С Центральным банком Российской Федерации

 

По мере усложнения денежных отношений возникла необходимость в регулировании кредитно-денежных отношений в государстве. Начиная с XVII века появляются банки фактически ставшие центральными. В 1668 году возникает шведский «Рикс банк», в 1694 году «Банк Англии», в 1811 году «Банк Финляндии», в 1848 году «Банк Франции», в 1860 году «Банк России», в 1874 году «Рейс банк», «Федеральная резервная система США» в 1913 году, «Народный банк Китая» в 1948 году /2, с. 31/.

В большинстве стран функции центральных банков сформировались эволюционно и отражают особенности политической системы, экономической жизни конкретных государств.

Создание центральных банков с функцией регулирования и контроля кредитно-денежных отношений в государстве явилось важным событием в истории экономики, оно обеспечило возможность регулирования деятельности банковской системы в интересах развития национальной экономики, при этом обеспечивались государственное регулирование и контроль банковского сектора.

В зависимости от формы собственности известны государственные центральные банки, смешанные и частные. Создание центральных банков преследует цель регулирования кредитно-денежных отношений в экономике и социальной сфере.

       Сущность любого центральных банков заключается в посредничестве между обществом, государством, экономикой и банковскими организациями путём регулирования денежных и кредитных потоков в государстве. Центральный банк всегда является органом, который регулирует денежную составляющую экономической деятельности.

Выделение из состава коммерческих банков автоматически привело к формированию двухуровневой банковской системы. В этой системе происходит разделение функции между центральным банком и коммерческими банками.

Как и во всякой сложной системе, в банковской системе, можно выделить две части с точки зрения управления: активную часть-субъект управления (центральный банк) и объект управления (коммерческие банки и вспомогательные организации). Нужно учитывать, что коммерческие банки одновременно выступают как субъекты управления, в частности в корпоративном секторе экономики.

Для выполнения посреднической миссии центральному банку требуется определенная степень независимости от общества, государства. Известны три модели независимости центральных банков, а именно, процедурная, инструментальная, нормативная /2, с.37/. При процедурной модели (в США) независимость центрального банка обеспечивается специально организованными процедурами обсуждения и согласования решений с заинтересованными сторонами, что приводит к необходимой степени компромисса и реализуемости решений. При инструментальной модели (Великобритания, Скандинавские страны) центральный банк выступает исполнителем при достижении целей кредитно-денежной политики правительства, обладая свободой лишь в вопросах выбора инструментов проведения такой политики. При нормативной модели (Германия) центральный банк рассматривается как элемент социально-экономической системы, выполняющий определенные функции по социально-экономическому развитию государства.

Как известно, Россия в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, наряду с такими странами как Германия и Швеция. Исходя из этого, можно было бы предположить, что в нашей стране будет использоваться либо нормативная, либо инструментальная модель независимости ЦБ РФ. Однако на практике в различных сферах деятельности ЦБ РФ используются элементы первых двух моделей независимости центральных банков. В работе Национального банковского Совета – процедурная модель, а при реализации функции банка правительства – инструментальная модель. Анализ закона о ЦБ РФ, банках и банковской деятельности позволяет утверждать, что положения нормативной модели независимости не нашли должного отражения в Конституции и банковском законодательстве России. 

В деятельности ЦБ РФ сочетаются особенности функционирования государственного органа управления и банка. При этом относительно соотношения и содержания целей, функций и задач ЦБ РФ ведётся дискуссия. Эта дискуссия связана как со сложностью возложенных на ЦБ РФ целей, задач и функций, так и с неоднозначностью толкования этих понятий в теории управления. Необходимо отметить, что в России существует различное правовое толкование целей деятельности ЦБ РФ. Так в Конституции РФ ст. 75, ч. 2 единственной целью деятельности Банка России названа защита и обеспечение устойчивости рубля. При этом в ст. 3 «Закона о ЦБ РФ» названы уже три основные цели банка:

1) обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

2) обеспечение эффективного развития в стране банковской системы;

3) организация работы расчётно-платёжного механизма экономики.

К сожалению в этих законодательных актах не нашли отражение требования к ЦБ РФ действовать в интересах социально-экономического прогресса государства, учитывать интересы общества. Вместе с тем, в большинстве развитых стран считается, что центральный банк призван защищать стоимость и покупательную способность денег, способствовать нормальному функционированию финансовых рынков, а в силу этого нормальному экономическому росту в стране /2, с. 36/.

Необходимо подчеркнуть, что законодательно зафиксировано, что на ЦБ РФ нельзя возлагать задачи, которые противоречили бы его первичным функциям.

Для достижения поставленных целей ЦБ РФ в соответствии со ст. 4 закона о ЦБ РФ выполняет следующие функции/10/:

1)взаимодействует с Правительством России для разработки и проведения государственной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля;

2)монопольно имитирует наличные деньги и организует их обращение;

3)является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует их рефинансирование;

4)устанавливает правила осуществления платежей (расчётов) в стране;

5)устанавливает правила проведения банковских операций бухучёта и отчётности в банковской системе;

6)регистрирует кредитные организации, выдаёт и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;

7)ведёт надзор за деятельностью кредитных организаций;

8)регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

9)самостоятельно или по поручению Правительства России проводит все банковские операции, необходимые для выполнения основных целей его деятельности;

10) осуществляет валютное регулирование, определяет порядок платежей (расчётов) с иностранными государствами;

11)  организует и осуществляет валютный контроль, как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

12) принимает участие в разработке платежного баланса РФ и организует его составление;

13) анализирует и прогнозирует состояние экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых соотношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14)  может выполнять иные задачи на основании федеральных законов.

Все эти функции можно объединить в такие блоки функций: единого эмиссионного центра страны; органа государственного регулирования и контроля банковской системы; банка правительства; банка банков.

Исходя из статуса центрального банка, все отношения ЦБ РФ с банком делятся на две категории: правовые и договорные.

Как единый эмиссионный центрнашейстраны, ЦБ РФ во взаимодействии с правительством разрабатывает единую кредитно-денежную политику, монопольно эмитирует наличные деньги, организует их обращение и изъятие из обращения.

Как орган государственного регулирования и контролябанковской системы ЦБ РФ:

ü выдает разрешение (лицензию) на ведение банковской деятельности;

ü определяет размеры обязательных резервов предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости банка;

ü устанавливает правила проведения банковских операций, сделок, проведения расчетов;

ü контролирует деятельность коммерческих банков;

ü может выпускать нормативные акты в пределах своей компетенции.

Все нормативные акты, выпускаемые ЦБ РФ, делятся на три категории: указания, положения и инструкции. Указания вводят в действие новые и отменяют действие утративших силу нормативных актов. Положения системно определяют порядок деятельности в отдельных областях работы банка, например, существует положение о безналичных расчетах в РФ. Инструкции определяют порядок применения законов и выполнения отдельных действий и операций.

Непосредственное взаимодействие Банка России с банками при выполнении регулирующих и контрольных функций осуществляется через главные территориальные управления (ГТУ), которые имеют аналогичную ЦБ РФ структуру и взаимодействуют с банками и их подразделениями на местах. ГТУ Банка России работают на основании положения, не являются юридическими лицами, а их руководители действуют на основании доверенности.

Нормативной базой для работы ЦБ РФ в составе банковской системы являются следующие положения. 

       Закон о ЦБ РФ ст. 4 говорит, что Банк России устанавливает правила осуществления расчётов (платежей) России, устанавливает правила осуществления банковских операций, бухучёта и отчётности для банковской системы, отзывает лицензии банков и аудиторских организаций, ведёт надзор за деятельностью банков.

       В ст. 8 говорится, что по тем вопросам, которые отнесены законами к компетенции Банка России, он издаёт нормативные акты по финансово-экономической деятельности.

       Согласно ст. 16 совет директоров Банка России принимает решения о порядке формирования банками резервов и о величине резервных требований.

       Ст. 53, 55 и 80 определяет, что Банк России является органом государственного валютного контроля и валютного регулирования, органом регулирования и надзора за деятельностью в банковской сфере, органом регулирующим, лицензирующим и координирующим организацию расчётных, в том числе клиринговых систем в России. Он устанавливает формы, правила, стандарты и сроки проведения безналичных платежей.

       Согласно ст. 59 Банк России может предъявлять квалификационные требования к главным бухгалтерам и руководителям исполнительных органов банка.

       На основании ст. 74 Банк России выполняет регулирующую и надзорную функции, проверяет банки и их филиалы, направляет им необходимые для исполнения предписания по устранению нарушений, а также применяет к ним законные санкции.

       На основании ст. 75 Банк России в случае нарушения законов, его предписаний, непредставления информации или представления неполной или недостоверной информации, имеет право требовать от банка устранения, выявленных нарушений, взыскать штраф, ограничить проведение отдельных операций на определённое время. При нарушениях и не исполнении предписаний, а также в случае возникновения угрозы интересам кредиторов Банк России может:

1) взыскать с банка штраф;

2) потребовать от банка провести его финансовое оздоровление, заменить его руководителей или провести реорганизацию банка;

3) временно изменить для банка значение обязательных нормативов;

4) временный запрет на выполнение отдельных банковских операций, предусмотренных его лицензией, а также запрет на открытие филиалов;

5) назначить временную администрацию по управлению банком.

Какбанк правительства ЦБ РФвыступает агентом при размещении государственных ценных бумаг, осуществляет мониторинг рынка государственных ценных бумаг, проводит операции на открытом рынке. При этом он может на договорной основе привлекать к выполнению этих операций коммерческие банки, в частности, выделять так называемые «уполномоченные банки».

Как банк банков ЦБ РФвыступает кредитором последней инстанции, открывая банковские счета и организуя расчеты между коммерческими банками с использованием сети расчетно-кассовых центров. Если ЦБ РФ выступает в роли банка банков, то между коммерческим банком и ЦБ РФ имеют место договорные отношения в следующих случаях:

1) установление корреспондентских отношений между ЦБ РФ и банком, выполнение расчётно-кассового обслуживания Банком России коммерческого банка;

2) получение в Банке России кредитов банком;

3) размещение временно свободных денег в Банке России банком.

Договорные отношения между Банком России и банком основываются на нормативной базе, в частности, согласно ст. 28 закона «О банках и банковской деятельности» на договорных началах осуществляются кредитные отношения /8/.

Списание средств со счетов кредитной организации производится по её распоряжению, либо с её согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эти положения закона уточняются нормативными документами Банка России, в частности, определено, что ни один банк не может обойтись без открытия корреспондентского счёта в Банке России, а точнее в расчётно-кассовом центре ЦБ РФ по месту своего расположения.

При таких отношениях коммерческие банки взаимодействуют с Банком России в рамках двух типов подразделений расчётно-платёжной сети Банка России, а именно с расчётно-кассовыми центами (РКЦ) и операционно - кассовыми центрами (ОКЦ).

РКЦ Банка России делятся на головные, межрайонные и районные. В своей деятельности они руководствуются типовым положением № 336 от 07.10.1996 г. «О расчётно-кассовом центре Банка России». Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы РФ.

Взаимодействие РКЦ с являющимися их клиентами кредитными организациями, органами власти, казначейства и другими клиентами строится на договорной основе. Функциями РКЦ являются: платежи (расчёты) между кредитными организациями и их филиалами; кассовое обслуживание кредитных организаций и их филиалов; учёт и контроль осуществления кредитными организациями и их филиалами расчётных (платёжных) операций и выверка таких операций через их корреспондентские счета и субсчета; учёт и контроль кассовых операций кредитных организаций и их филиалов с использованием корреспондентских счетов и субсчетов; регулирование обязательных резервов депонируемых в Банке России; контроль за своевременностью, полнотой и достоверностью таких расчётов /9, с. 38/.

Для выполнения этих функций РКЦ выполняет следующие операции /9, с.40/:

1) открытие, закрытие и переоформление корреспондентских счетов и субсчетов кредитных организаций и их филиалов;

2) зачисление и списание средств на счета и со счетов кредитных организаций и их филиалов, учёт таких операций;

3) контроль соблюдения кредитными организациями правил и сроков совершения платёжных и расчётных операций, выверка их отражения на счетах и субсчетах открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций;

4) выдача и приём наличных денег от кредитных организаций и их филиалов;

5) учет эмиссионных операций и др.

ОКЦ является подразделением расчётной сети Банка России, обеспечивающим пользователей системы валовых расчётов, т.е. безналичных платежей в режиме реального времени средствами удалённого доступа к их корреспондентским счетам или иным счетам в федеральном расчётном центре и ведущее операционно-кассовое обслуживание пользователей этой расчётной сети. Действует ОКЦ на основании положения ЦБ РФ № 50-П от 24.08.1998 г. «О системе валовых расчётов в режиме реального времени Банка России» /2, с. 450/.

       С деятельностью ОКЦ связаны следующие понятия:

       Режим реального времени– это порядок контроля и исполнения платёжных документов, обеспечивающий проведение расчетно-платежных операций (РПО) непрерывно в течение операционного дня и немедленно при поступлении платёжных документов.

       Расчёты на валовой основе– это вид платежей и расчётов, в процессе которых средства переводятся на основании каждого платёжного документа индивидуально.

       Федеральные расчётные центры (ФРЦ)– это центральные подразделения расчётной сети Банка России, которые ведут валовые расчеты, и платежи в рублях в режиме реального времени по счетам открытым в ФРЦ.

       Участники системы валовых расчетов (СВР)– это подразделения расчётной сети Банка России, имеющие счета в ФРЦ.

       Пользователи СВР – это субъекты финансово-хозяйственной деятельности, расположенные на территории России и имеющие банковские, корреспондентские, текущие, расчётные и прочие счета в ФРЦ. Подлежат регистрации такие пользователи СВР: кредитные организации, их филиалы и другие клиенты, предприятия, учреждения и организации, которые входят в структуру Банка России.

       При открытии корреспондентского счёта в РКЦ используется положения Банка России № 2-П от 12.04.2001 г. «О безналичных расчётах в РФ». Это положение устанавливает следующие нормы:

1) каждому банку в РКЦ открывается один корреспондентский счёт на основании договора о корреспондентских отношениях. При заключении договора предъявляются определённые документы. Филиалом банка могут быть открыты по одному корреспондентскому субсчёту в РКЦ по месту их нахождения. Разрешение на открытие такого субсчёта выдаёт территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного банка;

2) корреспондентский счёт в РКЦ подкрепляется путём зачисления на него средств, поступающих в адрес банка. Банк должен обеспечить своевременное поступление средств на свой корреспондентский счёт в размерах необходимых для проведения платежей;

3) в случае образования на корреспондентском счете или субсчёте дебетового сальдо банк или филиал уплачивает %, начисляемые на сумму ежедневного дебетового сальдо по ставке, устанавливаемой Банком России.

За обслуживание корреспондентского счета коммерческого банка в ЦБ РФ  взимается плата, которая, чаще всего зависит от оборотов по счету.

В целом взаимодействие ЦБ РФ и коммерческого банка носит многоплановый и достаточно регулярный характер, является важнейшим элементом деятельности как ЦБ РФ, так и коммерческого банка, работающего на территории России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: