Понятие «выразительность языка»

Искусство красноречия

 

 

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками.

 

Под искусством красноречия (ораторское искусство) понимается умение овладеть вниманием аудитории с целью психологического воздействия на неё. Такие качества всегда в мире ценились очень высоко. Мастерства в этой сфере можно достичь путем сочетания таких качеств, как:

 

•   умение грамотно говорить;

•   подавать информацию свободно и непринужденно;

•   а также владение техникой управления внимания аудитории.

 

Методы и технологии такого искусства изучает наука риторика. Овладеть ораторским мастерством может каждый, тут главное – желание и кропотливая работа над самим собой и своей речью.

 

В частности, это естественное красноречие. Оно, как правило, проявляется в обычной жизни, без искусственного создания необходимых условий и не требует специальной подготовки. Например, при пожаре люди выскакивают из дома и криками привлекают окружающих и жильцов дома на помощь. Или, попав в эмоционально напряженную ситуацию, человек может начать говорить громко и возвышенно, взбудораженный внешним раздражителем. В таких случаях присутствуют непроизвольные эмоции, созданные под влиянием каких-либо факторов.

 

Другой разновидностью является ораторское искусство. Это искусственно приобретенные навыки. Так, выступая с трибуны, оратор должен уметь управлять собой, в результате применения ораторских методик. Технологии ораторского искусства берут истоки из Древней Греции и Рима. Уже тогда особое внимание уделялось приемам подачи устного слова. В настоящее время технологии подачи информации отвечают реалиям современного мира и поддерживаются вспомогательными средствами для более полноценного воздействия на людей.

 

Но надо учитывать, что для успешного выступления необходим правильный психологический настрой выступающего, так как только его заинтересованность предметом выступления, убежденность в его правильности и увлеченность им могут привести к успешной подаче материала. Если оратор не воодушевлен излагаемой информацией, ему вряд ли удастся зажечь ею других, его речь не вызовет эмоций и не принесет желаемых результатов при изложении. Для того, чтобы речь имела яркость, необходимо уметь ею управлять, а также собой - не зависимо от окружающих обстоятельств.

 

Концентрация внимания слушателей.

 

Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления.

 

Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

 

1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

 

2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о…;

Это сразу ставит слушателей в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))…» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

 

3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории.

 

4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме.

 

5. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Однажды со мной произошел такой случай…» и т.д.

 

6. Цитирование знаменитости. Например: «Петр I говорил своим сподвижникам…»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза…» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

 

7. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».

 

 

Наиболее распространенный ораторский прием.

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории.

 

Сравнение

Сравнение – это один из главнейших приемов ораторского искусства, используемый настолько часто, что многие даже не задумываются о нем как о какой-то особой фигуре речи. Этот прием позволяет представить абстрактное наглядно, что бывает особенно полезно, когда необходимо донести до слушателя числовую информацию.

 

Повтор

Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях. Мысли, повторенная дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался.

 

 

Риторический вопрос

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным.

 

Аллегория

Представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в животном эпосе ягненок служит олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осел – упрямства и т.п.

 

Призыв

Призыв – это весьма распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется.

 

 

Речь преподавателя.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз

2. Простота и ясность изложения

3. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение лишних слов;

в) исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

 

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.

 

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить.

 

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

 

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

 

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

 

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

 

 

Понятие «выразительность языка»

 

Перед учителем стоит серьезная задача - он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном.

 

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.дТрадиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам общения относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позы и т.д.; к паралингвистическим – всё, что касается техники речи.В понятие “техника речи” входит: правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.

 

· Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха

· Ясность произношения (дикция) – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

· Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса, собственно и являются средством выразительности.

· Кроме перечисленных свойств, звучание голоса различается по своему качеству, т. е. окраске голоса, иначе называемой тембром.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: