Задачей технологического расчета является определение номенклатуры постов и участков; числа рабочих постов, автомобиле-мест; площади постов и участков и др. На основании этих данных разрабатываются объемно-планировочные решения СТО и организация технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей. Структура технологического расчета зависит от конкретных задач, которые будут решаться на проектируемой СТО.
Виды работ. Сначала в соответствие с маркетинговым исследованием назначаются виды работ, которыми будет заниматься СТО.
Обоснование исходных данных. Одним из главнейших факторов, определяющих тип СТО (специализированная, универсальная, городская, придорожная), ее мощность и размеры, является число заездов автомобилей на СТО, которое зависит от большого количества случайных факторов и носит вероятностный характер. На формирование количества заездов и объема работ на городских СТО влияют: количество автомобилей в городе, годовые пробеги и состояние парка автомобилей, условия эксплуатации, суммарная мощность СТО, расположение в городе и многое другое. Количество заездов на придорожные СТО зависит от интенсивности движения по магистрали, ее состояния, расстояния до ближайших населенных пунктов и соседних СТО, наличие кафе и т.д.
|
|
При определении обслуживаемого СТО парка автомобилей необходимо учитывать следующие особенности:
- входящий поток требований (автомобиле-заездов) на СТО характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на величину трудовых затрат, как известно, влияет «возраст» автомобиля, который имеет значительный разброс для различных автомобилей;
- легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т. е. они, как правило, не закреплены за определенной СТО, и заезды их на станцию в большой степени носят случайный характер;
- часть владельцев автомобилей выполняют техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) собственными силами или с привлечением других лиц, то есть не все автомобили, которым необходимы ТО и ТР, заезжают на СТО, а только часть из них;
- грузовые автомобили обслуживаются на придорожных СТО в результате неисправностей, возникающих при движении на большие расстояния.
С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет для городских СТО можно выполнять для парка обслуживаемых автомобилей (N СТО):
N СТО = N × kC | (3.1) |
N - парк автомобилей VAG группы региона;
kC - коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО.
|
|
kC = 0,75 - 0,85.
Расчет мощности СТО по въезду автомобилей в год:
N СТО = 8015,05×0,8=4015 | (3.2) |
4015 автомобилей VAG группы обслуживаются в год в автосалоне Skoda “Эскадра”
Для расчета может быть использована другая формула:
(3.3) |
где A - число жителей населенного пункта;
n – количество автомобилей VAG группы на город миллионник (1.2 млн человек)
kM = 0,6 - 0,8 - коэффициент учета доли автомобилей, которые могут обслуживаться на СТО, от всего числа автомобилей района, населенного пункта и т.п.;
kT = 0,2 - 0,6 - коэффициент учета доли объема работ по обслуживанию автомобилей района, населенного пункта и т.п., приходящейся на проектируемую СТО;
kC - коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО.
(3.4) |
Округляем до 4015 автомобилей VAG группы по второй обслуживаются в год в автосалоне Skoda “Эскадра”.
Расчет годовой производственной программы СТО. Годовой объем работ городских станций технического обслуживания включает техническое обслуживание (ТО), технический ремонт (ТР) и диагностику автомобиля (ДА).
Он определяется как:
(3.5) |
где N СТО - число автомобилей, планируемое к обслуживанию на проектируемой СТО в год;
L г - среднегодовой пробег автомобиля, километров (25 тыс.км);
t - удельная трудоемкость работ по ТО, ТР и Д чел.-ч/1000 км.
(3.6) |
Расчет необходимого количества постов на СТО.
Число постов Х рассчитывается по определенным видам работ, в зависимости от трудоемкости этих работ на посту:
(3.7) |
Где:
Т - трудоемкость, человеко - часов;
Тсм - время смены, часы;
С - число смен в месяц;
Рн = 0,9 - 1,1 - среднее число рабочих одновременно работающих на посту;
ηп = 0,85 - 0,90 - коэффициент использования рабочего времени поста.
(3.8) |
Для оптимальной работы на СТО необходимо 8 постов.
Расчет площадей СТО
Площади зон технического обслуживания (ТО), технического ремонта (ТР) и диагностики (Д) автомобилей:
Fто-тр-д=fа×Хз×КП | (3.9) |
Где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), метры:
Хз, - число постов. В данном случае 8.
КП - коэффициент плотности расстановки постов Кп = 5.
Габаритные размеры автомобиля Škoda Kodiaq, как самый габаритный легковой автомобиль среди других автомобилей марки Škoda: длина 4697 миллиметров, ширина 2087 миллиметров.
fa=a×b; | (3.10) |
Исходя из габаритных размеров площадь, занимаемая автомобилем равна fа= 9,8026 м2.
Итого:
Fто-тр-д = 9,8026×8×5 = 392.1м2 | (3.11) |
Определяем площадь участка ремонта двигателей:
Fу=fоб×KП | (3.12) |
Где:
fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования:
KП - коэффициент плотности расстановки оборудования. KП = 4 – 4,5
Fy=22×4,3=94,6м2 | (3.13) |
Раздел охраны труда