Ознакомление с водными растениями и животными

Несколько раз за лето можно побывать с детьми у водоема (реки, пруда, озера). Воспитатель обращает внимание на его общий вид.

На прогулке в середине лета интересно рассмотреть водные растения: одни из них растут у самого берега (белокрыльник, ежеголовка), другие — да­леко от берега (рогоз, камыш), а некоторые плавают на поверхности воды (ряска, водокрас). Из этих растений целе­сообразно взять те, которые могут быть использованы для аквариума. Детей при­влекают растения необычной формы, с ярким цветением (кувшинка, белая лилия, рогоз и др.).

С малышами можно рассмотреть у водоема зеленую лягушку, обратив вни­мание на ее выпуклые глаза, широкий рот, на то, как она сидит, как быстро плавает, прыгает. Дети старшего возрас­та отмечают, что задние ноги лягушки длиннее передних. Надо вспомнить, кто еще прыгает и почему, подвести к выво­ду, что способ передвижения животных зависит от строения конечностей. У пес­чаного берега реки обычно плавает мно­го мелких рыб. Вместе с педагогом дети могут выловить рыбок для уголка живой природы. А кто же еще живет в пруду, озере, реке? Множество водных обитателей: тритоны, улитки (лужанка, катушка, физа, беззубка, перловица), водные жуки: окаймленный плавунец — хищник, растительноядный водолюб, вертячка, личинки стрекозы и ручейника. Можно провести занятие "Наблюдения за животными пруда", познакомив детей с их характерными особенностями, обра­зом жизни, уходом за ними (часть из них можно поместить в отдель­ный аквариум).

Ознакомление с растительным и животным миром парка

В процессе наблюдений дети узнают о значении растений в нас. пунктах: деревья, кустарники и травы очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей, а люди должны заботиться об их сохран­ности. Дошкольники учатся понимать назначение парка как места отдыха, пополняют знания о нем как сообществе растений, созданном человеком для радости. На первой же экскурсии следует напомнить детям правила поведения в парке: ходить только по тропинкам, дорож­кам (подумать, почему). Так можно сохранить много живых организ­мов и отдыхать в парке, не причиняя вреда природе и предвидя по­следствия своих поступков.

Важно формировать эмоционально ценностное отношение к природе парка и навыки безопасного поведения в природе, объяс­нять, что прогулки приносят пользу, так как человек дышит чистым воздухом. Пониманию этого поможет опыт, когда чистота воздуха определяется с помощью "индикатора". Воспитатель наносит слой вазелина на два листа картона и вывешивает их вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней дети видят, что на листе картона, находившегося около дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке. Обсуждая результат опыта, можно спро­сить детей: где воздух более загрязнен, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище, где полезнее гулять и т. д. Следует также подвести их к осознанию того, что в городе нельзя собирать яблоки, шиповник, лекарственные растения.

Во время экскурсий в парк (сквер) надо обращать внимание детей на то, что человек сажает растения с разными целями, что в городе могут расти только некоторые виды деревьев и кустарников, устойчи­вые к неблагоприятным условиям существования (рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница и др.).

В процессе наблюдений дети узнают, что в городе обитают опре­деленные виды птиц, выясняют, что они питаются пищевыми отхода­ми человека, в качестве укрытий используют городские постройки. В городе остаются зимовать водоплавающие птицы, так как вода за­мерзает не везде.

Важно обратить внимание дошкольников на то, что человек стре­мится возвратить природу в город: разбивает газоны, устраивает цвет­ники.

Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: