КОРР.: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?

К 150-ЛЕТИЮ В.И.ЛЕНИНА

Интервью с Георгием Хмуркиным

 

Георгий Георгиевич Хмуркинмосковский исследователь, автор книг «Предчувствие Ленина» (2017) и «Церковь и революционный террор» (2018), в которых обсуждается феномен личности Владимира Ильича Ленина, рассказывается о его отношении к различным вероисповеданиям, Русской Православной Церкви и верующим, а также подробно разбирается вопрос о численности православного духовенства, погибшего в первые советские годы.

КОРР.: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия Ленина для себя лично и для страны в целом?

 

Г.Х.: Очень легко, сидя на кухне, в тепле и комфорте, когда ты несешь ответственность только за свою семью, рассуждать о том, как следовало бы поступить человеку, который отвечает за жизнь 140 млн. человек и которому приходится работать, я уверен, в очень непростых условиях.

 

Все должны трудиться на своем месте и выполнять свою жизненную задачу. Лично мне хотелось бы, чтобы каждая важная дата, связанная с Лениным, приближала население России и других стран к осмыслению этой фигуры. Знаю, что книгами о Ленине интересуются не только у нас, но и за рубежом. Мне кажется, пришло время для более синтетичного восприятия этой необычной личности, складывания каких-то новых форм, в которых будут воплощаться идеи Владимира Ильича.

 

КОРР.: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.

Г.Х.: Последние годы я много пишу о Ленине, выступаю с лекциями в разных городах, издал две книги. Одна о Ленине, вторая о ленинском времени, точнее, о том, что стоит за рассказами о «геноциде священников», который якобы проводился в первые годы после Октябрьской революции. В общем-то, Ленин основная фигура в моем научном и публицистическом творчестве.

КОРР.: Имеет ли фигура Ленина какое-то значение для Вас лично?

 

Г.Х.: Ленин для меня — это не только видный политик, лидер, общественный деятель, но один из духовных подвижников мирового значения. По историческим меркам он жил относительно недавно, до нас дошли его личные вещи, гигантский архив, масса воспоминаний о нем. А значит, у нас есть возможность почувствовать его, прикоснуться к нему краешком своей души. И это прикосновение очень вдохновляет. Иногда, в трудные моменты жизни, я ловлю себя на мысли: а как бы поступил Владимир Ильич на моем месте, как бы он отнесся к той или иной ситуации, к тому или иному человеку?

 

Вот Вам интересный штрих. Начало 1920-х гг., страна начинает оправляться от последствий гражданской войны, только-только выходит из тисков «военного коммунизма», примеряет НЭП. И в это время Ленин, между прочим, знакомится с деятельностью философа-космиста, калужского изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского. Под впечатлением от этого знакомства Владимир Ильич делает распоряжение: «Вы ему обязательно увеличьте субсидии для работы. Обязательно. В его руках ключ к будущему. Как он сказал? “Люди полетят в Космос!” Замечательно!». 9 ноября 1921 г. Ленин подписывает постановление Совета Народных Комиссаров о пожизненной усиленной пенсии К.Э.Циолковскому. Вы понимаете, насколько проницательным надо быть, чтобы в полуразрушенной, голодающей стране мечтать о полетах в космос?! Ленин обладал необычным мышлением, заглядывал далеко вперед.

 

КОРР.: Как, по Вашему мнению, выглядит Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?

 

Г.Х.: Это был абсолютно бесстрашный и абсолютно самоотверженный человек. Думаю, наиболее подходящее сравнение Ленина — с Петром I. Он так же мудро и взвешено принимал суровые, подчас жесткие, решения в очень непростое для страны время, его действиями тоже руководили принципы общего блага и государственного интереса. Встряхнуть страну от спячки, смести отжившие формы, поднять промышленность, армию, флот — все это, несомненно, отвечало национальным потребностям строящейся, обновлявшейся России начала XVII в.

 

Ленин был столь же решительным, не боялся брать на себя ответственность за грандиозные процессы. Чего стоит одна только электрификация страны! Но Ленин, прежде всего, взялся за самого человека, за его природу, и тем самым завоспитание всего человечества. Не зря же в Индии, например, Ленина считают Махатмой, что в переводе с санскрита означает «обладающий великим духом».

КОРР.: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?

Г.Х.: Ленин поставил перед обществом нравственную проблему. Он задал такие вопросы, от которых никто не может уйти: о личном и общем, о соотношении материального и духовного, о том, что такое свобода, и какою должна быть наша страна и мир в будущем. В конечном счете, все эти вопросы сводятся к одному — «кто ты и куда идешь?». Причем не только сформулировал вопросы, это может сделать любой человек. Он начал действовать, тем самым показав, что всякое неподвижное философствование — это пошлость. И Ленин слишком остро, религиозно остро поставил свои вопросы перед человеком. Недаром вооруженная борьба кончилась в середине 1923 г., а в умах она продолжается по сей день — почитайте книгу отзывов любой выставки о гражданской войне!

КОРР.: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?

 

Г.Х.: В конце 1980-х — начале1990-х гг. в нашей стране открылись архивы, развернулось свободное обсуждение многих ранее табуированных тем. Признаться, на первых порах знакомства с ленинской темой я был убежден, что в результате этих перемен исследователям действительно открылось нечто совершенно новое, всплыли на поверхность какие-то «страшные тайны» советского времени. Однако по мере моего погружения в материал стало понятно, что ничего подобного не произошло. Общая картина событий, начертанная советскими историками, не изменилась. Конечно, стали известны многие интересные детали, но принципиально ничего нового ни о Ленине, ни и его времени мы не узнали. Для тех, кто хорошо знал биографию Ленина и историю революции по советским трудам, никаких неожиданностей при рассекречивании не оказалось. Шумиха, поднятая вокруг новых ленинских бумаг, — это просто следствие того, что люди в основном не интересовались историей. Во всех библиотеках страны стояло Полное собрание сочинений Ленина, но кто, кроме историков и философов, его читал? Да мало кто! В итоге в 1990-е гг. в газетах циркулировали некоторые высказывания Ленина из Полного собрания, которые преподносились как сенсационные открытия. И ведь люди велись на это! Стоит добавить, что вместе с новыми фактами в 1990-е гг. в российском информационном пространстве «активизировалось» множество мифов — про его якобы «шпионство» и т.п. Практически все они имели вековую давность, но ни тогда, ни сейчас историки не нашли им никаких подтверждений. На многие из них специалисты смотрят именно как на мифы, рожденные революционной «смутой», а в массовом сознании весь этот информационный мусор продолжает жить как некая «страшная правда», которую якобы 70 лет от нас скрывали. Вообще, разрыв между массовыми представлениями и научным знанием (разумеется, обогащенный открывшимся новыми данными) очень удручает. И научное сообщество, на мой взгляд, несет за это большую ответственность. Кому как не историкам бороться за чистоту знания!

 

КОРР.: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания Путина об атомной бомбе, которую Ленин, по мнению президента, заложил под Россию, о коммунизме как красивой, но вредной сказке и тому подобные высказывания.

 

Г.Х.: Понимаете, определенным образом настроенная элита ждет от Путина вполне определенных высказываний, своего рода сигналов: «мы с тобой одной крови, ты и я». Для нашей элиты идеи коммунизма, Ленин, Мавзолей как кость в горле, она на дух все это не переносит. Ей органически противно все, что связано с идеей равенства людей, общинножития, бессеребренничества, настоящего труда в поте лица. А теперь вопрос. Вот перед нами человек, прошедший все ступени иерархии КГБ-ФСБ. Это же очень серьезная школа воспитания, глубочайшая личностная трансформация. В таких структурах воспитывают абсолютно преданных идее людей, готовых при необходимости и здоровье, и жизнь положить за идею, за безопасность государства и народа. Путин человек этой системы. И представить себе, что он 2/3 жизни жил одной идеей, а потом резко развернулся на 180 градусов, лично мне не по силам. Потом, знаете, все эти устойчивые фразы про «заложил бомбу», про «коммунизм как сказку», про «10 тысяч непонятно зачем убитых священников» и т.п. все они настолько штампованные, что как-то не вяжутся у меня с представлением об образованном, разностороннем человеке, каковым, вне всяких сомнений, является Путин. А вспомните, какие у него любимые фильмы? «Чапаев» и «Щит и меч». Интересно, не правда ли? В одном из интервью его спросили, какое событие стало наиболее значительным в его жизни? Он ответил, что разрушение Советского Союза… Думаю, наш президент не так прост, как, может быть, выглядит в глазах светских тусовщиков, которые считают себя элитой. Вы, кстати, в курсе, что недавно он подписал специальное постановление о целевом выделении крупной суммы денег на капитальный ремонт Дома-музея Ленина в Кокушкино (Татарстан)? Деталь, а ведь о таких вещах никто не задумывается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: