Современные подходы к организации наблюдений; значение трудовой, экспериментальной, игровой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности.

1.Наблюдение: На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.

Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Ямала, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, проведение викторин типа: «Представь себе», проект «Красная книга», фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.

2.Трудовая деятельность: Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой

3.Эксперементальная деятельность: Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе.Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтнакладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.

 

Традиционные формы экологического образования дошкольников

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Экскурсии. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой..,Экологические праздники и досуги Ознакомление детей с природой в повседневной жизни Ознакомление детей с природой в повседневной жизни Организация выставок и конкурсов творческих работ Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах

Современные подходы к организации наблюдений

Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках.

 Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами,животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: