Севастополя.

Помимо нормативного соответствия, важным фактором является увеличение их пропускной способности. Безусловно, отсутствие повреждений дорожного полотна сказывается на средней скорости транспортного потока, однако за время пребывания региона в составе Российской Федерации до конца не было реализовано ни одного крупного дорожно-инфраструктурного проекта. В процессе активного выполнения строительных работ находится лишь трасса «Таврида».

Реконструкция автодороги «Камышовая объездная» по факту практически прекращена. Строительной техники на участке – максимум 2 единицы.

Сроки по проектированию Гераклейской рокады, моста на Северную сторону существенно отложены. Также отсутствуют проекты по реорганизации дорожного движения в центральной части города и организации дополнительного парковочного пространства.

1.2. Не используется в полной мере транзитный потенциал портов. О данной проблеме, в первую очередь, свидетельствует бухгалтерская отчетность о деятельности ГУП «Севастопольский морской порт». За последние несколько лет стоимость активов предприятия ежегодно снижается порядка на 100 миллионов. Предприятие терпит убытки. Естественно, это является следствием, в том числе, неэффективного управления. Однако, в случае адекватной загрузки портовых мощностей для поставок в Турцию, Сирию, российские порты на Черном Море, можно было бы существенно повысить доходы порта и реализовать имеющийся транзитный потенциал.

1.3. Отсутствие оптово-логистического центра. Данную проблему необходимо рассмотреть в дополнение к предыдущей проблеме. По нашему мнению, место для данного инфраструктурного объекта, которое по проекту определено в селе Верхнесадовое, неверно. В первую очередь, отсутствует какая-либо связь с морскими портами, которыми напрямую (без дополнительных затрат) можно поставлять продукцию из других стран и материковой России. Во-вторых, расстояние от села Верхнесадовое до центра
г. Севастополя более 30 км, что создаст дополнительные затраты для транспортировки грузов.

Нами предлагается вариант размещения оптово-распределительной базы в г. Инкерман: имеется возможность строительства причалов, а также наличие рядом железной дороги. Расстояние до центра г. Севастополя – в два раза меньше (16 км).

Это позволит как снизить затраты на транспортировку, так и получить социальный эффект по более резкому снижению цен.

2. Производственный потенциал.

2.1. Отсутствие выраженной специализации в структуре производимой регионом продукции. О данном факте свидетельствует рассмотренная в курсовой работе структура ВРП г. Севастополя (табл. 2.2), а также данные о налоговых поступлениях в бюджет по отраслям экономической деятельности (табл. 2.3).

В структуре валового регионального продукта лидирует государственное и муниципальное управление, а также оптовая и розничная торговля. Данные «направления» не способны выступать в качестве точек роста региона. Безусловно, торговля способствует экономическому росту, однако, она должна сопутствовать основной деятельности.

По нашему мнению, лидирующие позиции должны занимать: сельское хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, а также гостиничный и ресторанный бизнес.

3. Внутренний рынок региона

3.1. Преобладание импорта над экспортом товаров. На основании анализа таблицы 2.3 нами был сделан вывод о негативных тенденциях в сфере торговых связей г. Севастополя.

Экспорт за три исследуемых года снизился практически в 4 раза. Экспорт также снизился. Сальдо торгового баланса по итогам 2017 г. составило -9,4 млн. долл. США. Естественно, динамика является положительной: потребители региона становятся менее зависимыми от внешних субъектов, что делает г. Севастополь более устойчивым к внешним факторам.

В то же время, сохраняющееся отрицательное сальдо торгового баланса является показателем слабой развитости производства, продукция которого могла бы использоваться в других регионах РФ и странах.

4. Институциональная среда и социально-политическая стабильность

4.1. Политическая нестабильность. В настоящее время в регионе сложилась нестабильная политическая ситуация. Это, безусловно, сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Более того, в целом деятельности органов власти также негативно сказывается на интересе инвесторов к нашему региону. Яркими примерами служит, в первую очередь, приватизация автозаправочного комплекса, а потом последующее его банкротство и передача в частные руки, а, во-вторых, возврат в собственность города рынка «Чайка», а затем попытка приватизировать ГУП, которому отошла данная территория.

4.2. Отсутствие документов территориального планирования, предусматривающих направление освоение территорий. В настоящее время не принят важный документ – Генеральный план города и, соответственно, правила землепользования и застройки. Это создает неопределенность для потенциальных инвесторов: они не могут быть уверены, что инвестиции не будут попросту потеряны в юридических спорах.

4.3. Не урегулированные имущественно-земельные отношения. По данным на 2018 год продолжается большое число разбирательств в судах. Объектом рассмотрения выступают как земельные участки населения, так коммерческая инфраструктура: производственные мощности, нежилые помещения.

Это является существенной проблемой для потенциальных инвесторов, ведь судебно-претензионная деятельность, во-первых, занимает очень много времени, а, во-вторых, требует дополнительных финансовых затрат.

4.4. Наличие естественной убыли населения. Несмотря на тот факт, что население г. Севастополя увеличивается более, чем на 10 000 человек в год, следует отметить факт наличия естественной убыли. О данном факте свидетельствует таблица 2.3. Более того, можно сделать вывод о негативной динамике: за 3 года естественная убыль увеличилась с 593 человек до 816.

4.5. Таблица 2.3 также свидетельствует о существенной величине индекса потребительских цен в регионе. За 2015 г. цены выросли на 21%, в 2016 г. – на 6,5 %, а в 2017 г. – на 19,2 %. Данный показатель существенно превышает уровень инфляции в Российской Федерации: в 2015 г. он составил 12,9 %, в 2016 г. – 5,4 %, в 2017 г. – 2,5 %.

Данный фактор существенно сказывается на покупательной способности населения и, соответственно, влияет на реальные показатели роста заработной платы, ВРП, пенсий и прочего.

5. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона

5.1. Несамодостаточность бюджета региона. Такой вывод можно сделать на основании таблицы 2.11. В доходной части бюджета г. Севастополя превалируют безвозмездные поступления из федерального бюджета. На 2017 год они составляли 60 %.

Таким образом, регион не способен самостоятельно покрывать свои расходы за счет налоговых и неналоговых поступлений. Это является существенной проблемой, поскольку федеральный бюджет также является ограниченным, необходимо финансирование федеральных программ и проектов, касающихся всех регионов страны, а не только отдельных регионов.

5.2. Низкий объем налоговых поступлений от налога на прибыль организаций. Данную проблему необходимо рассмотреть в дополнение к предыдущей. На основании таблицы 2.12 можно сделать вывод о том, что на 2017 год доходы по статье НДФЛ более, чем в 4 раза превышают уплаченные налоги на прибыль организаций.

Данный факт свидетельствует о неразвитости экономики региона, в первую очередь, среднего и крупного бизнеса. Дополнительно стоит вопрос в эффективности сбора налогов и эффективности деятельности Федеральной налоговой службы и правоохранительных органов в сфере борьбы с теневым бизнесом.

6. Трудовые ресурсы региона. В целом, в сфере занятости
в г. Севастополе

6.1. Дисбаланс выпускников высшего и среднего профессионального образования.

В материалах нашей курсовой работы 2018 года был выявлен такой факт, как превышение выпускников учреждений высшего  над выпускниками учреждений среднего образования более, чем в 4 раза. В то время как в более развитых регионах южного федерального округа – Ростовской Области и Краснодарского Края – число выпускников рассмотренных уровней образования соотносятся примерно 1 к 1.

Данный факт свидетельствует о неразвитости экономики: в первую очередь, промышленности и сельского хозяйства, где необходимы «рабочие руки» в лице выпускников средних профессиональных учреждений.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: