Вопрос 2. Типы тормозных механизмов и принцип их действия

План занятия №69

Дисциплина: Устройство автомобилей.

Тема занятия: Тормозные системы.

Цель занятия: изучить конструкцию и особенности конструкции тормозной системы и принцип действия.

Планируемые результаты:

- образовательные формирование знаний о проектировании автобусных остановок и стоянок и умения давать общую характеристику автобусным остановкам и стоянкам

- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

- воспитательные развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования

Вид занятия: лекция

План занятия:

1. Тормозные системы. Общие сведения.

2. Типы тормозных механизмов и принцип их действия.

3. Устройство тормозных механизмов.

Литература:

 1.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств. Академия. 2013г. с. 398-402

2.. Бибик Л.С. "Автомобили". Курс лекций. Часть 2. "Шасси и кузов", САТТ, 2003г. с.155-165

 3. Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., 1990 г. с. 287--293

4. Пехальский А.П., Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М.: «Академия», 2013г. с. 432-438

 

Интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=TyN7cPsmFeo

https://www.youtube.com/watch?v=S3pCdbFfPIM

https://www.youtube.com/watch?v=oKzDoMOxEgU

https://www.youtube.com/watch?v=eINGO05_esA

https://www.youtube.com/watch?v=O7LiXY2MVaQ

https://www.youtube.com/watch?v=ounyz_d95ws

https://www.youtube.com/watch?v=md6SWlxor6c

https://www.youtube.com/watch?v=P62-UpJGaNY

https://www.youtube.com/watch?v=51h5MgkCAKE

https://www.youtube.com/watch?v=rSf5H4iffFA

 

Преподаватель: Омельченко А. В.

 

Вопрос 1. Тормозные системы. Общие сведения.

Автомобиль оборудуется несколькими тормозными системами.

Рабочая тормозная система автомобиля служит для снижения скорости движущегося автомобиля с необходимой эффективностью вплоть до полной его остановки. Она приводится в действие усилием ноги водителя, приложенным к педали, а эффективность ее действия оценивается величиной тормозного пути и максимальным замедлением автомобиля.

Стояночная тормозная система служит для удержания остановленного автомобиля неподвижным относительно дороги, в том числе на подъеме или спуске с уклоном 160 полностью груженого автомобиля.

Она приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя.

Запасная система предназначена для остановки автомобиля при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы. При отсутствии на автомобиле автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (например, контур привода передних или задних колесных тормозных механизмов) или стояночная тормозная система.

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель) служит для регулирования скорости движения автомобиля, разгрузки рабочей тормозной системы в условиях частого торможения – на длительных спусках, в городах и др. Она обязательна для автобусов с полной массой свыше 5т и грузовых автомобилей с полной массой свыше 12т. Для этой системы используют гидравлические и электрические тормоза-замедлители, а также часто двигатель автомобиля.

Перечисленные системы включают в себя один или несколько тормозных механизмов, тормозной привод и иногда усилитель.

Тормозные механизмы автомобиля предназначены для создания искусственного сопротивления вращению колес автомобиля или валов трансмиссии. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы преобразуют кинетическую энергию движущегося автомобиля в тепло.

Тормозной привод обеспечивает передачу усилия от органов управления к тормозным механизмам и управление ими.

Вопрос 2. Типы тормозных механизмов и принцип их действия.

Классификация тормозных механизмов производится по следующим признакам: в зависимости от места установки тормозной механизм может быть: - колесный (затормаживает колесо), - трансмиссионный (затормаживает какой либо вал трансмиссии). По форме вращающейся рабочей поверхности тормозные механизмы классифицируют на: - барабанные и дисковые.

Рис. 22.2

Основные схемы колодочных тормозов барабанного типа.

Наибольшее распространение получили колодочные барабанные тормозные механизмы, которые классифицируют на: - тормозные механизмы с равными приводными силами и односторонним расположением опор (рис.22.2,а); - тормозные механизмы с равными приводными силами и разнесенными опорами колодок (рис.22.2,б); - тормозные механизмы с односторонним расположением опор и одинаковыми перемещениями колодок (рис.22.2,в).

Колодочные барабанные тормоза различают в зависимости от расположения опор колодок и характера приводных сил.

Тормоз с равными приводными силами и односторонним расположением опор изображен на рис.22.2,а. Равные приводные силы Р1 и Р2 возникают в результате того, что площади поршней цилиндра одинаковы. Чтобы оценить работу тормоза, на схеме показаны также реакции барабана на колодки, представленные в виде сосредоточенных сил N1 и N2, а также силы трения Т1 и Т2. Для упрощения схемы реакции опор на колодки не показаны. Если рассмотреть сумму моментов сил, действующих на каждую из колодок, то окажется, что тормозной момент, создаваемый колодкой 1, больше примерно в 2-3 раза тормозного момента колодки 2. Объясняется это тем, что момент силы трения, действующий на колодку 1, совпадает по направлению с моментом приводной силы, вследствие чего колодка захватывается вращающимся барабаном. Момент силы трения, действующий на колодку 2, противоположен по направлению моменту приводной силы, и поэтому сила трения препятствует прижатию колодки к барабану. Колодка 1 называется первичной, а колодка 2 вторичной. При вращении колеса в противоположную сторону функции колодок изменяются: колодка 2 работает как первичная, а колодка 1 – как вторичная.

Реакции N1 и N2 барабана на колодки, а также силы трения Т1 и Т2 не равны, вследствие чего подшипники ступицы колеса и другие детали нагружаются дополнительной силой. Такой тормоз является неуравновешенным. Тормоз работает с одинаковой эффективностью при переднем и заднем ходе.

Рассмотренный тип тормоза применяется в рабочих тормозных системах грузовых автомобилей средней грузоподъемности ГАЗ и легковых автомобилей (задние тормоза автомобилей «Волга», «Таврия» и др.).

Уравновешенным является тормоз с равными приводными силами Р1 и Р2 и разнесенными опорами (рис.22.2,б). Каждая из колодок тормоза приводится в действие своим гидроцилиндром. Одинаковые размеры цилиндров обеспечивают равенство приводных сил. При переднем ходе каждая колодка работает как первичная, вследствие чего эффективность действия тормоза при одинаковых размерах его основных деталей выше, чем у тормоза предыдущего типа. При заднем ходе обе колодки работают как вторичные, эффективность тормоза существенно снижается. Тормоза с равными приводными силами и с разнесенными опорами часто устанавливают на передних колесах автомобилей, а на их задних колесах – тормоза с равными приводными силами и односторонними опорами колодок. Такое сочетание позволяет получить большую тормозную силу на передних колесах, чем на задних соответственно нормальным реакциям на эти колеса.

На рис.22.2,в показана схема тормозного механизма с неравными приводными силами Р1 и Р2 и односторонними опорами колодок. Колодки разжимаются кулаком, обеспечивающим их одинаковое перемещение на опорах. Одинаковое перемещение колодок создает одинаковые реакции N1 и N2, а также силы Т1 и Т2, т.е. обеспечивается уравновешенность тормозного механизма. Эффективность тормоза одинакова при переднем и заднем ходе. Подобные тормоза применяются на автомобилях большой грузоподъемности (ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: