Анализ трёх авторских программ по ИЗО

УУД (универсальные учебные действия).

Умение учиться -это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование УУД через разные виды художественной деятельности:

Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и

произведений искусства;

- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных

ценностей, представленных в пространственных формах;

- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и

оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

- овладение основами культуры практической творческой работы различными

художественными материалами и инструментами;

- в познавательной сфере:

- овладение средствами художественного изображения;

- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и

структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

в ценностно-ориентационной афере:

- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и

личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре,

изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому

восприятию мира;

в трудовой сфере:

- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к

самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных

ситуациях;

- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления

человека;

- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы

формирования навыков коммуникации.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы

общечеловеческих ценностей;

- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно

значимой ценности;

в познавательной сфере:

- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и

общества;

- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка

 и средств художественной выразительности, особенности различных художественных

материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания

художественных образов;

- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного

искусства;

в коммуникативной сфере:

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и

искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных

ресурсах;

- диалогический подход к освоению произведений искусства;

- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций

достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной

выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области

живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

 

 

Анализ трёх авторских программ по ИЗО.

Образовательная система. (авторы программы по ИЗО) ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Ценностные ориентиры Ожидаемые предметные результаты
Планета знаний (Н.М. Сокольникова)   · приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; · освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; · воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.   · сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; · сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; · ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства; · сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; · сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; · обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; · обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства; · обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля); · развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; · обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности; · обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа; · обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; · развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; · развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.   Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке. искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.   К концу 4 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; • представления о роли искусства в жизни человека; • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры; • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. Учащиеся получат возможность для формирования: • устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; • понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; • понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских); • восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; • художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; • способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; • понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. Учащиеся получат возможность научиться: • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы; • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач; • осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности; • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев. Познавательные Учащиеся научатся: • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); • различать многообразие форм предметного мира; • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; • выполнять несложные модели дизайнерских объектов; • выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий; • конструировать по свободному замыслу. Учащиеся получат возможность научиться : • осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов; • сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; • понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником; • узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Коммуникативные Учащиеся научатся: • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе; • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе. договариваться и приходить к общему решению; • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры. Учащиеся получат возможность научиться : • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура; • называть ведущие художественные музеи России и мира; ^ различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе; • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография идр.); • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках; • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени; • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; • изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы; • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; • определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.); • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов; • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; • выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений; • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе; • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции; • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме; • выполнять ассоциативные рисунки и лепку; • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; • использовать стилизацию форм для создания орнамента; • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.  
Школа 2100 (разработана О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской) 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.   В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией). 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»). 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства). 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике. 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики. 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.   Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи.Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.   Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование следующих умений: – формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; – воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; – развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; – формирование духовных и эстетических потребностей; – овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; – воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; – отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: – Проговаривать последовательность действий на уроке. – Учиться работать по предложенному учителем плану. – Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. – Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные универсальные учебные действия – Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. – Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). – Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. – Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. – Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). – Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные универсальные учебные действия – Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания). – Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. – Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. – Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатамиизучения курса «Изобразительное искусство» является: – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; – ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; – ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; – первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; – получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.  
Перспективная начальная школа (И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков) Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. - развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.   Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ. Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт. Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие. Содержание учебного материала второго класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения. С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства. Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как 6 на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества. Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов. В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры. В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений иверований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве. Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно- прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.). Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме.   Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе: - в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; - в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды; - в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе: - в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; - в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. В результате обучения изобразительному искусству в начальной школе учащиеся: - получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества; - узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; - определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; - интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения; - имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства; - применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: