Значение экспериментальной деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

Экспериментальная деятельность это целенаправленная деятельность, предполагающая активное воздействие экспериментатора (педагога, воспитателя) на изучаемую ситуацию и замер сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках обучающихся, происходящих под влиянием этого воздействия.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми, фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:- живая природа - неживая природа - человек. Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

- познавательное занятии с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

- долгосрочные наблюдения-эксперименты. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. В процессе экспериментирования

у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

19. Использование опосредованных методов в образовательном процессе по формированию экологической культуры дошкольников.

Метод обучения — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Слово "опосредовать" - это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого - опосредованно. Противоположное по смыслу понятие - непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь.

Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем - тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое.

В работе с детьми используются различные формы и методы воспитания экологической культуры, которые обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия, экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, дежурство в уголке природы, работа с календарем погоды.

Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний о природе. С этой целью используютс наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов.

Наглядный метод наблюдения -рассматривание картин, иллюстрации. Я считаю, что наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.

Словесный метод - это рассказы о предметах и явлениях природы, художественная природоведческая литература о природе. Этот метод помогает формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Практический метод - это игра, экспериментирование, элементарные опыты, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: