Некоторые календарно-литургические и иные особенности

Русская православная церковь в целом придерживается в своей литургической жизни юлианского календаря и Александрийской пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи. В богослужении с конца XIV века действует устав Иерусалимской церкви. Основной литургический язык — церковнославянский. В XIX векевсеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение, почти вышел из обихода знаменный распев. К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.

Современное состояние

См. также: Русская Церковь в патриаршество Кирилла

С 1 февраля 2009 года (интронизация) предстоятель Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), избранный на патриарший престол 27 января того же года на Поместном соборе РПЦ[69][70].

По данным, приведённым на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриархом Кириллом[13], в РПЦ имеется 160 епархий, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов (см. епархии Русской православной церкви).

Епископат Русской православной церкви насчитывает (по состоянию на начало 2013 года) 314 человек, из них 223 — епархиальные архиереи (в том числе предстоятель Церкви — Патриарх Московский и всея Руси), 65 — викарные архиереи, 25 архиереев пребывают на покое, 1 — запрещён в священнослужении (см.: список ныне живущих архиереев РПЦ).

Согласно сведениям, оглашённым 12 декабря 2008 года управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым)[71][72], в РПЦ имелось 804 монастыря: из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских[73] и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов (сюда не включены 16 мужских и 9 женских обителей Русской православной церкви за границей). По состоянию на конец 2012 года, в ведении Патриаршего престола находятся 28 ставропигиальных монастырей[74], в число которых входит 6 мужских и 5 женских обители, находящихся в городе Москве (см. список ставропигиальных монастырей РПЦ).

На конец 2008 года в РПЦ действовало 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ — 87; при нескольких академиях и семинариях имелись регентские и иконописные школы[71].

13 декабря 2007 года Патриарх Алексий II, имея, очевидно, в виду страны за пределами бывшего СССР, сказал: «<…> около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская зарубежная церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей»[75][76].

РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.

Существенная исторически беспрецедентная особенность положения РПЦ после 1991 года (распада СССР) — транснациональный характер её исключительнойюрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году[77]) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения (см. выше), находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях[78]. В результате, с начала 1990-х годов сохраняется канонически ненормальная ситуации параллельных юрисдикций в Эстонии и Молдавии, а с 2000-х — вКитае[9] и части Украины[1] (См. статьи Эстонская апостольская православная церковь, Бессарабская митрополия, Румынская православная церковь, Гонконгская митрополия).

С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с Константинопольской церковью[79][80][81]. (Подробнее см. в статьеПравославие.)

На Украине помимо самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Московского патриархата Украинской православной церкви существуют включающие в свой состав значительное число духовенства и мирян[19], однако не имеющие канонического общения с другими православными церквями Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь[82]. С ними Московский патриархат также находится в состоянии конфронтации[82]. Эта ситуация зачастую называется расколом православия на Украине[82].

В то же время 17 мая 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитомЛавром был подписан Акт о каноническом общении, которым был ликвидирован восьмидесятилетний раскол между Русской православной церковью и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). В результате подписания данного акта РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой церкви (соответствующие поправки были внесены в Устав РПЦ 27 июня 2008 года) и получила признание канонических православных церквей. Однако частью духовенства и мирян РПЦЗ под предводительством епископа Агафангела данный акт признан не был и они продолжили своё существование как независимая, но не признанная каноническими православием, церковь — РПЦЗ под омофором митрополита Агафангела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: