Секторе экономики в условиях глобализации

 

Современный мир существует в эпоху продолжающейся глобализации. Одновременно с развитием и ростом влияния корпоративного сектора экономики изменяются роли и формы организации работы банков в корпорациях в условиях глобализации и переходной экономики России. Свидетельством этого могут быть такие факты. Товарные рынки монополизированы корпорациями на 80-90 % /20, с.13/. Так что на долю малого и среднего бизнеса в таких формах как партнерства и индивидуальный бизнес остается менее 20% рынка. Нужно учитывать, что за прошедшие 10 лет в мире зафиксирован рост числа банковских операций в 2,5 раза, резко возросло число слияний и поглощений. Эффективное управление банковской системой развивается под влиянием глобализации экономики и информационных технологий.

Глобализация социально-экономического развития тесно связана с развитием, прежде всего корпоративного сектора экономики при одновременном  изменении роли и функций банков в составе корпораций. В такой ситуации, несомненно, необходимо правильно организовать работу коммерческого банка в составе корпорации. Для этого, во-первых, нужно понимать сущность глобализации; во-вторых, нужно понимать роли и функции корпораций в социально-экономической сфере; в-третьих, понимать функции и роли банков в корпорациях; в-четвертых, правильно организовать работу банка в составе корпорации, закрепить технологии работы в инструкциях и положениях банка.

Дать исчерпывающее определение понятия «глобализация» достаточно проблематично в связи со сложностью этого явления. Суммируя различные мнения можно сказать, что современная глобализация характеризуется следующими чертами:

ü движущей силой современной глобализации является инновационная деятельность, необходимость концентрации все больших финансовых и интеллектуальных ресурсов для обеспечения конкурентоспособности разрабатываемых товаров и услуг /20, с.61,/;

ü наблюдается неравномерность протекания процессов глобализации, которой охвачено около 30% населения планеты, в разной степени участвующих в отдельных сегментах глобализации;

ü усиливается интеграция не только в сферах экономики и технологий, но и политической, социальной, культурной, научной, экологической, контроль и управление которыми в значительной степени переходит к международным структурам и осуществляется на основе норм международного права;

ü повышается значение, приобретают международный характер научно – финансовый и информационный комплексы и, одновременно, снижается роль производственного сектора экономики;

ü корпоративный капитал в процессе свой концентрации и интернационализации превращается в транснациональный все больше уходит из под влияния национальной экономической политики и юрисдикции и имеет все большее международное значение;

ü на международных финансовых рынках возрастает влияние крупных банков, банковских групп и холдингов, которые все чаще становятся своеобразным «ядром» корпоративных форм научно- финансово - промышленного капитала;

ü появляются новые виды рисков, а финансовые риски становятся еще более тесно связанными с геополитическими и политическими рисками, субъектами управления которыми становятся не только национальные, но и международные структуры, в том числе транснациональные корпорации  и др.

Корпорации появились как результат воздействия ряда экономических процессов развития отдельных видов рынков (товарных, финансовых), а также концентрацией капитала. К причинам появления транснациональных корпораций следует отнести стремление к свехприбыли, а также необходимость обеспечить международную конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг, лоббирования интересов.

Лидерами в инновациях и разработках являются в настоящее время ТНК США и Великобритании. Они разрабатывают новые управленческие и технологические принципы-продукты практически не обращающиеся на рынках. ТНК других стран размещаются на нижних этажах техноло­гической пирамиды. Компании, находящиеся на втором уровне, производят уже реализуемые технологии, основанные на новых управленческих и технологических принципах. Третий, четвертый и пятый уровни «технологической пирамиды» образуют производители продукции, в той или иной степени, использующие разработанные на втором уровне «ноу-хау». Эти уровни плавно переходят друг в друга по мере упрощения производимых товаров. От уникальных потребительских товаров, сложного технологического оборудования и высококвалифицированных услуг, поступающих на открытый рынок, но позволяющих производителю полностью контролировать его, переходят к менее сложным продуктам на четвертом уровне. На последнем, пятом, уровне производятся однородные «биржевые» товары, обычно сырьевые или продукция после первого передела. Монополизация производства и сбыта убывает от уровня к уровню, снижается при этом и величина прибыли и эффективность бизнеса.

Организация работы коммерческого банка в составе корпорации зависит от вида корпорации. Исторически известны такие виды корпораций /21, с.31-36/.

Синдикат - организационно оформленное объединение сбыта продукции и закупки сырья через единый орган, создаваемый в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью. Выполнение данных функций, как правило, поручается одному из участников объединения или совместно учреждается специализированная закупочно - сбытовая организация. Члены синдиката сохраняют свою юридическую, производственную, а иногда и коммерческую самостоятельность.

Трест - организационно оформленное, производственное объеди­нение, при котором различные организации сливаются в единый производственный комплекс. При этом они теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому органу управления. Чаще всего в трест объединяются организации, производящие однотипную продукцию или организации, использующие сходные технологии.

Картель - объединение близких по профилю организаций с целью согласования вопросов об объемах производства продукции (услуг), ценах реализации, ус­ловиях продаж, разграничении рынков сбыта и т. п. Основная цель — увеличение прибыли участников путем ограничения и регламентации внутренней конкуренции и подавления конкуренции со стороны орга­низаций, не входящих в состав картеля.

Концерн - межотраслевое объединение организационно связанных между собой структур, контролируемых материнской компанией через системы участия в уставном капитале. Организации, входящие в состав концерна, связаны общностью интересов, финансированием, производственным сотрудничеством, патентно-лицензионным соглашением.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - может быть признана частным случаем концерна. Это «вертикальный» концерн, в котором объединены предприятия, связанные финансово и технологически. Технологическая цепочка предприятий ФПГ охватывает операции, начиная с добычи сырья и до реализации готовой продукции. Цель деятельности – это технологическая и экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, снижение рисков конфликтов и гармонизации финансовых отношений в технологической цепочке.

Холдинг – это организационное средство диверсификации (распределения) отраслевых рисков, уставной капитал холдинга составляет контрольные пакеты акций предприятия, действующих в различных отраслях на различных рынках. Это «горизонтальный» концерн.

Конгломерат - разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого числа организаций частично или полностью технологически между собой не связанных.

Консорциум - временное объединение промышленных, транспортных, финансовых, торговых, других организаций для осуществления крупных промышленных наукоемких проектов или проектов, имеющих большую общественную значимость.

Стратегический альянс - это новый тип временного объединения, основанный на горизонтальной кооперации, стремлении к снижению рисков конкуренции и развития отношения доверия между потенциальными конкурентами.

Виртуальная корпорация - группа совместно функционирующих на основе устных договоренностей в течение определенного времени организаций, объединяющих свои усилия в целях более эффективного использования благоприятной ситуации на рынке.

С точки зрения структуры, диверсификации и национальной принадлежности капитала в юридической и экономической литературе корпорации разделяются на четыре группы:

1. Транснациональные корпорации — это корпорации пре­имущественно с однонациональным акционерным капиталом, осуществляющие свою деловую активность в других странах посредством создания филиалов и дочерних компаний. ООН признает транснациональной корпорацией компании, которые имеют филиалы не менее чем в 6 странах и оборот которых не менее 100 млн. дол. США. Это, например, такие американские корпорации, как «Дженерал моторс», «Форд», «IBM» и т. д.

2. Многонациональные корпорации — это тресты, концерны, то есть производственные объединения предприятий на основе национальных капиталов двух или более государств. Это такие корпорации, как французский концерн «Фиат-Ситроен», англо-голландский концерн «Ройял Датч-Шёлл», др.

3. Международные корпоративные союзы — это консорциумы, то есть временные объединения промышленных, научно-технических, банковских концернов с определенной целью. Примером такого союза может служить западно –европейский консорциум «Эрбас Индастри».

4. Глобальные корпорации — это международные корпорации, имеющие широко диверсифицированную в национальном аспекте структуру капитала, ведущие свою деловую активность в масштабах всего мирового экономического пространства.

Для правильной организации работы банка в составе корпорации необходимо иметь представление о преимуществе корпоративной формы ведения бизнеса, присущих ей особенностях, способах оценки эффективности деятельности корпораций.

Нужно учитывать, что в связи со сложностью такого явления, как корпорации, эффективность их деятельности можно оценивать в рамках ряда подходов. С точки зрения правильной организации работы банков в составе корпораций нужно дать определение понятия «корпорация», разработать критерии оценки их деятельности. Критерий оценки деятельности корпорации может быть синтезирован, если известны: определение корпорации; миссия корпорации; выделены конкретные параметры эффекта.

Известно достаточно большое число определений «корпорация». Например, Самуэльсон П. и Нордхаус В. определяют корпорацию как «юридическое  лицо, которое может самостоятельно продавать и покупать, занимать деньги, производить товары и услуги и вступать в контрактные отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии, с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным размером». По существу это перечисление выполняемых операций, описание объема ответственности участников и способа формирования уставного капитала. Такое определение корпорации эклектично, мало проясняет специфику деятельности корпораций по сравнению с функционированием и возможностями других субъектов экономической деятельности. Более того, многообразие функций современных корпораций с учетом стран базирования и отраслевых особенностей, целей исследования корпораций с неизбежностью порождает многообразие такого рода определений. Это свидетельствует об объективном многогранном характере данного явления, которое может усугубляться различными целями исследования. 

Вместе с тем в менеджменте известен подход к оценке эффективности управления «по последствиям», т. е. по результату. При этом критерием называют количественную оценку степени достижения поставленных целей.

Ролью в теории управления называют такое приращение, изменение текущего состояния корпорации или ее внешней среды, которое приводит к достижению цели.

Выделим некоторые из ролей корпораций в условиях глобальной экономики. На основе исследования ролей корпораций можно дать такое определение: «Корпорация – это сложный субъект финансово-хозяйственной деятельности, в условиях глобализации выполняющий роли по:

ü глобализации экономики, информационного пространства и социально-культурной жизни;

ü концентрации капитала;

ü оптимизации межотраслевого (холдинги) и отраслевого (ФПГ) распределения капитала»;

ü усилению процессов дифференциации, разделения и специализации труда;

ü повышению рыночной устойчивости корпоративной структуры при изменении конъюнктуры;

ü унификации требований и межстрановой миграции персонала;

ü интеграции фиктивного и реального капитала;

ü интеграции предпринимательства и управления;

ü дифференциации и децентрализации управления;

ü по получению прибыли и сверхприбыли на основе монополизации рынков;

ü инновационной деятельности по созданию новых товаров, технологий услуг;

ü защите входящих в его структуру предприятий от жестких поглощений и слияний;

ü развитию малого и среднего бизнеса;

ü развитию демографических и этоно-религиозных процессов в странах базирования;

ü формированию социальной структуры общества» и др. 

Такое ролевое определение корпораций может оказаться более полезным при оценке эффективности управления по «последствиям».

Для правильной организации деятельности коммерческого банка по разработке управленческих решений в составе корпорации важны мотивы вхождения или включения (поглощения или слияния) в корпорацию обособленных субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

Известна точка зрения Рональда Коуза, что теория экономической организации должна основываться на изучении издержек (а не монополии) и что издержки следует подвергать сравнительному анализу. При этом считают, что в основе фирмы лежит сравнительная экономия трансакционных издержек при включении производства в корпорацию /22, с. 203/.

Несколько иное толкование природы фирмы может быть получено с точки зрения теории систем. В рамках этой теории утверждается, что система (корпорация) отличается от среды тем, что взаимодействие между элементами системы всегда сильнее, чем взаимодействие между элементом системы и внешней среды, в данном случае рыночной. При таком подходе центральным вопросом в «системном» определении корпорации (фирмы) является вопрос: каким образом измерить эту «силу взаимодействия» между элементами системы и внешней экономической рыночной среды. Представляется целесообразным в этом случае использовать критерий оценки эффективности и параметры эффекта любого экономического объекта. В рамках системного подхода параметрами эффекта корпорации могут быть названы: целевая эффективность (доходность); издержки; риски; ликвидность; время проведения операций, производственного или финансового цикла /6, с. 181/. Это позволяет утверждать, что «границы фирмы» определяются тем соображением, что производство и/или подразделение включается в состав фирмы, если это включение позволяет:

ü повысить целевую эффективность совокупной структуры;

ü снизить издержки совокупной структуры;

ü снизить риски совокупной структуры;

ü повысить ликвидность совокупной структуры;

ü сократить время (например, производственный или финансовый цикл) совокупной структуры.

Если названные параметры антагонистичны, т.е. улучшение одних параметров сопровождается ухудшением других параметров, то лица принимающие решения о создании и по вопросам деятельности корпорации должны эвристически присвоить различные «веса» этим параметрам и принять решение о включении подразделения в состав фирмы с учетом этих «весов».

При рассмотрении вопроса о целях и организации работы банка в составе корпорации необходимо учитывать, что корпорации как сложные рыночные структуры могут иметь различные миссии. Миссия объясняет, отражает пользу от деятельности корпорации, банка для общества. Миссия должна находить выражение в целях и критерии оценки деятельности корпорации. По этому признаку представляется возможным классифицировать и выделить ряд видов корпораций, а именно, коммерческий, социальные, экологические, стратегические. Коммерческие корпорации имеют миссией удовлетворение потребностей потенциальных покупателей, а целью деятельности - извлечение прибыли или максимизацию акционерной стоимости. Социальные корпорации имеют своей миссией решение социальных проблем государства, региона базирования, например, таких как обеспечение занятости. Экологические корпорации имеют своей миссией создание благоприятных экологических условий жизни, например, вывоз и утилизация мусора. Стратегические корпорации имеют своей миссией обеспечение безопасности геополитического положения, в том числе продовольственной государства, например, само обеспечение продуктами и товарами.

Естественно, что критерии оценки деятельности социальных, экологических, стратегических корпораций должны быть иными, чем критерии оценки деятельности коммерческих корпораций. Это должно отражаться и на организации работы коммерческого банка в составе корпорации.

Особенности деятельности корпораций отражаются в их финансовой сфере. В рамках системного и ролевого подходов финансами корпорации предлагается назвать:

Во-первых, перераспределительные денежные отношения между корпорацией и ее внешними контрагентами с использованием влияния масштабов и внутренних технологий деятельности на ценовой механизм этих отношений;

 Во-вторых, замкнутые перераспределительные денежные отношения между входящими в состав корпорации структурными подразделениями (чаще всего самостоятельными юридическими лицами с функциональной или финансовой специализацией) с целями: повышения доходности; снижения затрат времени и денежных средств; снижения рисков деятельности и повышения ликвидности совокупности предприятий корпорации как единого целого, а так же денежные отношения этой совокупности с бюджетами стран базирования отдельных предприятий (элементов) корпорации, ее инвестиционную деятельность и участие в работе глобальных и национальных финансовых рынков.

Такое определение обращает внимание на то, что некоторые корпоративные формы организации бизнеса, в частности, синдикаты, картели и виртуальные корпорации, позволяют организовать перераспределительные денежные отношения не только внутри корпорации, но и с ее внешними контрагентами (поставщиками или потребителями) за счет повышения степени монополизации деятельности, превращения рынков чистой конкуренции в олигополистические и влияния на этой основе на уровень закупочных цен и цен реализации. На уровне финансов таких корпорации как синдикаты это проявляется: либо в снижении цен на комплектующие и материалы; либо в повышении цены реализации продукции внешним потребителям. Другие корпоративные формы (тресты, концерны, стратегические альянсы) позволяют унифицировать исследовательские, опытно-конструкторские и производственные процессы при выпуске сходной продукции и тем самым снизить издержки на эти работы, а следовательно, снизить затраты на саму продукцию, расширяют возможность ценовой конкурентоспособности.

Перераспределительные денежные процессы, возникающие в результате: рыночного поведения синдикатов, картелей, виртуальных корпораций; унификация технологий деятельности трестов, концернов, стратегических альянсов позволяют получать сверхдоходы или снизить издержки и на этой основе получать сверхприбыль. Сверхприбыль в свою очередь стимулирует дальнейшую концентрацию капитала корпораций, в частности, в целях обеспечения неценовой конкурентоспособности продукции. 

Участие в транснациональной корпорации может быть причиной и порождать необходимость установления корреспондентских отношений коммерческого банка в составе корпорации и зарубежных банков или/и открытия зарубежных филиалов и представительств банка. Так финансы корпораций могут иметь фондовую и нефондовую форму, то участие банка в корпорации может порождать необходимость открытия соответствующего количества счетов или субсчетов для хранения определенных (например, для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, т.е. НИР и ОКР; социального развития и т.п.) целевых денежных фондов.

Корпорации активно работают на рынке ценных бумаг:

ü корпорации наряду с государствами выступают как эмитенты и инвесторы, в значительной степени, на международном рынке ценных бумаг (оперируя евроакциями, еврооблигациями), что придает финансовых перерапределительным процессам международный, транснациональный характер и требует консультаций банков;

ü участвуют в работе международных фондовых бирж как эмитенты прошедших листинг (допущенных к торговле) ценных бумаг, что позволяет признать их субъектами в процессе международной концентрации капитала и одновременно повышает их ликвидность;

ü акции больше используются финансово-промышленными группами (ФПГ), холдингами, создаваемыми чаще всего в форме открытых акционерных обществ, а другие виды ценных бумаг могут быть использованы корпоративными объединениями всех видов.

Характер влияния корпорации на финансовые рынки, политические и геополитические риски отдельных государств тесно связаны с миссией корпорации, ее организационной культурой. В свою очередь организационная культура корпорации тесно связана с организационной культурой «ситемоообразующего банка» в составе корпорации.

В современной модернизации России наиболее важную роль играют финансово-промышлен­ные группы и холдинги. Финансы холдинга – это замкнутые перераспределительные отношения в денежной форме между юридическими лицами – дочерними предприятиями холдинга, осуществляющими различные виды деятельности на различных секторах рынков (товарных и услуг) в течение относительно короткого календарного периода времени, а также взаимоотношения холдинга с бюджетами различных уровней, инвестиционная и эмиссионная их деятельность /3, с. 114/.

Финансы финансово-промышленной группы – это замкнутые перераспределительные отношения юридических лиц (предприятий) – участников этой группы с ярко выраженными вертикальной иерархической и временной составляющей, ориентированной на обеспечение гармоничного и бесконфликтного процесса разработки, производства, эксплуатации и утилизации высокотехнологичных товаров, и имеющие своей целью получить максимальную прибыль (или доход) за период времени, сравнимый с жизненным циклом высокотехнологичного товара, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами, инвестиционная и эмиссионная деятельность /3, с. 114/.

Для России считаются наиболее выраженными тенденции создания ФПГ и холдингов. Дальнейшее развитие корпоративного сектора России и стран СНГ может привести к возникновению отношений сотрудничества между корпорациями или группами корпораций (а не только к конкуренции на рынках создавших их государств), то есть к организации союза корпораций — стратегическим альянсам. В настоящее время в РФ растет число корпораций (холдинговых объединений, финансово-промышленных групп, стратегических альянсов на основе перекрестного владения акциями и долями в капитале и договоров, др.), в том числе неформальных. Развитие этой тенденции, безусловно, будет способствовать интеграции России в мировую экономику и позволит иностранным предпринимателям участвовать в созданных в России корпорациях и самим создавать новые корпорации на ее территории / 23, с. 201-212/.

Необходимо заметить, что при международной диверсификации капиталов корпораций, снижении объемов деятельности и конкурентоспособности высокотехнологичных корпораций может возникать риск геополитического закрепления страны в качестве сырьевого придатка; снижения политического, экономического и правового суверенитета и, в конечном счете, угроза целостности России.

Одним из инструментов вывода дотационных регионов из экономической, а, следовательно, и социальной депрессии является создание ФПГ по инициативе или под эгидой местных властей. Это усиливает процессы образования ФПГ по территориальному признаку. Территориальные ФПГ России в настоящее время можно разделить на три группы. К первой группе относят те региональные ФПГ, действия которых ограничиваются территорией области, промышленного района или республики. В их состав входят местные отделения государственных и/или коммерческих банков. Эти банки, естественно, выполняют традиционные функций организации безналичных расчетов, кассового обслуживания организаций ФПГ. Но главными отличиями организации их деятельности в составе территориальных ФПГ являются: клиринг (взаимозачет требований) входящих в состав группы предприятий; выполнение функций организаторов и координаторов бизнес-процессов как внутри этих ФПГ, так и в масштабах региона. Для этого они исследуют состояние региональных рынков и определяют возможность их наполнения за счет организации производства недостающих товаров на предприятиях ФПГ. Одновременно рассматриваются возможности наращивания производства и экспансии товаров, производимых в регионе за его пределы. Это требует от коммерческого банка создания не характерных для него структурных подразделений маркетинговой и технологическо- консультационной направленности укомплектованных высококвалифицированными специалистами или создания при банке специализированной консультационной организации, тесно сотрудничающей, например, с местными вузами в которых, работают такие специалисты. Опыт создания таких групп показал их эффективность /21, с. 130/.

Ко второй группе относят межрегиональные ФПГ, которые носят иногда название общенациональных, выходят за рамки одного региона. Масштабность действия таких групп определяется широкой организацией промышленного ядра ФПГ.

К третьей группе можно отнести транснациональные ФПГ. Они могут стать инструментом для восстановления утраченных хозяйственно-технологических связей в рамках СНГ, встраивания российской экономики в мирохозяйственные связи.

Эксперты отмечают, что пока при создании ФПГ в России оценки их потенциальных возможностей оказались явно завышенными. Преимуществам ФПГ воплотиться в жизнь мешают как многочисленные внутренние трудности, так и неблагоприятные внешние условия для развития таких групп. Участники групп сетуют на чрезмерно высокие налоговые ставки, запутанность и непостоянство налоговых требований, сложные формы и процедуры бухгалтерского учета. Одной из проблем остается то, что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.

В этой ситуации крепость всей структуры во многом зависит от силы системообразующего банка. Примечательно, что в ФПГ участвуют либо очень маленькие, либо очень большие банки. Отсутствие средних банков в ФПГ и холдингах специалисты объясняют тем, что банкиров интересуют лишь те группы, деятельность которых они могут контролировать. ФПГ, контролируемых сильными банками, меньшинство. Однако, их доля в общем обороте составляет более 40%. Заметим, что речь идет только о зарегистрированных группах. С учетом неофициальных структур этот показатель оценивается значительно выше. Следует отметить, что 95% всех групп имеют слабые банки, которые концентрируются на обслуживании текущей деятельности предприятий группы. Это, так называемые, индустриальные ФПГ. Нередко предприятия обвиняют банки (которые стали их акционерами) в том, что их интересует не развитие производства, а лишь извлечение сиюминутной собственной выгоды из контроля над финансовыми потоками, что к реализации инвестиционных проектов в ФПГ банки проявляют минимальный интерес. Несмотря на технологическую и коммерческую слаженность, во многих ФПГ, собственных средств, для пополнения капитала предприятий, все равно не хватает. Для таких ФПГ актуально иметь в своем составе инвестиционный банк. Однако в условиях нестабильности рыночной ситуации в России коммерческие банки преимущественно хотят развиваться как универсальные. Можно предположить, что одной из причин такого стремления является то, что российские официально зарегистрированные ФПГ демонстрируют слабую устойчивость во времени. Так среднее время существования официальных российских ФПГ за постперестроечный период составило 5-7 лет /24, с.43/. Это явно недостаточно для реализации серьезных инвестиционных и инновационных проектов. В этой ситуации коммерческие банки пытаются самосохраниться как независимые рыночные бизнес - единицы через универсализацию деятельности.

Важной чертой российских ФПГ является то, что по концентрации капитала они заметно уступают зарубежным группам. Например, активы главных банков отечественных ФПГ в лучшем случае составляют не более 10 млрд. долларов. Капиталы банков ведущих японских групп на порядок больше и составляют сотни миллиардов долларов. Поэтому практически всем отечественным ФПГ и их банкам для реализации серьезных стратегических замыслов требуется наращивание инвестиционных возможностей.

В российских ФПГ часто центральная компания (которой может быть коммерческий банк) образована в складчину несколькими акционерами - участниками группы. Предприятия владеют ею как дочерним обществом, а не наоборот, как если бы она была материнской компанией. В такой ситуации центральная компания может играть любую роль, кроме роли контролирующего центра, определяющего стратегию ФПГ /25, с. 177/.

Анализ показывает, что инициаторы создания ФПГ уделяют недостаточно внимания вопросам целесообразности формирования группы и оценке ее потенциальной эффективности. На практике разработчики таких проектов зачастую ориентируются лишь на скорейшую формальную регистрацию. Недостаточно внимания уделяется составлению качественных бизнес-планов, необходимых для внешних инвесторов. Более того, считают, что проект ФПГ руководящим документом все равно не будет. А после регистрации основные усилия руководители ФПГ направляют не на эффективное использование потенциала участников группы в достижении намеченных целей, а на «выбивание» льгот, изобретения «схем» ухода от налогов и т.п.

К основным трудностям в становлении эффективной совместной работы в рамках ФПГ руководители относят следующие факторы: отсутствие реальных рычагов влияния на предприятия группы у центральной компании; слабую заинтересованность финансово-кредитных организаций в долговременном и устойчивом эффекте от совместной работы предприятий группы; недостаточную финансовую определенность в деятельности центральной компании; отсутствие хорошо разработанной и поддерживаемой всеми участниками стратегии совместной деятельности; недостаток оперативной, целевой (релевантной), надежной информации о работе предприятий группы для качественного системного экономического и технологического управления группой как единым целым; тяжелая финансовая и маркетингово - сбытовая ситуация на некоторых предприятиях-участниках.

Возможны два крайних пути, по которым пойдут российские ФПГ. Первый путь-это путь создания действительно эффективных объедине­ний различных типов хозяйственных единиц. Такие объединения могут быть созданы добровольно или на основе слияний и поглощений. При этом они должны быть основаны на действительно эффективном управлении своей собственностью (пакетами акций). Кроме того, они должны быть ориентированы на сокращение издержек и увеличение дохода на основе собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка.

Второй путь-это формирование нескольких десятков гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого. Такой вариант может означать реанимацию в новых условиях внерыночного централизованного управления экономикой. Аналитики считают наиболее вероятным третий, промежуточный вариант развития отечественных ФПГ.

Нужно учитывать, что корпорации в России демонстрируют не только положительное влияние. Российский корпоративный сектор отличает высокая степень монополизации вокруг приблизительно 15 центров и сырьевая направленность. Несмотря на попытки правительства использовать антимонопольное законодательство, корпорации усиливают монопольный характер экономики. При выработке государственной политики в отношении корпораций нужно учитывать, что их негативное влияние на уровень конкуренции и возможности появления на рынке новых фирм. В России увеличение на 10% рыночной доли вертикально-интегрированных корпораций сопровождалось снижением коэффициента входа на рынок новых компаний на 2-7%. Этот коэффициент измерялся как рыночная доля фирм, вошедших в рынок в текущем году. Если японские ФПГ «обрастают» мелкими и средними производственными, инновационными фирмами, то особенностью российских ФПГ является то, что за их рамками остаются, как правило, средние и мелкие организации. Эти средние и мелкие предприятия оказываются практически отрезанными от кредитных рынков и рынков технологий. Это снижает вероятность инновационной модели развития государства, формирования среднего класса и гражданского общества в России.

Все названные аспекты деятельности и особенности российских корпораций влияют на организацию работы коммерческих банков, являющихся независимыми или входящими в состав корпораций. Основными направлениями деятельности независимых банков и «слабых» банков в составе корпораций определяющими организацию их работы, следует признать посредничество в кредите, обслуживание расчетов, выпуск собственных и участие в работе существующих платежных систем, валютные операции, портфельное инвестирование в государственные ценные бумаги, трастовые операции по доверительному управлению имуществом клиентов; посредничество клиентам при операциях на рынке ценных бумаг; деятельность реестродержателя и др. Такая деятельность организуется на основе действующих законов регулирующих, соответствующие операции, нормативных актов Банка России (например, положения по безналичным расчетам) и обычаями делового оборота.

Для банков, являющихся «ядром» (центральной компанией) корпорации основным требованиями к организации работы является необходимость разработки и практической реализации стратегии корпорации и банка как финансового ядра и субъекта финансового менеджмента корпорации. При этом важно обеспечить организацию эффективной работы и защиту конкурентной позиции корпорации; организацию поглощений и слияний; управление геополитическими и политическими рисками. Для этого банки могут выполнять функцию центра стратегического управления деятельностью с учетом специфики технологической деятельности корпораций.

Ролью банков в составе корпорации можно назвать повышение экономической эффективности работы корпораций, снижение рисков в их деятельности.

Для обеспечения выполнения этих ролей банки должны решать такие задачи:

ü создание сети филиалов, представительств, установление корреспондентских отношений с зарубежными банками в интересах развития бизнеса предприятий корпорации;

ü финансовое целеполагание (разработка финансовых целей), финансовый маркетинг (поиск или синтез финансовых инструментов) в интересах корпорации и отдельных ее предприятий, финансовый менеджмент;

ü организация разработки, оценки эффективности и организация финансирования инновационных и инвестиционных проектов осуществляемых корпорацией;

ü поиск, оценка стоимости и рисков источников финансирования деятельности корпорации и отдельных ее предприятий;

ü открытие и ведение системы счетов и/или субсчетов для целевых фондов  предприятий – участников корпорации;

ü организация и контроль расчетов (в том числе международных) предприятий, входящих в корпорацию между собой и с контрагентами;

ü организация международного клиринга между предприятиями, входящими в корпорацию;

ü организация использования «новых финансовых инструментов – новых форм кредитования (лизинга, факторинга, форфейтинга)» предприятиями корпорации;

ü поиск вариантов, консультации, организация, участие в переговорах и финансирование слияний и поглощений;

ü финансовое планирование и организация финансового менеджмента корпорации в целом и ее отдельных предприятий;

ü организация международных синдицированных кредитов, денежных потоков в рамках транснациональных корпораций;

ü управление финансовыми рисками корпорации и, входящих в ее состав предприятий;

ü кассовое обслуживание предприятий корпорации и их сотрудников в странах базирования;

ü инвестиционное, ипотечное, потребительское кредитование подразделений и сотрудников корпорации;

ü планирование и организация финансового контроля предприятий корпорации с учетом международного характера деятельности;

ü мониторинг международных финансовых рынков и, в частности, положения на них активов корпорации;

ü организация и проведение сделок на различных региональных и различных сегментах финансового рынка как в интересах корпорации в целом, так и ее отдельных предприятий;

ü финансовое информационное, коммуникационное и консультационное обслуживание корпорации и ее участников и другие не запрещенные законом задачи.

Поэтому коммерческий банк, входящий в состав корпорации помимо перечисленных выше направлений деятельности и традиционно присущих банку подразделений должен дополнительно выделить в своей структуре и организовать работу общеаналитических и специализированных подразделений осуществляющих:

ü общий экономико - аналитический анализ соответствующих товарных и финансовых рынков;

ü мониторинг и управление геополитическими, политическими, финансовыми рисками деятельности корпорации;

ü мониторинг финансовых и товарных внутренних и международных рынков;

ü разработку управленческих решений, стратегическое планирование деятельности корпорации;

ü разработку,оценку инвестиционных и инновационных проектов;

ü консультирование и андеррайтинг (гарантия) выпусков ценных бумаг предприятиями, входящими в состав корпорации;

ü риск-менеджмент отдельных предприятий и корпорации в целом, в рамках конкурентной борьбы, слияний и поглощений;

ü активное использование и разработку новых финансовых инструментов и методов работы (лизинг; факторинг; форфейтинг и др.);

ü формирование социально ответственной позиции и укрепления связей с общественностью как корпорации в целом, так и отдельных ее предприятий и др.

Специфика работы банка в составе корпорации в каждом из перечисленных направлений должна подвергаться тщательному исследованию руководством банка, руководителями среднего звена по их направлениям, специалистами. Должны разрабатываться и утверждаться соответствующие внутренние документы банка (положения инструкции, указания, должностные обязанности и инструкции руководителей и специалистов) отражающие специфику, мероприятий и особенностей работы конкретного банка в составе данной корпорации, учитывающие сферу деятельности и специфику технологий работы, как корпораций, так и банка, а так же их рыночные возможности и угрозы.

Разработка таких инструкции или положения относится к категории  процессных решений, т.е. реализуемых в результате выполнения некоторой совокупности взаимосвязанных действий. Процессные решения могут быть разделены на:

1) алгоритмизированные при решении задач банка в составе корпорации - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью должностных лиц банка за их выполнение (Только такие решения могут быть закреплены в инструкциях и положениях банка и реализованы в бюрократическом порядке);

2) размытые решения при решении задач банка в составе корпорации - плохо структурированные по составляющим действиям или (и) срокам их выполнения решения, в которых не произведено однозначное распределение обязанностей и (или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения. Такие решения в банке могут выполняться в случае возникновения непредвиденной рыночной ситуации или значительной неопределенности внешней, а так же внутренней среды банка, требую творческого подхода, который не может быть закреплен в инструкциях и положениях.

 В зависимости от того, учтена ли в инструкции или положении возможность изменения условий реализации решения могут быть выделены:

1) гибкие инструкции, положения, алгоритмы реализации, которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий должностных лиц и специалистов банка в зависимости от возникающих условий;

2) жесткие инструкции, положения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии банка, корпорации, рыночной среды /19,с.52/.

Можно рекомендовать проводить работу по созданию внутренних положений, инструкции, указаний, должностных обязанностей в такой последовательности:

Первый шаг- тщательное изучения внешних условий работы корпорации связанных с рассматриваемым направлением;

Второй шаг – изучение существующего распределения обязанностей и функциональной специализации подразделений и должностных лиц банка с точки зрения возможности и необходимости их включения их в процесс выполнения соответствующей задачи банком в составе корпорации;

Третий шаг - разработка сценария выполнения соответствующей задачи банком в составе корпорации;

Четвертый шаг – разработка алгоритма (логической последовательности) выполнения определенной функции банком в составе корпорации;

Пятый шаг – распределение обязанностей в рамках предусматриваемого инструкцией алгоритма работы по реализации задачи;

Шестой шаг – разработка критерия или набора показателей оценки качества решения рассматриваемой задачи банком в составе корпорации, частных показателей эффекта работы отдельных подразделений, привлекаемых к решению задачи;

Седьмой шаг - оценка и проверка реализуемости заданной инструкцией последовательности действий (включая оценку денежных затрат и затрат времени);

Восьмой шаг – составление перечня и исследование возможных источников риска при выполнении задачи банком;

Девятый шаг – разработка и включение в состав инструкции мероприятий, снижающих риск выполнения задачи банком;

Десятый шаг - принятие, оформление, доведение до исполнителей  частных заданий в рамках решения задачи банком в составе корпорации.

Одиннадцатый шаг- контроль правильности выполнения положений инструкции,  выполнения задач банком.

Разработанные таким образом внутренние документы банка не должны противоречить действующему законодательству и нормативным актам Банка России, могут содержать новые инновационные приемы и технологии банка (ноу-хау банка) и  иметь гриф «конфиденциально» или «для внутреннего пользования». Несанкционированное разглашение таких материалов может порождать ответственность виновных, связанную с нарушением конфиденциальности работы банка. Более подробно этот аспект банковской деятельности освещен в параграфе 18.

Финансовый менеджмент корпорации и отдельных предприятий со стороны банка считают предпочтительным. Это связано с тем, что так проще обеспечить концентрацию высококвалифицированных специалистов, обеспечить координацию в финансовой деятельности. К основным направлениям финансового менеджмента банков в составе корпораций можно отнести: разработка финансовых политики и стратегии; централизация и оптимизация использования финансовых ресурсов; финансовые анализ и планирование; постановка и контроль управленческого бухгалтерского учета; организация эмиссии и операций с ценными бумагами и др.

Работая в составе корпорации, коммерческий банк повышает свою конкурентоспособность и защищенность за счет расширения клиентской базы, роста активов, снижения кредитных рисков, повышения степени универсализации деятельности.

В свете реальных процессов в социально-экономической сфере России обсуждается вопрос социальной ответственности бизнеса. Существу­ет две точки зрения на такую ответственность. Первую из них Милтон Фридман определил как роль бизнеса (деятельности, дела), состоящую в «использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Вторую выразил Кит Дэвис, указав, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «желез­ного закона ответственности» и утверждая, что «в долго­временной перспективе те, кто не пользуется властью в та­ком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет» /17, с.190/.

Первая точка зрения соответствует либеральному взгляду на экономику. Ее непременным условием является наличие «правил игры» - устоявшихся и исполняемых норм права, социальных и моральных норм. В переходный период это основное условие либерального менеджмента объективно отсутствует. А поэтому сам либеральный банковский ме­неджмент в переходной экономике не может быть при­меним безопасно. Представляется, что для повышения уровня национальной и социальной ответственности корпораций и банков требуется активное государственное, в том числе правовое регулирование и активизация работы в этой сфере самоуправляемых банковских организаций. В этом плане могут быть полезны положения «Кодекса корпоративного поведения» разработанного Российским союзом промышленников и предпринимателей и принятого им 5 апреля 2002 года. «Положения Кодекса базируются на признанных в международной практике принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) /с.4/. В этом кодексе (п.6.1) установлено: «Корпоративное поведение должно…способствовать …созданию рабочих мест /с.5/…Для обеспечения эффективной деятельности общества его исполнительные органы должны учитывать интересы третьих лиц, в том числе кредиторов общества, государства и муниципальных образований, на территории которых находится общество или его структурные подразделения» /с.10/.

С учетом процессов глобализации предложено выделить и национальную ответственность бизнеса, банков, которая определяется тем, что национально ответственные банки должны заботиться не только о максимизации прибыли, но и о сохранении рабочих мест,  конкурентного положения страны в мировой экономике в стратегической перспективе /20, с. 220/.

Нужно учитывать, что влияние банков на развитие экономики в целом и ее корпоративного сектора, в частности, может быть не только положительным. «Гипотеза финансовой нестабильности» гласит, что финансово-кредитная система привносит в экономические процессы, как позитивные, так и негативные факторы. Применительно к банкам, работающим в составе корпораций эта гипотеза может отражать то обстоятельство, что банк. Используемые им финансовые инструменты и приемы управления может приводить к дестабилизации корпорации в целом. Поэтому государство должно контролировать возможные негативные аспекты развития банков, корпоративной и финансово-кредитной системы, стимулировать работу банков по созданию высокотехнологичных корпораций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: