Понятие группы и ее конфликтогенные особенности

Литература: 

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд.  / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 551 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 554 с.

3. Конфликтология: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования / В. П. Ратников [и др.]; ред. В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 543 с.

4. Практикум по конфликтологии: учебное пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / С. М.Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

Понятие группы и ее конфликтогенные особенности

Групповой конфликт, являясь разновидностью социального конфликта, менее распространен в социальной практике, нежели межличностный, но по масштабам и последствиям оказывает значительно большее влияние на развитие общества. Главной отличительной особенностью группового конфликта является то, что субъектами конфликтного взаимодействия выступают социальные группы. Социальная группа, будучи объединением людей, представляет собой не механическую сумму индивидов, а социальное образование, обладающее целым рядом специфических, присущих только ей, особенностей, в том числе и социально-психологических. Эти особенности во многом определяют характер и содержание конфликтного группового взаимодействия, несмотря на то, что в целом структура конфликта остается без изменений.

В социальной психологии под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы.

Большинство социальных психологов признают объективность такого понятия как психология группы, хотя и отмечают, что группа не есть механическое сложение психологий индивидов, входящих в нее. Каждый индивид, входящий в группу продолжает оставаться неповторимой индивидуальностью. Та «часть» личной психологии индивидов, составляющих группу, которая «принадлежит» группе, и есть то, что можно назвать «психологией группы». Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее.Это общее с одной стороны позволяет индивиду ощущать себя членом именно этой группы, с другой выделяет его из числа других, что приводит к появлению «Мы-чувства».

Главной психологической характеристикой группы является наличие «Мы-чувства». Это значит, что универсальным принципом оформления психической общности является различение для индивидов, входящих в группу, некого образования «мы», в отличии от другого образования – «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. индикатором социальной идентичности. Специфика социально-психологического анализа группы проявляется именно здесь.

К числу конфликтогенных эффектов, которые возникают на основе «Мы-чувства» можно отнести:

- эффект групповой идентификации – проявляется в том, что отождествляя себя с группой, индивид стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Она состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании индивидом принадлежности к группе и достигается путем сравнения с другими группами по ряду значимых признаков. В основе групповой идентичности лежат процессы познания окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент проявляется в переживании своей групповой принадлежности в форме различных чувств – любви или ненависти, гордости ли стыда и т.д.

Поведенческий компонент представляет собой реакцию индивида на других с позиции своего группового членства, а не с позиций отдельной личности.

-  эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.

Членство в группе оказывается более важным, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не сходных с ними по личным качествам и взглядам, и отказывают в предпочтении «чужим», чьи интересы, взгляды и личностные особенности более сходны.

Члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы – внутригрупповыми факторами, а ее неудачу – факторами внешнего порядка.

- эффект группового эгоизма –  направленность групповых интересов, целей и норм против интересов, целей и норм отдельных членов группы или всего общества.

Проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.

В социальной психологии выделяют большие и малые социальные группы. Такое разделение для понимания механизмов возникновения и развития групповых конфликтов важно потому, что социально-психологические характеристики больших и малых групп различаются, а, следовательно, различаются и их конфликтогенные возможности.

Обычно к малым группам относят  социальное образование, в котором индивиды объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении и воспринимают данное образование, как нечто целое, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.   Как правило, малыми группами называют семью, профессиональную группу, группу друзей, товарищей по интересам и т.д. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.

Основными психологическими характеристиками малой группы являются: групповые процессы; групповые интересы; групповые потребности; групповые нормы; групповые ценности; групповые мнения; групповые настроения.

Другая важнейшая часть понятийной схемы, которая используется в характеристике группы это положение индивида в группе. Обычно это положение определяется такими понятиями как «статус», «роль», «позиция».

Малой группе присущи ряд признаков, которые в значительной степени обуславливают групповое поведение и поведение индивида в группе. К ним относятся, прежде всего, характеристики, обусловленные структурными особенностями малой группы. Обычно выделяют социальную и социально-психологические структуры малой группы. 

Социальная структура группы включает: статусно-ролевые отношения; профессионально-квалификационные характеристики и профессиональную сработанность группы; гендерный и возрастной состав группы.

Нередко понятия статуса, роли и должности настолько близки, что становятся взаимозаменяемыми. Тем не менее, в их содержание этих понятий имеет определенные отличия. Под статусом, как правило, понимают относительную позицию человека внутри группы или общества. Это своего рода индекс рангов или значимости людей. Понятие статуса основывается на окружающих и на том, что ценится в данном окружении. Статус присваивается людям в соответствии с их достижениями, личностными характеристиками, взаимоотношениями с другими людьми. Со статусом очень тесно связаны понятия роли и ролевого поведения.

Роль – это предписание относительно поведения человека в данной конкретной ситуации.

Социальная роль – это определенная модель поведения, которая ожидается от человека в соответствии с его положением в социальной системе. Это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, определенная социальная позиция.

Статусно-ролевые отношения содержат в себе значительный конфликтный потенциал, так как противоречия, которые могут вызывать возникновение конфликтной ситуации чаще всего содержатся в ситуациях, связанных с несоответствием статуса индивида и его ролевого поведения.

 К профессионально-квалификационным характеристикам обычно относятся образование, профессия, уровень квалификации членов группы, которые во многом определяют не только статусно-ролевое положение индивида в группе, но и интеллектуальный и профессиональный потенциал группы. Кроме того, профессионально-квалификационные характеристики тесно связаны с таким явлением как профессиональная сработанность группы.

Под профессиональной сработанностью понимают эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом, который проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости и взаимоответственности.

Исследование социально-психологической структуры группы позволяет выявить целый ряд ее характеристик, которые содержат значительный конфликтогенный потенциал и, при определенных условиях, способны привести к возникновению конфликтной ситуации, а в последующем к конфликту.

Социально-психологическая структура группы представляет собой систему связей и отношений, порождаемых общением и взаимодействием ее участников, способствующие интеграции коллектива организации к которым относятся

Социально-психологическая структура малой группы включает следующие явления: групповую направленность; групповое мнение; групповое настроение; групповые традиции, групповые нормы.

Групповая направленность – совокупность целей, задач, потребностей, мотивов, интересов, основных ценностных ориентаций членов группы определяющих основные виды и направления групповой деятельности.

Групповое мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение коллектива к различным событиям, к людям и др.

Групповое настроение – совместное переживание людьми различных фактов, событий, явлений.

Групповые традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления о способах жизнедеятельности в данном коллективе.

Групповые нормы – сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое.

Перечисленные социальные и социально-психологические явления обуславливают содержание и направленность динамики группы, под которой понимается процесс качественных изменений, происходящих во взаимоотношениях между людьми и других явлениях, сопровождающих жизнедеятельность группы. Динамику группы отражают, прежде всего, групповые процессы, включающие: коммуникацию (общение), управление (лидерство), соревнование (конкуренцию), адаптацию, консолидацию, эмоциональную идентификацию и принятие решения.

Сочетание этих процессов определяет многообразие форм жизнедеятельности группы и создает многочисленные возможности для возникновения противоречий, способных вызвать конфликт.

    Под большими социальными группами понимается количественно не ограниченная социальная общность, члены которой, не имея постоянных непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно социально-психологическими механизмами групповой коммуникации и социального контроля

Большие в количественном отношении образования разделяются на два вида:

а) случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности толпа, публика, аудитория и т.д.);

б) долговременные социальные группы — группы, сложившиеся в ходе исторического развития, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные в своем существовании (социальные классы; эносы; профессиональные группы; половозрастные группы и т.д.).

    Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

    Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией " социальных представлений ", разрабатываемой французской психологической школой (С.Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку "представление" вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

    Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы "воспитывая" сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.

    Социальные представления составляют такое понятие как менталитетинтегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных ответов на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и определяет менталитет группы, ее психологию и соответствующее поведение.

    Важно понимать, что общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному "сознанию" групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни.

    Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

    В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

    1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

     2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

    Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному «сознанию» групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни. Это нередко ведет к тому, что в конфликтной ситуации индивид формирует модель конфликта, руководствуясь интересами группы, а не своими личными.

    Конфликтогенный потенциал содержит и другая проблема, — это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то, типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы. Такое невхождение части психологии личности в психологию группы может привести к возникновению как внутриличностных, так групповых конфликтов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: