Групповой конфликт: сущность, классификация, закономерности возникновения и протекания

 

Групповой конфликт представляет собой ситуацию конфликтного противоборства, в котором хотя одна сторона представлена группой

    Известны следующие подходы в объяснении природы группового конфликта.

    Мотивационный – конфликт понимается как следствие внутренних проблем групп, использующих внешний конфликт для разрешения своих внутренних проблем. Так, аутгрупповая враждебность является следствием внутренних напряжений группы. Еще З. Фрейд в своих поздних работах отмечал, что аутгрупповая враждебность неизбежна в любом взаимодействии, поскольку является функцией поддержания сплоченности и стабильности группы. Механизмом же формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим» является врожденная агрессивность, эмоциональная идентификация с лидером-«отцом».

    Позднее выводами З. Фрейда воспользовался автор классического труда об агрессии Л. Берковитц. Одним из основных понятий его концепции стало понятие относительной депривации (оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с другими группами): своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, низкий социальный статус и т.д. При этом часто бывает, что те, кто характеризуется

Более благоприятными абсолютными показателями, могут ощущать большую неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они. Д. Майерс называет это сравнением, нацеленным вверх. Самым важным здесь является то, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, оказывающая непосредственное фрустрирующее воздействие, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. В качестве такого признака может быть групповая принадлежность.

    Ситуационный – природа группового конфликта в особенностях ситуации, и в первую очередь в столкновении реальных интересов группы.

Известный немецкий социолог Г. Зиммель считал, что для участвующей в конфликте группы важна, прежде всего, ее централизация. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе.

    Из рассуждений Г. Зиммеля можно сделать вывод, что объединяющее значение борьбы проявляется:

    а) в усилении единства (как в сознании, так и в действиях);

    б) в большем сплочении группы;

    в) в исключении элементов, которые могут нарушать границы противоборствующих групп;

    г) в самой возможности объединения в борьбе людей и групп, которые в мирной ситуации не имеют отношения друг к другу.

    Оборотной стороной сплочения является то, что группа, находящаяся в состоянии конфликта, становится не толерантной. Она может терпеть индивидуальные отклонения от общепринятых норм только определенного предела. Для участвующей в борьбе группы может быть желательным сокращение количественного состава, поскольку это очищает ее от склонных к компромиссу элементов, а немногие оставшиеся решительные лица проводят единую и радикальную политику.

    Г. Зиммель установил прямую зависимость между утверждением прав человека и расширением группы, членом которой он является. Большие группы более терпимы к чужакам, чем малые, и отличаются меньшей степенью социального контроля. Основной функцией конфликта, видимо, следует считать то, что он содействует появлению и укреплению групповой

идентичности и поддерживает границы с социальным окружением.

    Г. Зиммель впервые высказал предположение, что конфликт нередко вовлекает не две стороны, как принято считать, а три. Третья сторона может принципиально изменить состав противников, выступая союзником одного

Из них, арбитром, нейтральным или заинтересованным наблюдателем.

    В наибольшей мере отношения трех сторон проявляются в конкуренции двух из них за завоевание третьей. Конфликт наступает в тех случаях, когда интересы сильных групп противоположны. В остальных случаях возможны относительно стабильные отношения.

    М. Шериф усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами. Тем самым он наметил принципиально иной путь анализа этой области в целом. В экспериментах Шерифа была создана искусственная конкурентная ситуация (взаимодействие с нулевой суммой), в результате чего конкурирующие группы сформировали отрицательный образ группы оппонента. На основании проведенных им психологических экспериментов можно сделать следующие выводы:

    1) Осознание человеком своей принадлежности к группе вызывает групповой фаворитизм (предпочтение своей группе даже в тех случаях, когда на то нет достаточных оснований);

    2) наличие внешнего врага ведет к усилению сплоченности группы;

    3) в группах в процессе группового переживания и обсуждения враждебных целей возникают новые нормы, поддерживающие дух соперничества и конфронтации.

    Когнитивный – межгрупповая враждебность возможна и без противоречия интересов, но при условии негативных предрасположенностей.

Когнитивный подход к межгрупповому взаимодействию (Г. Тэшфел, Дж. Тернер) делает акцент на решающей роли когнитивных установок групп относительно друг друга. По мнению когнитивистов, решающим фактором

межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации их взаимодействия, а возникающие при этом социальные установки. В рамках этого подхода межгрупповые конфликты не рассматриваются как неизбежное и единственное следствие социальной несправедливости. Сталкиваясь с ней, индивиды могут выбирать разные способы реагирования и преодоления не удовлетворяющей их ситуации. Прежде всего, человек может выйти в индивидуальном порядке из низкостатусной группы и войти в более привлекательную для него, высокостатусную группу.

    Кроме того, может быть выбрана когнитивная альтернатива, предполагающая возможность изменения критериев сравнения и ведущая к пересмотру не удовлетворяющих результатов этого сравнения. Можно также сменить объект сравнения или найти иной выход.

    Классификация групповых конфликтов.

    Для межгрупповых конфликтов существует много оснований их подразделения, каждое их которых имеет свой резон. Наиболее простыми и рациональными представляются следующие классификационные основания: 1) по субъектам конфликта.

    2) по объекту конфликта.

    3) по количеству участников.

    Ведь любой конфликт, в том числе и межгрупповой,— это, прежде всего, отношение между противоборствующими сторонами. А общественные отношения именно так и классифицируются в социальных науках: по субъекту (кто вступает в отношения) и по объекту (по поводу чего данное отношение возникает).

    По субъектам конфликтных отношений (кто, конфликтует) межгрупповые конфликты подразделяются:

- классовые,

- сословные,

- этнонациональные,

- территориальные,

- социопрофессиональные,

- элитистские,

- поколенческие (отцы и дети),

- родовые или клановые и т.д.

    Но содержание этих конфликтов задают не группы как таковые, а то, что их разделяет, то есть объект конфликта. А в качестве последнего, выступают в основном:

    1) ресурсы (финансы, техника, продовольствие, власть, информация и пр.);

    2) социальный статус (равноправный - неравноправный, высший - низший, центральный - периферийный);

    3) социокультурные ценности (религиозные, нравственные, консервативные, либеральные, этнические и т.д.)

    На этом основании можно выделить три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности:

    - социально-экономические (делятся ресурсы);

    - политико-правовые (делятся власть и влияние);

    - духовно-идеологические (навязываются свои ценности).

    В зависимости от количества участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Прежде всего, любой конфликт как сложное явление «приживается «на разных «этажах» личности. Взаимосвязанность конфликтов может проявляться в движении конфликта из одного уровня в другой. Конфликт, связанный с противоречиями в группе может переходить для кого-либо из его участников во внутриличностный конфликт мотивов, выбора альтернативы действий, нравственный и т.д. С другой стороны внутриличностный конфликт одноог из членов группы привнесенный из вне может послужить началом межличностного, а затем внутригруппового конфликта.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жесткость, чем обыкновенно могут себе позволить. Кроме того, на поведение участников группы объективно влияют психологические факторы, возникающие на основе «Мы-чувства» (групповая идентификация, групповой фаворитизм и групповой эгоизм).

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция – официальное, определяемое должностью положение

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:

а) с нарушением ролевых ожиданий;

б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки;

в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

 

Вариант конфликта Возможные причины
Руководитель-коллектив Новый руководитель, назначенный со стороны Стиль управления Низкая компетентность руководителя Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров
Рядовой член коллектива - коллектив Конфликтная личность Нарушение групповых норм Неадекватность внутренней установки статусу
Лидер – группа Низкая профессиональная подготовка Применение компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания

 

В организационной психологии конфликт между личностью и группой получил название моббинг.

Моббинг - (от английского mob – толпа) - психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п."

Если говорить буквально в двух словах – это "травля толпы" по отношению к одному человеку. В частности – на рабочем месте. У моббинга существует немало причин, в том числе и психологических. Основных "внутренних стимулов" к моббингу не так много. Начнем с главного – страха. Это одна из наиболее сильных наших эмоций. И в частности, в коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто подчеркнуто "не такой, как все". Еще одной причиной, запускающей механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам. А, еще одна причина моббинга – это… безделье. В самом широком смысле этого слова. Когда сотрудники заняты выполнением поставленных перед ними задач (и в идеале озабочены перспективой финансовых выплат за это выполнение), им нет нужды тратить время и силы на "психологический террор". Они делом заняты. А когда работники недогружены, «недоозадачены», и главное, не ориентированы в своей работе на какой-то позитивный конечный результат – то надо как-то структурировать свое рабочее время?

Но есть еще и «вертикальный моббинг».

Один из его вариантов - прессинг "сверху". Строго говоря, это явление называть "моббингом", травлей толпы, некорректно (почему сейчас и придумали отдельный термин – боссинг). Ибо если на вас оказывает психологическое давление начальник – он, как правило, делает это не в толпе. И здесь немного другие механизмы, причины и стимулы. Существует еще и другой вид «вертикального моббинга» – со стороны подчиненных по отношению к начальству. Это опять же чаще возникает в том самом «застоявшемся коллективе», где уже есть и свои неформальные лидеры. И если в такой коллектив назначили нового руководителя, а подчиненным он «не понравился» – руководителю сложно выполнять свои управленческие задачи.

Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.

Противоборствующие стороны – группы (малые, средние и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: