Политика в области образования

Западники и славянофилы.

В конце 30-х гг. XIX в. два главных идеолога славянофильства -
А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выступили со своеобразными литературными манифестами («О старом и новом» А.С. Хомяков и
«В ответ А.С. Хомякову» И.В. Киреевский). Они послужили началом словесных баталий, разгоревшихся в московских салонах. Со стороны славянофилов в развернувшейся воине выступили братья
И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев.

Противниками славянофилов были западники - историк Т.Н. Грановский, юрист К.Д. Кавелин, литераторы и публицисты В.П. Боткин, М.Н. Катков, А.Д. Галахов. Примыкали к ним А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

В основе философии славянофилов лежала теория о конфликте России
и Запада. И.В. Киреевский писал, что для жизни западного человека характерно стремление создать внешние удобные формы жизни. При этом слабые подавляются более сильными, а это, в свою очередь, ведет
к революциям и анархии. Подобного не могло быть в допетровской Руси,
где духовная сущность личности определялась стремлением к общему благу. По мнению И.В. Киреевского, человек принадлежал миру, а мир - ему.
Эта общность не исключала внутренних смут, для защиты от которых люди создали государственный аппарат. Государство было необходимо и для организации отражения внешних нашествий.

Один из идеологов славянофильства К.С. Аксаков писал, что на Западе государство создавалось в виде завоевания, а на Руси оно явилось результатом мирного призвания правителей. И потому в основе Русского государства лежали мир и согласие. Передав государству власть, народ полностью отказался от политических прав, сохранив духовную свободу,
т.е. свободу высказывать власти собственное мнение, что отразилось
в деятельности земских соборов.

В случае сохранения подобного положения Московская Русь продолжала бы приближаться к своему конечному идеалу - «обществу христианскому». Петр I повел Россию по европейскому направлению, решив дать ей западное просвещение, для которого здесь не было почвы. Новшества, внедренные Петром, восприняли лишь высшие сословия. Народ сохранил верность своим началам и не принял «отвлеченного знания», далекого от реальной жизни. Петровские реформы разорвали связь государства с землей. И теперь государство стало вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, доведя его до положения рабов. Для того чтобы вернуть нормальное положение вещей, говорили славянофилы, высшему сословию надлежит восстановить духовную связь с народом.

В отличие от славянофилов западники считали, что именно Петр I вдохнул душу в умирающее тело России и лишь его деяния положили начало русской истории. Даже деспотизм, пришедший в русскую жизнь с Петром I, западники считали лишь побочным результатом.

Заслуга Петра I - движение во всемирную историю. Реформы его - начало исторического развития России, которое было задержано, но не остановлено в правление Николая I. От Петра I идет начало движения за освобождение личности и за создание государства и общества, обеспечивающих эту свободу. В результате петровских реформ общество было разделено на высшее сословие, приобщавшееся к формам европейского бытия, и народ, на который правительство смотрело как на стадо. Даже
в XIX столетии, считали западники, народ не способен принять активного участия в историческом процессе.

И для западников, и для славянофилов было характерно стремление
к отмене крепостного права путем реформ. Однако в России к тому времени появлялись общественные движения, готовые вести страну по революционному пути.

2. Попытки преобразований, крестьянский вопрос, финансы.












Попытки преобразований.

Николай I начал свое царствование с попыток преобразований. Сам император, подавая пример подданным, работал по 14 часов в сутки, рассматривая и утверждая новые законы и новые учреждения. Одним из первых таких учреждений стало широко известное III Отделение императорской канцелярии. На него были возложены обязанности политического надзора и сыска в стране. Управляющим отделением и шефом жандармов был назначен генерал А.X. Бенкендорф.

С целью укрепления законности по приказу Николая I была предпринята кодификация (систематизация) законов. Эта работа была поручена группе юристов. Все законы, принятые в 1гг., вошли в «Полное собрание законов Российской империи». В 1832 г. на основе собрания был выпущен 15-томный «Свод законов Российской империи», предназначенных для непосредственного использования.

Крестьянский вопрос.

На протяжении всего царствования Николая I интенсивно обсуждался крестьянский вопрос. Император понимал, что крепостное право не позволяет России успешно развиваться. Однако он говорил: «Нет сомнения, что крепостное право... есть зло для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Единственной мерой по решению крестьянского вопроса стал Указ об обязанных крестьянах (1842). Он предоставлял помещикам право освобождать крестьян без земли. Это было шагом назад по сравнению
с Указом о вольных хлебопашцах 1803 г., поскольку теперь размер наделов
и число повинностей освобождаемых крестьян целиком зависели от воли помещика.

Единственным актом, затрагивавшим интересы поместного дворянства, была инвентарная реформа 1гг. Она заключалась в описи границ, состава
и состояния имений. Устанавливались нормы барщины и оброка с крестьян, которые помещики не могли превышать. Однако реформа охватила лишь ряд губерний на Украине, где землей владели в основном поляки-католики,
а крепостные были православными.

Попыткой улучшения положения большой категории крестьян явилась реформа управления государственными крестьянами, проведенная генералом. Она должна была показать помещикам пример образцового хозяйства.
В государственных деревнях, где жила незакрепощенная часть крестьян, были созданы новые органы управления, открыты школы и больницы. Крестьян переселяли в места, где имелась свободная земля. Им помогали инвентарем и семенами. Но лучшие земли принудительно выделялись для посадки картофеля, а урожай забирали и увозили в неурожайные губернии. Расценивая это как барщину, крестьяне устраивали «картофельные бунты».






Финансы.

Правительство стремилось поддерживать промышленность и торговлю. Устраивались промышленные выставки. В интересах развития промышленности и роста государственных доходов сохранялись высокие тарифы для иностранных товаров. Была снижена плата купцам и крестьянам за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промышленные предприятия.

Немалую роль в достижении экономической стабилизации сыграла реформа, министра финансов в гг. По его инициативе была введена откупная система, предусматривающая свободную продажу водки. В результате этого доходы казны резко возросли, но пьянство усилилось. В итоге финансовой реформы 1гг. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Бумажные деньги можно было свободно обменять на серебряную монету.

Политика в области образования.

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Институт гражданских инженеров и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

К началу правления Николая I в России было 49 гимназий, а к концу - 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала так называемая теория «официальной народности». Ее суть заключалась в толковании роли русского народа как хранителя традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада. Поощрялись стихи выходцев из крестьянского и ку­печеского сословия, хвалебные отзывы получили опера «Жизнь за царя», картины на крестьянскую тему. Теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Московского университета- историка М.П. Погодина и литературоведа, в произведениях, и др.

Немалую роль в разработке и пропаганде теории «официальной народности» сыграл граф Уваров, с 1833 г. министр народного просвещения.
Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала - православие, самодержавие и народность - станут надежной опорой власти.

В 1848 г. в связи с началом европейских революций руководители
III Отделения и некоторые высшие чиновники стали обвинять графа Уварова в том, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку.

 

3. П.Я. Чаадаев. Первые русские социалисты.



П.Я. Чаадаев.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал
в глубокий пессимизм, считая, что вся-кое революционное движение пагубно для России, которую спасет лишь сближение с католическим Западом.

Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».

Николай I приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н.И. Надеждина.
О самой статье император сказал, что «содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием лучшим московским медикам ежедневно проводить освидетельствование физического состояния Чаадаева, как душевнобольного.

Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относились
с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения - западников и славянофилов.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: