Ознакомление с растительным и животным миром

Жизнь растений и животных в природе существует в форме раз­личных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов (от низших до выс­ших), рельефа, почвы, воды, атмосферы. Многие его компоненты име­ют яркое внешнее выражение и, следовательно, доступны детям до­школьного возраста. Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными, часто встречающимися представителями основных естес­твенных и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их взаимоотношений в ис­пользовании основных факторов среды (прежде всего света).Необходимо формировать, прежде всего, о естественных биоценозах — лес, луг. В них взаимо­действие растительных групп представлено наиболее полно.

В летнее время особенно живописна и привлекательна природа.

На экскурсиях дети наблюдают её во всем его многообразии, могут ак­тивно проявить свое бережное отношение к её обитателям. До­школьников подво­дят к пониманию взаимозависимости между растениями и животны­ми, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспо­соблены к совместному существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес - богатство нашей Родины.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с вос­питателем они находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от де­ревьев падает тень. На экскурсиях детей учат различать де­ревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.

Показать ярусы леса проще на экс­курсии в дубраву, где большое разнооб­разие растений и густой травяной пок­ров. Рассматривая с детьми желуди, мож­но сказать, что в них "дуб спрятан". Для закрепления бережного отношения к се­менам хорошо прочитать стихотворение "Песня о желуде". Посте­пенно дети усваивают зависимость раз­нообразия лесных растений от условий их существования.

На экскурсиях также необходимо знакомить детей с редкими охраняе­мыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарствен­ными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полез­ных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пас­тушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

В лесу детям можно предложить найти доказательство полезнос­ти птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: "Если не будет птиц, то лес погибнет". Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать их по голосам (зяблик, соловей, кукушка, певчий дрозд и др.). Надо предупредить дошкольников, что гнезда птиц трогать нельзя, иначе они не станут в них жить.

На одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не слышно пения птиц. Скоро осень.

В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремитель­ным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показыва­ет детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыски­вают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничто­жают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев.

На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящери­цу, можно поместить их в террариум как временных обитателей уголка приро­ды и продолжить наблюде­ния. Необходимо дать зна­ния детям о том, что хвост у ящерицы отпадает в том случае, когда она испыты­вает боль.

Внимание воспитан­ников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются расте­ниями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узна­ют много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых живот­ных, помогут сформиро­вать правильные представления об их внешнем виде. Для работы со старшими дошкольниками хорошо иметь наборы игрушек, серию картин "Дикие животные", диафильмы о жизни животных в естест­венных условиях (Е. Геннингс "В лесу", Г. Скребицкий "Кто как лето проводит?" и др.), которые помогут уточнить представления об их повадках, образе жизни, месте обитания. Интересные и полезные знания почерпнут дети из книг, где собраны рассказы и сказки о при­роде (Л. Толстой "Зайцы", "Как волк угощал своих детей"; М. Пришвин "Еж", "Белка", "Беличья память", "Медведь"; Е. Чарушин "Моя первая зоология" или др.). Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и ре­альную действительность.

На основе наблюдений с детьми можно сделать выставку "Наши соседи — растения и животные".

Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально поло­жительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуж­дать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Дошкольников знакомят с работой лесоводов, которые выра­щивают деревья и кустарники для возобновления, разведения и охраны лесов.

Важно, чтобы дети видели следы некультурного поведения и не­брежного отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить дошкольников с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребенок должен осознать их значение, эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения. Во время прогулки можно предложить ребятам очис­тить лес от валежника, хвороста. Участие в посильных природоохран­ных акциях совместно со взрослыми способствует формированию у дошкольников культуры общения с природой.

Для систематизации знаний детей о данном биоценозе можно провести обобщающую беседу "Что дает людям лес", организовать праздник "День леса". Можно предложить придумать и нарисовать знаки правильного поведения в природе и пояснить их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: