Блок 1. Стажировка в государственном учреждении образования

ОТЧЕТ

О стажировке

 

Слушателя Гречихо Ольги Трофимовны

Специальности Психология

Группы Пс-24

Место прохождения стажировки Государственное учреждение образования «Средняя школа № 11 г.Витебска»

Время прохождения стажировки с 25 ноября 2013г. по 16 декабря 2013г.

 

Руководители стажировки:

от университета

Кухтова Наталья Валентиновна, к.пс.н., доцент, зав.кафедрой СЭиГД

Косаревская Татьяна Евстафьевна, к.пс.н., доцент, зав.кафедрой психологии

Милашевич Елена Петровна, ст. преподаватель

от принимающей организации

Булавина Лариса Анатольевна, педагог-психолог, высшая категория

 

 

(подпись, печать руководителя

учреждения, где проводилась

стажировка)

 

Витебск 2013

ОТЧЕТ

О стажировке

 

       С 25 ноября по 4 декабря 2013 года стажировка осуществлялась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г.Витебска» под руководством педагога-психолога высшей категории Булавиной Ларисы Анатольевны.

       С 5 декабря по 16 декабря 2013 года - на базе учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» под руководством ст. преподавателя Милашевич Елены Петровны.

       Основным документом для планирования деятельности на практике является дневник психолого-педагогической стажировки. Отчетная документация оформлена в отчете о стажировке.

 

Блок 1. Стажировка в государственном учреждении образования

«Средняя школа № 11 г.Витебска»

 

       Ознакомление с профессиональной деятельностью школьного психолога началось с экскурсии по школе в целом и ознакомления с кабинетом социально-психологической службы. Из беседы с психологом я узнала, что в состав социально-педагогической службы входят:

заместитель директора по воспитательной работе, высшая категория – Щиглинский Андрей Андреевич – курирует работу СППС;

педагог-психолог, высшая категория - Булавина Лариса Анатольевна;

педагог-психолог, 2 категория - Шлыкова Ирина Константиновна;

социальный педагог, высшая категория Сето Елена Владимировна.

 

Задание № 1. Ознакомление с организационно-методической деятельностью педагога-психолога школы

           

Существуют три группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности психолога образования:

       1) оборудованное специальное помещение (психологический кабинет);

       2) обеспечение профессиональной деятельности психологическим инструментарием;

       3) соответствие деятельности психолога нормативным требованиям его профессии.

1а. Анализ оформления и оснащения кабинета педагога-психолога

       Для организации работы в школе социально-педагогической и психологической службы (СППС) создан отдельный кабинет, рассчитанный на 15 посадочных мест, соответствующий требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования». В нём выделены функциональные зоны:

- зона первичного приема и беседы с посетителями (совмещена с профессионально-аналитическим пространством для осуществления организационно-методической деятельности). Она оснащена рабочим столом, общедоступной картотекой с данными о посетителях (учениках, педагогах, родителях) и закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которая хранится в сейфе;

- зона ожидания;

- зона консультативной работы - круглый стол, мягкие стулья, неяркое освещение – всё направлено на создание комфортных условий;

- зона игровой терапии.

Кабинет СППС оборудован шкафами с прозрачными дверцами, в которых находятся различные материалы для диагностики: папки с методиками, стимульный, диагностический материал, методические игры; игрушки, краски, наборы цветных карандашей и альбомы для рисования; инструментарий для арттерапии, мульттерапии, сказкотерапии.

В профессиональной библиотеке Ларисы Анатольевны представлено большое количество книг по общей и возрастной психологии, психологической диагностики, книги для учащихся. Много литературы Представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь – Лариса Анатольевна была участником программы «Успешное родительство». Структурированы и систематизированы материалы для информационных стендов, сценарии для групповых и индивидуальных занятий. Библиотека регулярно пополняется книгами и периодическими изданиями. Многие  материалы имеются в электронном виде на сайте психолога и в рабочем компьютере. В своей работе Лариса Анатольевна использует вспомогательные средства: СD-диски с аудио- и видеозаписями, комплекты игр.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, способствующих снятию напряжения и раздражения. С этой же целью организованно озеленение кабинета, создавая оптимальные санитарно-гигиенические и эстетические условия для занятий и отдыха. Здесь создана атмосфера уюта.

1б. Изучение и анализ документации педагога-психолога

Документация педагога-психолога школы включает в себя:

- нормативную документацию;

- организационно-методическую документацию;

- специальную документацию.

Нормативные документы, которыми руководствуется и пользуется педагог-психолог:

- Конституция Республики Беларусь;

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

- Кодекс Республики Беларусь об образовании;

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- Уголовный кодекс Республики Беларусь;

- Закон о психологической помощи;

- Закон Республики Беларусь о правах ребенка;

- Закон Республики Беларусь о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Закон Республики Беларусь об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 116. Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь;

- Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы;

- Приказ Министерства образования Республики Беларусь 24.05.2011 № 336. «Программа воспитании и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»;

- Положение о социально-педагогической и психологической службе государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Витебска»;

- Приказ о создании социально-педагогической и психологической службы школы;

- Приказ директора о функциональных обязанностях педагога-психолога;

- Должностная инструкция педагога-психолога (утверждается директором и согласовывается с председателем профкома);

- график работы сотрудников СППС, с указанием времени консультаций (утверждается директором школы). Размещен на сайте школы http://vs11.by/index.php/shkolnyj-mir/spps/grafik-raboty,

и другие.

       К организационно-методической документации педагога-психолога школы относятся:

       - план работы педагога - психолога на учебный год;

       - план – график рабочей недели;

       - аналитический отчет о деятельности педагога - психолога за учебный год;

       - справки, оформляемые в течение учебного года (по направлениям деятельности):

                   - результаты проведенного мониторинга по выявлению у учащихся начальных классов трудностей социально – психологической адаптации;

                   - итоги мониторинга по выявлению трудностей в коммуникативной сфере и повышенного уровня агрессивности учащихся 8-9 классов;

                   - о результатах проведенного педагогом-психологом мониторинга по выявлению учащихся с эмоциональным психологическим неблагополучием;

              - о проведенном педагогом - психологом исследовании среди учащихся школы в рамках работы по формированию навыков здорового образа жизни;

                   - о проведенных педагогом-психологом мероприятиях в рамках работы по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни у учащихся;

Основная документация педагога–психолога школы (Булавиной Ларисы Анатольевны):

- «Журнал индивидуальных консультаций для законных представителей учащихся» на учебный год;

- «Журнал учета работы с учащимися»;

- «Журнал учета первичной информации о неблагополучных семьях»;

- база данных на категориальных учащихся (карты персонифицированного учёта на учащихся, состоящих на учёте в ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), на ВШК (внутришкольный контроль), находящихся в СОП (склонности к отклоняющемуся поведению));

       - «Журнал учета посещаемости детьми групповых занятий» с педагогом – психологом.

       При анализе годового плана работы (приложение 1) выявлено, что планируемая деятельность направлена на содействие сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся, на создание условий для оптимальной социально-психологической адаптации учащихся начальных классов и вновь прибывших учеников к новым условиям обучения, на выявление учащихся с трудностями социально-психологической адаптации, оказание им необходимой психолого-педагогической помощи. Планирование ведется комплексное – по направлениям работы и по категориям: «ученики», «педагоги», «родители». Задачи плана соответствуют задачам и направлениям работы учреждения образования. В плане отражены все направления деятельности педагога-психолога: организационно-методаческая, профилактическая и просветительская деятельность, ведется диагностико-развивающая, консультативная работа и психологическое сопровождение.

       Задачи годового плана:

- обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, ее социализации и профессионального становления;

- осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;

- изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения;

- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса;

- развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности;

- проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

- проведение профилактической работы и пропагандирование здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей;

       - консультирование администрации школы, учителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей.

Решение задач годового плана осуществляется через различные формы работы и реализацию всех направлений деятельности педагога-психолога.

Основные блоки работы:

- работа с учащимися;

- работа с учителями;

- работа с родителями.

Педагог-психолог в текущем учебном году строит свою работу на основании действующих законодательных актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность педагогов-психологов учреждения образования, годового плана школы и в соответствии с годовым планом СППС и планом собственной деятельности. Индивидуальная работа с учащимся или с группой учащихся ведется с момента поступления запроса от педагогов, родителей или администрации с согласия родителей (законных представителей) учащихся. Работа ведется по заранее разработанным и апробированным программам, входящим в систему сопровождения отдельных категорий учащихся и их родителей. Работа всех специалистов службы направлена на тесное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Основные формы работы психолога

в соответствии с направлениями его деятельности:

1. Психологическое просвещение. Знакомство педагогов с основами детской, педагогической, социальной и специальной психологии и коррекционной педагогики; специалисты СППС ведут работу с детьми по ознакомлению их с основами соморазвития, самовоспитания и т.д. Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений. Педагог-пихолог принимает активное участие в работе семинаров, тренингов, факультативов, родительских собраниях.

2. Профориентация. Психолог осуществляет профессиональное прогнозирование и даёт рекомендации по профессиональному и личностному росту выпускников, также изучает и развивает профессиональные интересы и потребности учащихся, знакомит их с профессионально значимыми качествами специалистов по соответствующими профессиям.

По результатам диагностического обследования разрабатываются рекомендации по профпригодности и профессиональному самоопределению учащихся.

            3. Психокоррекционная работа. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. Используется система дидактических, ролевых, сюжетных игр. Развивающие занятия стимулируют формирование познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, речи, а так же способствуют становлению интересов и увлечений детей. Коррекционное направление строится с учётом данных социально-психологического диагностирования детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей: самооценки, нарушения эмоционально-волевой и познавательной сфер. Групповые занятия – на коррекцию межличностного общения, поведения. Важным составляющим элементом коррекционной работы является использование игр, как определенного психотехнического средства, способствующего формированию важных психических функций, позитивности процесса личностного развития. В ходе коррекции развития ребенка учитываются своеобразие его психофизического состояния, неравномерность состояния психики человека, индивидуальные особенности, нарушения и отклонения в развитии, потенциальные возможности организма ребенка.

4. Психопрофилактическая работа. Задачи данной работы определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в знаниях в области психологии, социологии, дефектологии, педагогики, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.

Психолог выступает на методических объединениях, педагогических советах школы, совещаниях, консилиумах, родительских собраниях, советах профилактики и других мероприятиях.

5. Самообразование. Педагог-психолог посещает методические объединения, семинары, практикумы, конференции, изучает научную и методическую литературу.

Ведется тематическая работа с оформлением материалов в папках: «Работа центра правовых знаний», «Профориентация учащихся», «Профилактика депривированного поведения», «В помощь классному руководителю», «Для Вас, родители». Собранные материалы, по словам психолога, пользуются большим интересом у руководства школы и преподавательского состава.

6. Психологическое консультирование. Осуществляется со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. При этом педагог–психолог осуществляет:

- проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; и личным проблемам;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами и родителями, участие в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;

- консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, организации школьной жизни, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей.

Содержание и тематика запросов, поступающих к психологу, такова:

Проведение диагностической работы обусловлено намеченными планами и программами деятельности, запросами родителей, педагогов, классных руководителей, администрации школы и др. Включает в себя групповую и индивидуальную работу по:

- изучению микроклимата в классных коллективах;

- изучению уровня воспитанности учащихся;

- исследованию индивидуальных особенностей учащихся;

- изучению уровня тревожности учащихся ВШК;

- изучению склонностей и способностей учащихся;

- изучению личностных особенностей учащихся;

- изучению типов семейного воспитания, воспитательного потенциала семьи;

- изучению условий проживания и воспитания несовершеннолетних (посещение на дому);

- комплексному исследованию микрорайона школы;

- изучению уровня правовой просвещенности всех участников учебно-воспитательного процесса;

- изучению классных коллективов (составление социально-педагогической характеристики школы);

- исследование причин совершения преступлений.

Одна из наиболее успешных, востребованных и эффективных форм работы СППС – консультирование:

Индивидуальное

Анализ запросов психологу

ПВ – проблемы взаимоотношений – 28%

КС – конфликтные ситуации – 20%

ОП – отклоняющееся поведение – 11%

ЭС – негативное эмоциональное состояние – 9%

П - профориентация – 8%

ЛР - личностный рост- 3%

ОТС – острая психотравмирующая ситуация – 3%

ТО – трудности в обучении – 8%

ГШ – готовность к школьному обучению - 10%

Групповое консультирование проводилось по темам:

- здоровьесбережение учащихся, педагогов,

- права и обязанности ребенка,

- изменения в законодательстве Республики Беларусь,

- борьба с вредными привычками,

- профориентация;

- преодоление стресса;

- организация занятости учащихся в период каникул.

       По категориям запросы распределились следующим образом:

Дети - конфликтные отношения с друзьями, родителями; как повысить успеваемость; преодоление стресса перед экзаменом; неуверенность, нерешительность и др.

Родители - детско-родительские взаимоотношения, детская агрессия; как развить внимание, память, мышление.

Педагоги - как избежать конфликта с учеником; проблемы адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено; работа с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Педагоги очень часто также обращаются за помощью по поводу наличия у детей синдрома двигательной активности, синдрома дефицита внимания.

В старших классах часто возникают вопросы по проблемам разногласия между поколениями отцов и детей, по поводу выбора профессиональной деятельности. В начальной школе много запросов поступает по проблемам трудности в обучении (ТВО), по проблемам неразвитости познавательных процессов.

Педагог-психолог консультирует школьников и педагогов по вопросам межличностных отношений, отношений в коллективе. Проводятся индивидуальные консультации родителей по вопросам взаимоотношения с детьми; консультации с родителями из социально-неблагополучных семей.

7. Психодиагностическая работа. Большое внимание в деятельности школьного психолога уделяется работе с «трудными» детьми и семьями, где дети находятся в социально опасном положении (СОП). При поступлении запросов из РОО (районный отдел образования), органов опеки и попечительства, от родственников детей, соседей и других источников проводится социальное расследование:

- консультативная работа с ребенком, с его родителями;

- проведение диагностического минимума;

- выдача заключения по обозначенной проблеме;

- по мере необходимости – запросы врачам-специалистам, в ПНД (психо-неврологический диспансер) и др.

В школе функционирует «Совет помощи семье и ребенку», который оказывает психологическую и материальную (вещевую) помощь проблемным семьям. Каждый третий четверг месяца проводится заседание Совета профилактики.

Работе с «трудными» детьми уделяется особо пристальное внимание. На «трудных» детей создан банк данных. В отдельных папках собран методический материал: психологические причины трудновоспитуемости; материалы экспресс-консультации для родителей «трудных» детей; типичные трудности детей и подростков с отклонениями в поведении; условия взаимодействия классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача по организации профилактической и коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.

8. Организационная научно-методическая работа включает выступление по актуальным проблемам психического развития детей на научно-практических конференциях, педагогических советах, методических объединениях по проблемам психологии детей, выпуск методических рекомендаций по изучаемым проблемам.

Психолог создаёт банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических исследованиях педагогов и учащихся, новых методиках и диагностик. Научно-методические и учебно-методические материалы психологической службы богаты и разнообразны. Педагог-психолог - Лариса Анатольевна хорошо организовала и систематизировала методический и диагностический материал для всех категорий детей, педагогов и родителей.

 

       План работы педагога-психолога на месяц вытекает из годового плана. Здесь же расписываются недельные планы, которые, в случае необходимости, корректируются на оперативных совещаниях с директором. Форма недельного плана представлена в приложении 2.

       Вся документация оформляется в соответствии с нормативными требованиями, ведется систематически и аккуратно. В аналитическом отчете работы представлен качественный и количественный анализ по видам деятельности.

Задание № 2. Изучение и анализ психодиагностической деятельности

школьного психолога

       Психологическая диагностика в ГУО «Средняя школа № 11 г.Витебска» включает в себя выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности с помощью специальных методик и использование полученных результатов в практической деятельности с целью изучения ребенка на протяжении школьного периода, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды.

2а. Анализ содержания диагностической работы педагога-психолога

При анализе работы психолога по данному направлению выяснилось, что психологическая диагностика проводится как в обязательном порядке, так и по запросам учителей, родителей, учащихся, администрации.

Психодиагностическая деятельность школьного психолога имеет следующее содержание:

- изучение личностных особенностей учащихся:

- тип и структура темперамента;

- типология индивидуальных черт личности;

- акцентуации характера;

- уровень развитости познавательных процессов;

- особенности эмоционально-волевой сферы;

- изучение уровня тревожности (1-4 классы);

- диагностика межличностных отношений;

- изучение характера взаимоотношений детей и родителей с педагогами;

- готовность к переходу в среднюю школу;

- диагностика учащихся, состоящих на ВШК с целью определения их способностей, ценностных ориентаций, склонностей.

В своей работе психолог использует следующий алгоритм психодиагностического обследования:

- изучение запроса, который поступает психологу;

- формулирование содержания психологической проблемы;

- выбор метода диагностики, подбор диагностических методик;

- подготовка стимульного материала для проведения работы;

- непосредственно диагностическое обследование;

- обработка и интерпретация результатов;

- оформление протокола;

- формулировка психологического заключения по результатам диагностики.

       Булавина Лариса Анатольевна в своей работе использует:

- тесты (тесты опросники, открытые опросники);

       - шкальные техники;

       - индивидуально-ориентированные техники;

       - проективные техники;

       - диалогические техники;

       - предметные техники;

       - методы и методики для изучения черт личности;

       - методики для изучения отдельных психических функций;

       - методики, изучающие состояния;

       - методики для изучения умственного развития и специальных способностей;

       - методики, изучающие самосознание, самоотношение, ценностные ориентации, социальные установки;

       - методики, изучающие эмоционально-мотивационную сферу;

       - методы изучения целей и уровень притязаний, волевой контроль;

       - методы, изучающие межличностные отношения и др.

Психолог ведет журнал психолога, где фиксируются запросы учащихся, учителей и родителей.

Типичные темы запросов при работе:

       - с начальными классами (1-4 классы): адаптация первоклассников, школьная мотивация, наличие страхов у детей, уровень тревожности, самооценка, переключение внимания, мышление младших школьников, уровень кратковременной памяти, исследование личностных особенностей;

       - с подростками (5-8 классы): изучение особенностей познавательной сферы подростка, уровень тревожности, типы темперамента, отношения подростков с классом, акцентуации характера и т.д.;

       - с лицами юношеского возраста (9-11 классы): проективные методики, определение уровня тревожности, изучение профессиональных интересов, оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

       При выборе методики психолог пользуется такими характеристиками как:

       - область применения (возраст, образование, пол, социально-демографические показатели и т.п.);

       - показатель валидности методики;

       - показатель надежности методики;

       - наличие паспорта методики, авторство, инструкция;

- апробация методики и самоанализ по её проведению.

       Лариса Анатольевна в своей работе использует различные приемы и способы проведения диагностик. Например, такие как - индивидуальные и групповые. При групповой диагностике каждому раздаётся протокол, содержащий стандартные ответы: «да», «нет», «не знаю» или такие протоколы, когда ответ идет в свободной форме. Индивидуальные диагностики проводятся в форме диалогов, интервью, игры и т.д. Перед проведением диагностик проводится подготовка к проведению обследования, предъявляется инструкция, выполняется задание, полученные результаты обрабатываются и интерпритируются.

2б. Проведение слушателем психодиагностики

       За время прохождения стажировки я присутствовала на диагностике «Социометрии» учащихся 6 класса (17 человек, респондентов – 13) и принимала участие в обработке и интерпритации результатов.

       Было дано психологическое заключение:

в классе 5 человек – ярко выраженных лидера; 2 – предпочитаемых; 6 – принимаемых; 4 человека – отверженных.

       Предложены рекомендации:

Детей, которые попали в категорию отверженных, вовлекать во все коллективные творческие дела класса и школы, повышать самооценку, продолжать работу по сплочению коллектива, используя групповые формы работы (развивающие занятия, тренинги, экскурсии и т.д.).

       Самостоятельно было организовано психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу на примере группы детей из «Школы раннего развития «От А до Я», которую ведет Лариса Анатольевна.

       Инструкция по проведению теста Керна-Ирасека представлена в приложении 4.

       В исследовании приняли участие 9 дошкольников. Результаты выполненной работы в приложении 5. Обработав полученные результаты, я пришла к выводу, что из 9 респондентов по уровню психомоторного развития только один ребенок готов к школе – «зрелый»; трое детей дают благоприятный прогноз и их можно отнести к «зреющим» - это средний уровень готовности к школе; один ребенок нуждается в дополнительных занятиях и его уровень готовности к школе оценивается ниже среднего; и дети, получившие 10 и более баллов – таких четыре человека, еще к школе не готовы.

       Таким образом, мы определили, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Был выявлен уровень волевой организации ребенка. Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

 

Задание № 3. Изучение и анализ коррекционно-развивающей деятельности школьного психолога

 

       Психокоррекция – это направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии с использованием психологических средств и методов по созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития.

3а. Анализ содержания коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога

В рамках данного направления педагог-психолог учреждения образования на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, социального педагога, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей и консультативной поддержке. Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение проводимых им коррекционно-развивающих мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их заменяющих (до 16 лет, после 16 лет – с согласия самого несовершеннолетнего).

Коррекционно-развивающая работа предполагает создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг, в том числе направление к соответствующим специалистам.

Более того, педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, может направлять туда учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в социально-педагогических учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т.д. При этом педагог-психолог должен взаимодействовать с указанными специалистами. А именно, на основании полученных от специалистов рекомендаций, планировать систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учащимися при непосредственном психологическом сопровождении. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях ЦКРОиР (например, в силу территориальной удаленности центра), педагог-психолог школы может совместно со специалистами ЦКРОиР составить развернутую коррекционно-развивающую программу и реализовывать её самостоятельно, обращаясь, по мере необходимости, в ЦКРОиР за методической помощью.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классных коллективах, содействие преодолению кризисных периодов и критических ситуаций в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с классными коллективами, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и консультаций.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Педагог-психолог осуществляет коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог учреждения образования может вести коррекционные группы, в т.ч. психотерапевтической направленности.

       Структура коррекционной программы

1. Цель

Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь. Именно исходя из цели, мы в дальнейшем и будем оценивать эффективность коррекционного воздействия.

Примеры цели:

1) развитие уверенности в себе у детей 7–9 лет;

2) интеллектуальное развитие дошкольников.

2. Задачи

Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.

Примеры задач:

для первой цели:

— снятие существующих страхов;

— развитие самостоятельности;

— формирование умения отстаивать свою позицию и т.д.;

для второй цели:

— развитие произвольной памяти;

— развитие произвольного внимания;

— развитие логического мышления и т.д.

3. Критерии отбора в коррекционную группу

Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это, своего рода, установочная диагностика. Критерии должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность коррекционного воздействия.

Эти признаки могут быть выделены:

— с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию — измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.);

— в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.);

— с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).

4. Направления коррекционной работы, этапы программы

Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления. А при формировании уверенности в себе — сначала снять актуальные страхи, а затем формировать отношения с окружающими.

Стоит отметить критерии перехода с одного этапа на другой.

5. Организация занятий

Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.

6. Структура занятий

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

К традиционным приёмам относятся следующие виды работ на занятии:

- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре.

При проведении коррекционных занятий, в одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определённых действий с простой речевой инструкцией. В других случаях, используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряжённых и полусопряжённых действий с педагогом.

7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе

Это самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.

При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. Если игры являются модифицированными или авторскими их можно подробно описать.

8. Критерии эффективности программы

На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой — требует повторного прохождения программы.

3б. Наблюдение и анализ психокоррекционного занятия

Алгоритм анализа психокоррекционного занятия.

1. Выбор темы занятия, его место в общей системе психокоррекционной работы. Соответствие материала занятия возрастным особенностям учащихся.

2. Правильность постановки целей и задач психокоррекционного занятия, их соответствие теме и содержанию занятия. Адекватность выбора материала задачам занятия.

3. Организация занятия: форма организации занятия, умение регулировать поведение учащихся, качество используемого наглядного материала.

4. Структура занятия: основные задания (упражнения), их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия.

5. Характеристика деятельности психолога, организация работы, владение приемами повышения активности, интереса, внимания учащихся.

6. Результаты занятия, достижение цели и задач, эффективность используемых методов и приемов.

7. Выводы и пожелания по совершенствованию коррекционной и развивающей деятельности психолога.

Форма протокола коррекционного занятия – приложение 6.

Занятие № 4. Проведение психопрофилактической

и просветительской деятельности педагога-психолога

 

       Существует ряд направленных психологических воздействий, сохраняющих и восстанавливающих психическое здоровье школьников, прежде всего, это психопрофилактика, обеспечивающая предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний; затем психогигиена, сохраняющая и укрепляющая нервно-психическое здоровье, а также психореабилитация, которая восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус школьника.

       Психопросвещение – важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических занятиях и имеющих отношение к воспитанию и образованию школьников. Психологическое просвещение в условиях образовательного учреждения носит профилактический и образовательный характер.

4а. Анализ содержания психопрофилактической

и просветительской работы педагога-психолога

       При ознакомлении с основными направлениями работы психолога в рамках психопрофилактики и психопросвещения были выделены следующие работы:

       - по комплексной психологической профилактике школьников и их родителей, педагогов;

       - по психологическому просвещению школьников, родителей, педагогов школы;

       - формирование и оформление наглядной информации: специально оформленный стенд, рекомендательные тексты, подборка психолого-педагогической литературы для педагогов и родителей;

       - участие в интернет-форумах, семейных клубах, ведение своей страничке на сайте школы;

       - проведение психодиагностики с целью выявления психологических факторов и групп лиц повышенного риска в нарушении здоровья и отклонении в развитии.

       В качестве примера, приведу наиболее популярный информационный материал для педагогов:

Десять заповедей для раздражительных

Очень часто повышенная нервозность - результат нашего неправильного поведения. С ней можно бороться. Советы психолога помогут вам:

1. Не оставайтесь наедине со своим неприятностями. Хорошо, если есть, кому поплакаться в жилетку. Выберите для этого человека рассудительного и уравновешенного. Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже... сосед по купе.

2. Умейте на время отвлечься от своих забот. Заставьте себя хотя бы ненадолго сбросить гнёт неприятностей. Кино, хорошая книга, прогулка, встреча с друзьями помогут вам это сделать. Но будьте готовы к жизненной борьбе, когда будете снова в форме.

3. Не впадайте в гнев. Из опыта известно, что после каждой вспышки гнева наступает чувство недовольства собой. Вам нисколько не стало лучше, а напротив, как будто бы ещё хуже. Постарайтесь отложить разрешение конфликта до утра, когда приступ гнева пройдёт.

4. Иногда нужно уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем, похожи на капризных детей. Сохраняйте свою точку зрения, но делайте это спокойно. В конце концов, и вы можете ошибаться, и ничего не случится, если вы иногда и уступите. Зато с этого момента напряжение разрядится, и станет яснее выход из создавшейся ситуации.

5. Делайте что-нибудь хорошее для других. Прекратите на некоторое время "пережёвывать" свои неприятности. Попробуйте помочь кому-нибудь в его трудную минуту, и вы увидите - ваши собственные заботы поблекнут. Сам факт, что вы кому-то понадобились, поднимет вас в собственных глазах.

6. Не всё сразу! Людям нервным почти каждое обычное дело представляется таким сложным, что они не знают, с какой стороны за него приняться. А ведь каждое, даже самое сложное дело состоит, как из кубиков, из целого ряда простых маленьких дел. Итак, начинайте обычно с самого важного, не думая пока о менее важных делах. А когда до них дойдёт очередь, они окажутся легче, чем представлялось раньше. Не считайте также заранее, что какое-то дело нужно выполнить непременно идеальным образом. Это обычно характеризует людей, слишком много внимания уделяющих собственной персоне, что в результате парализует их деятельность.

7. Нельзя быть совершенством абсолютно во всём. Некоторые люди в вечном страхе, что они хуже других. Их усилия удовлетворить высшим требованиям часто ведут к болезненным поражениям. Старайтесь, прежде всего, отлично выполнять свою главную работу и то, к чему вы действительно имеете призвание. Достаточно иметь успехи в одной или двух областях, а остальное выполнять добросовестно и со средним результатом.

8. Позвольте и другим быть самим собой. Тот, кто слишком много ожидает от окружающих, постоянно чувствует себя раздражённым, оттого, что окружающие его требованиям не удовлетворяют. Не старайтесь переделать подчинённого, мужа, соседку, приятеля на свой "фасон". Не критикуйте других на каждом шагу.

9. Всех не перегонишь. Некоторые раздражительные люди ведут себя так, словно участвуют в непрерывном соревновании по бегу. В окружающих они постоянно видят или конкурентов, или противников. Но тот, кто постоянно "гонится" за кем-то, рискует, в конце концов, споткнуться.

10. Выйдите из собственной скорлупы! Многие всю жизнь культивируют в себе горькое убеждение в том, что их недооценили, отодвинули в тень и т. п. А ведь часто это они сами забираются в свою скорлупу. "Под лежачий камень вода не течёт" - гласит пословица. Нужно самому подходить к людям, сообразуясь с обстановкой. Ибо каждая инициатива даёт какой-то результат, нужно только решиться проявить эту самую инициативу.

Рекомендации воспитателям старшей группы ДОУ

«На пороге школы»

Вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе? Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2-3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике. Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже.

Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем?», «А что на столе такого, чего не было за завтраком?». А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать?», «Мы будем ставить чашки или стаканы?». Это ведь и есть развитие познавательных процессов, так необходимых для успешного обучения…

 

«Дети учатся у жизни»

1. Если ребенка часто критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.

3. Если высмеивают – становится замкнутым.

4. Ваша невежливость выращивает его грубость.

5. Ваша несправедливость – его нечестность.

6. Ничто так не подрывает уважение к старшим, как невыполненное обещание или обман.

7. Если ребенок растет в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему не грозит одиночество и беззащитность.

8. Если его часто подбадривают, учится верить в себя.

9. Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить себя и быть благодарным.

10. Если растет в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.

 

4б. Подготовка и проведение занятия

 «Уроки психологического развития» для школьников

 

       Основной целью данного урока является познавательно-личностное развитие школьников, формирование у детей умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность, способность к рассуждению, самоконтролю, стремиться отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения, т.е. во время урока происходит формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

       В качестве примера приведу информацию, которая используется в работе с учащимися:

Шесть защитных правил для подростков

«Твоя безопасность»

Все шесть правил действенны в сочетании друг с другом. Применяя их в комплексе, Вы создаете действительно надежную защиту от посягательств.

1. Старайтесь не терять контакта с родителями и близкими людьми. У Вас всегда должна быть уверенность, что есть человек, которому можно доверить самое сокровенное, если возникнет необходимость.

2. Обучайтесь безопасному поведению. Наблюдайте, какие меры предосторожности предпринимают родители, запоминайте и начинайте применять самостоятельно.

3. Закрывайте и запирайте (двери, форточки, окна и пр.). Это должно стать Вашей неизменной привычкой, чтобы не «приглашать» воров воспользоваться Вашей беспечностью.

4. Будьте на виду. Находясь в людных местах и избегая пустырей, Вы повышаете собственную безопасность во много раз.

5. Проверяйте. Привычка проверять способствует развитию острой наблюдательности, проницательности и так называемого «шестого чувства», которое предупредит Вас о возможной опасности.

6. Не ссорьтесь. Научитесь вести себя должным образом и уживаться с окружающими, поддерживая с ними дружелюбные отношения.

 

       Для родителей

«Почему подросткам трудно?»

Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно.

Наука объясняет...

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11–12 лет, а у мальчиков – в 12–13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!».

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно – все запоминается легко, а стало скучно – ну ничего не задерживается в голове!

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь – все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется, кровь не доносит нужного количества кислорода в мозг. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13–14 лет. А мы, взрослые, как назло, не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так же часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики. Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план.

Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» – рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку.

Наука советует…

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

Дайте подросткам возможность больше двигаться – в движении они должны проводить не менее трех часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

Побольше уделяйте вашему чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил: чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести. Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми, интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

 

Шпаргалка для взрослых, или

правила работы с тревожными детьми

 

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнение на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребенка.

Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребенка, наказывая его.

 

Шпаргалка для взрослых, или

правила работы с агрессивными детьми

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии (способность ощущать эмоции другого, ставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, сочувствию, проникновению в его субъективный мир).

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

 

Шпаргалка для взрослых, или

правила работы с гиперактивными детьми

 

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

Использовать физкультминутки.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

Использовать тактильный контакт.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным.

 

Задание № 5. Изучение и анализ консультативной деятельности

педагога-психолога

 

       Психологическое консультирование в условиях образовательного учреждения определяется как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а иногда и самих детей.

 

5а. Анализ содержания консультативной работы

педагога-психолога

Консультативное направление, по которому работает школьный психолог, включает:

- консультирование администрации школы, родителей, законных представителей школьников, педагогов по вопросам обучения и воспитания детей;

- групповые консультации учащихся;

- индивидуальные консультации учащихся.

Встречи психологов с учителями и родителями проходят в форме родительских собраний, семинаров и групповых консультаций по следующим темам:

Специфика адаптации первоклассников к школе.

Специфика адаптации учащихся 4-ых классов.

Подростки с нарушениями в эмоциональной сфере.

Объективные и субъективные причины возникновения конфликта в семье.

Создание психологического комфорта в семье.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Причины агрессивного поведения у детей.

Тревожность и страхи младшего и среднего школьного возраста.

Налаживание межличностных отношений в классных коллективах.

Взаимоотношения в системе «Ученик – учитель», «Учитель – родитель», «Ученик – ученик»

Кроме того, постоянно проводится психологическое консультирование учителей, родителей и учащихся по индивидуальным запросам и проблемам.

       Разработаны беседы - консультации с приемными родителями по темам:

Подготовка ребенка к школе.

Построение отношений в семье.

Влияние семейной атмосферы на развитие личности ребенка.

Как любить ребенка.

Моральный климат в семье.

Особенности психологического развития детей школьного возраста.

С классными руководителями классов, где обучаются дети из замещающих семей, проводятся консультации:

Как работать с ребенком из замещающей семьи.

Личностный подход в обучении и воспитании.

Предупреждение появления школьных страхов.

Роль учителя в формировании самооценки учеников.

Основные обращения родителей за консультативной помощью были направлены на гармонизацию типа воспитательных воздействий и устранение возможных нарушений семейного воспитания, получение дополнительной информации и рекомендаций по результатам психологических исследований.

       При проведении процедуры консультирования педагог – психолог соблюдает основные этапы работы:

- установление позитивного контакта с клиентом;

- прояснение проблемы, сути запроса;

- проведение диагностического минимума;

- определение результатов диагностики;

- обработка результатов, выводы, рекомендации.

При этом используются следующие процедуры консультирования:

Важной техникой консультирования является постановка вопроса. Она используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается.

Для создания и укрепления консультативного контракта очень важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.

Отражая содержание признаний клиента, мы перефразируем его высказывание или обобщаем несколько высказываний. Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Это также помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.

Познание и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее, она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.

Цели консультирования достигаются посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Каждый клиент - это не открытая книга, а неизвестная страна, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Хотя как-то ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации. В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: