В каких предложениях передаются слова самого говорящего, произнесенные им ранее?

Двадцать первое апреля

Классная работа

Способы передачи чужой речи

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Чужая речь – это высказывания других лиц, ф включённые в авторское повествование

Из учебника теории

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Д.С.Лихачёв

Не то, что мните вы, природаНе слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свободаВ ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.М.Тютчев
Берегите эту землю, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко

Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего
I. Прямая речь 1)перед словами автора “П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а. 2)после слов автора А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…” 3)с разрывом “П, – а, – п. (?) (!) (…)” “П, – а. – П. (?) (!) (…)” “П? – а. – П. (?) (!) (…)” “П! – а. – П. (?) (!) (…)” II. Диалог – П? – а А: – П.П! – П? – П! П. П… I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ].
· Примеры Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!” 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [– =], (что – =). 2. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, – = …] 3. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

5. Закрепление

Тренировочное задани

Задание: запись предложения в виде прямой речи и замена прямой речи косвенной при индивидуальном консультировании учителя

Карточка №1.

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

(М.Ю.Лермонтов)




Карточка №2

Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

(М.Ю.Лермонтов, “Княжна Мери”)

Карточка №3.

Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клён перед костром зари.

(С.А.Есенин)




Карточка №4.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.

(С.А.Есенин)




Карточка №5.

Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, – такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами – прямо благодать!

(И.С.Тургенев о Спасском-Лутовинове)

Карточка №6.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)

Карточка №7.

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзкам, а к белым сказкам моей земли. (В.Белов, “На родине”)

Карточка №8.

Срединная наша Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождях и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих закатах.

(К.Г.Паустовский)

Карточка №9.

Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи…

(А.П.Чехов, “Дядя Ваня”. Слова доктора Астрова)

Карточка №10.

Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому

https://www.youtube.com/watch?v=fhhC4WGG0Jc

Домашнее задание

Выучить §65-66. Выполнить упр. 402, 403

Двадцать третье апреля апреля

Классная работа

Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь

Работа с графическими схемами записанных предложений

Учащиеся записывают в тетрадях  предложения с прямой речью.

1. А.: «П». Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Гоголь)

2. А.: «П!» Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (Лермонтов)

3. А.: «П?» Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)

4. «П», – а. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (Булгаков)

5. «П!» – а. «Славная у тебя лошадь!» – говорил Азамат. (Лермонтов)

6. «П?» – а. «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (Чехов)

7. «П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться». (Фурманов)

8. «П, – а. – П». «Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я». (Солженицын)

9. «П! – а, – п!» «Зина! – тревожно закричал Филипп Филиппович, – убирай, детка, водку!» (Булгаков)

10. «П? – а. – П!» «Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!» (Мамин-Сибиряк)

11. «П, – а и а: – П?» «Фить-фить, – посвистал господин и добавил строжайшим голосом: – Бери! Шарик, Шарик?» (Булгаков)

12. «П, – а, – п?» «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» (Тургенев)

13. «П? – а, – п». «У вас боли, голубчик, возобновились? – спросил осунувшийся Филипп Филиппович,– садитесь, пожалуйста». (Булгаков)

14. «А.: «П...» – а. Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы... да стою ли я...» – и заплакал вдруг. (Достоевский)

15. А.: «П?» – а. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (Пушкин)

Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками; 2) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая); 3) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.

Знаки препинания при прямой речи сочетаются в зависимости от позиции прямой речи по отношению к словам автора и структуре предложений, являющихся прямой речью или вводящими словами.

Исследовательская работа

Теперь рассматриваем записанные в тетради предложения и устно отвечаем на вопросы.

Прочитайте предложения, которые передают в прямом смысле чужие слова.

Какие слова обычно вводят прямую речь? Всегда ли это глаголы мысли или речи? Приведите примеры.

Прочитайте предложения, где прямую речь вводят глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутренние убеждения.

В каких предложениях передаются слова самого говорящего, произнесенные им ранее?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: