Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
|
|
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
· Использование в устной речи логических законов мышления;
· Произнесение устной речи;
· Взаимодействие преподавателя с аудиторией.
Приложение:
Упражнение “Да – Нет”.
Цель: потренироваться в умении выражать разную палитру чувств через минимальное содержание.
Инструкция: участники группы разбиваются на пары, ведут диалог стоя. Первые номера говорят только слово “Да”, Вторые – “Нет”. Первый уговаривает, второй сопротивляется. Использовать только слова “Да – Нет”. Через две минуты участники пары меняются ролями. И продолжают работать ещё две минуты. Во время выполнения упражнения педагогам важно отследить и запомнить собственные чувства и мысли.
|
|
Упражнение“Мы сегодня идём в музей”.
Цель: напомнить о том, что смысловое ударение имеет важное значение в передаче информации и может изменить восприятие содержания.
Инструкция: Участникам группы предложить прочитать фразу, изменяя логическое ударение. Обсудить:
- как и почему изменилось содержание данного сообщения;
- какие вопросы помогут уточнить правильность услышанной информации (“Правильно ли я поняла, услышала”).
Упражнение “Типология голосов”.
Цель: обратить внимание педагогов на то, что голосовое модулирование помогает решить различные педагогические задачи.
Инструкция: троим участникам группы надо прочитать отрывок из текста своим голосом. Задание кругу: слушать голос.
Внимание! Ведущему следует в ходе тренинга подобрать чтецов в соответствии с типами голосов.
Выделяют три типа голоса, которые условно называют
“Какао” - низкий, бархатный, погружающий. Частота слов низкая, паузы большие. Его функция – поддержать, успокоить.
“Касторка, микстура” - голос Гарри Потера – логически ориентированный, голос принятия решений (диктор: учу, веду, покажу, что делать, дам инструкцию) Функция: объяснить.
“Газировка” - голос М. Монро – детский, высокий, торопливый. Пауз меньше, более частотный. Голос чувств (сюсюканье) Функция: донести информацию.
Работа в круге начинается с предупреждения участников:“Благодаря помощникам мы имели возможность услышать разные голоса, понаблюдать за собственными ощущениями, последующая работа будет направлена на изучение голоса и не имеет отношения к личности чтецов”.
Упражнение “Подарок”.
Цель: снижение статического и психоэмоционального напряжения, подведение итогов работы.
Инструкция: При помощи жестов показать придуманный подарок соседу справа. Он угадывает, благодарит, придумывает и показывает свой подарок следующему участнику круга и т.д. Игра может повториться в обратном направлении