В каких случаях в авторских словах сохраняется прямой порядок слов?
В каких случаях связь между прямой речью и словами автора бывает наиболее тесной и прямая речь напоминает член предложения?
II. Самостоятельная практическая работа
Замена прямой речи косвенной
Для самостоятельной работы учащимся предлагаются заранее написанные в левой части доски предложения с прямой речью, учащиеся в тетрадях записывают предложения с косвенной речью.
Памятка
Правильно употребляйте личные и притяжательные местоимения. Косвенная речь имеет форму придаточного изъяснительного предложения и начинается союзами что, чтобы или союзными словами кто, что, чей, где, когда, как, почему и др.
Если прямая речь содержит вопрос, то она превращается в косвенный вопрос с союзными словами кто, что, чей, где и т.д. или с частицей ли. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | 1. Я однажды сказал, что у меня много врагов. |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | 2. Лизавета Ивановна тихо спросила, кого он хочет представить. |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | 3. Вошедший спросил, у себя ли доктор. |
4. «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын) | 4. Матрена сообщила Игнатичу о том, что знает хорошее местечко, где брать торф. |
5. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) | 5. Бирюк велел девочке посветить барину. |
6*. «Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов) | 6. Давыдов пригрозил Устину, что выработку будет считать ежедневно, ибо бездельников в колхозе не терпят – дармоеды колхозу не нужны. Затем посоветовал подумать, куда приведет его такое отношение к делу. Пристыдил его, сказав, что у него только двадцать девять трудодней, тогда как у Осетрова – почти двести, а у остальных из бригады – за сто, и даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни. |
7*. Для сего он велел позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком). – Подойди сюда, Маша; скажи ты этому мусье, что так и быть – принимаю его; только с тем, чтоб он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына... переведи это ему, Маша. (Пушкин) | 7**. Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отец ее надеется на его скромность и порядочное поведение. |
III. Исследовательская работа
|
|
|
|
В чем отличие прямой речи от косвенной?
– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?
– Можно ли назвать косвенную речь приблизительно правильной?
Ребята отвечают, что в наших переделках многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Наши выводы:
Прямая речь | Косвенная речь |
Широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные словечки (мусье, собачий сын), пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Выразительность речи достигается богатством ее интонационных возможностей. Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего. Типичное построение предложений – прямая речь и слова автора, стоящие перед, после или внутри прямой речи. | Не сохраняет этих средств выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной). Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора. Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным. |
III. Завершающий этап
Предлагаются микротексты и предложения из известных, а значит, легко узнаваемых текстов.