Сформировать методическую папку: использование различных средств оценивания

Методы и приемы формирующего оценивания

Название Характеристика

Оценивание по итогам изучения темы

Индекс-карточки Оцениваемые результаты: предметные. Учитель периодически раздает карточки с заданиями на обеих сторонах: 1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2- я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.
Одноминутное эссе это техника, которую используют с целью предоставления учащимися обратной связи о том, что они узнали по теме: •     Что самое главное ты узнал сегодня?        •     Какие вопросы остались для тебя непонятными? •     Что я хотел бы узнать? Проанализировав ответы учащихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала. На практике рефлексия нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». В целом это не несет какой-либо информации о достигнутых результатах. Оцениваемые результаты: предметные. Написание короткого эссе по вопросам: - что оказалось на уроке самым главным для тебя? - какой материал остался непонятным?
Цепочка заметок Учащиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходившего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Цель проведения: анализ ответов позволит сделать вывод о возможных трудностях, возникающих у них в процессе урока.
Матрица запоминания Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью является анализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления. Например, на уроке музыки учитель предлагает ученикам заполнить таблицу с именами композиторов. Заголовки столбцов – название музыкальных стилей, в первом столбце (заголовке строки) – название стран.
Вопросы для тестов Самостоятельное составление тестов это есть составление текста, который имеет форму вопроса. Для составления теста ученик должен выполнить много действий: -очертить для себя границы темы - вспомнить, что он знает по этой теме -составить высказывание, касающееся данной темы и имеющее форму вопроса -спрогнозировать вопрос Оцениваемые результаты: предметные Цель проведения: анализ вопросов и ответов позволит сделать вывод о понимании темы. Наиболее удачные вопросы можно использовать в дальнейшей работе. Если учитель дополнительно требует определенную форму составления тестов, то ученик должен переформатировать вопрос, чтобы он соответствовал требованиям учителя (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством альтернатив ответов или предполагающий однозначный ответ да/нет и т.п.).
Таблицы оценивания Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
Карты приложений После изучения теории, теоремы, принципа или научного закона учащимся дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной или устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Цель проведения: анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания.
Недельный отчет Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельный отчет». Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса: - чему я научился за эту неделю? - какой изученный материал остался для меня неясным? - если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам? Цель проведения: недельные отчёты дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно. Учитель может: 1) узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; 2) получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; 3) проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность (метокогнитивные процессы)
Аффективный опросник Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале. Опросник можно использовать в начале курса, чтобы установить, какие формы учебной деятельности, с точки зрения учеников, являются для них наилучшими, и определить их отношение к предмету. Это поможет выбрать стратегию преподавания. Другая возможность – использовать опросник для сравнения отношения учеников в начале (предтест) и в конце курса (посттест). Это позволит преподавателю увидеть, как были восприняты различные темы курса. К нему можно обратиться в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.
Две звезды и желание Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание». Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.
Квадраты Это вид оценивания с выбором задания учащимися. Учитель создает таблицу из четырех ячеек (квадратов) с надписями «предсказать», «объяснить», «обобщить» и «оценить». Когда учитель объяснил новый материал, каждый учащийся выбирает для себя квадрат – задание определенного типа, которое выполняет в устной форме, отвечая на вопрос учителя. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Цель – анализировать ответы учеников и оценить уровень понимания изученной темы, а также познавательные навыки. Так, например, после изучения темы «Отмена крепостного права» учитель предлагает ученикам (в зависимости от выбранного квадрата) либо предсказать влияние отмены крепостного права на развитие промышленности и сельского хозяйства, либо объяснить предпосылки отмены крепостного права, либо обобщить историческую ситуацию на момент отмены крепостного права, либо оценить положительные и отрицательные стороны отмены крепостного права с точки зрения крестьян.

Оценивание в ходе урока

Сигналы рукой Учитель предлагает учащимся показывать сигналы рукой, обозначающие понимание или непонимание изучаемого материала (входе объяснения учителем каких – либо понятий, принципов, процесса и т.д.) Предварительно следует договориться об использовании условных сигналов. Возможные варианты: 1. «Я понимаю и могу объяснить» 2. «Я всё ещё не понимаю» 3. «Я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы» Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ понимания объясняемого материала, определение темпа урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно
Светофор Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: •     зеленый – я умею сам, •     жёлтый – я умею, но не уверен, •     красный - нужна помощь Пошаговая инструкция 1. В процессе работы учитель просит учащихся показывать ему карточки. Учащиеся самостоятельно решают, какую карточку им стоит показывать. 2. Увидев карточки красного цвета, учитель должен подойти и помочь этой группе учащихся. Помощь должна быть сформулирована как вопрос-подсказка, напоминание, пример или образец. 3. Далее учитель должен подойти, посмотреть, как идет работа у учащихся, показавших жёлтую карточку, при необходимости предоставить им обратную связь в виде комментария, совета, вопроса. 4. Последний шаг учителя – посмотреть, как идет работа у учащихся, показавших зеленую карточку. Возможно, учащиеся со всем справляются, но возможно, что они выполняют задание неверно, и им необходима помощь, подсказка.
Речевые образцы Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строит ответ. Например, «Решение задач с помощью квадратных уравнений»: На доске написано несколько квадратных уравнений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку. 1. Назовите, к какому виду относится каждое из уравнений.- Это уравнение относится к … потому что…(его свободный член равен нулю, коэффициенты в и с равны нулю, старший коэффициент равен 1, модуль второго коэффициента – чётное число и т.д.), следовательно, его следует решать (укажите приём или формулу для решения данного уравнения, рассмотрите различные способы решения и устно решите) …(методом выделения полного квадрата, вынесением общего множителя за скобку, по теореме обратной теоремы Виета, свойства коэффициентов). 2. Мне легче использовать приём решения для … уравнения, так как я лучше усвоил этот способ, но другие способы тоже нужны, например… Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Поиск ошибок Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие (несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Матрица наблюдений Это таблицы наблюдений различных процессов: работа в ходе выполнения проекта, исследовательская работа. Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, логику выполнения задания.

Оценивание метапознавательных процессов

Измерение температуры Используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Метапознавательное интервью Описание: учащегося просят обдумать сделанное задание и вслух объяснить, как он выполнял и почему именно так. Данный вид оценивания проводится в устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка). Цель проведения: цель интервью для учителя – выслушать учащегося и понять ход его мыслей. В ходе ответа ученика учитель понимает, в каком месте своего объяснения ученик делает ошибку.
Уточнение с помощью вопроса почему Способ уточнения сказанного, согласно которому вычлененноё из текста предложение может быть переделано четырьмя способами: 1) перефразировано с сохранением смысла; 2) перефразирование с изменением смысла; 3) заменено на «обманку» (т.е. предложение, сходное по синтактической структуре и тематике, но, в сущности, не имеющее никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом); 4) передано без изменений. Учащиеся читают исходный текст (отрывок произведения, абзац учебника, тестовую задачу), а затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяя соответствие предложенному тексту. Свои ответы учащиеся должны объяснить. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка и взаимооценка) Цель проведения: варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошбки в логических расссуждениях
Рассуждение по алгоритму На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения
Упрощение Упрощенный пересказ изученного материала, например, для учащихся младших классов. Данный вид оценивания учитель проводит в устной и письменной форме. Например, старшеклассник объясняет ученикам младшей школы права и обязанности граждан на основе законов РФ и Конвенции о правах ребенка. Учитель и учащиеся (во время взаимооценки) оценивают предметные и метапредметные результаты. Помогает понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе. Если у учащегося нет четкого понимания, как он получил данный результат, то он не сможет однозначно сформулировать правильно.
Перевод информации Учащемся предлагается преобразовать один вид инофрмации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Если бы я был учителем Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания, теорему и т. Д. данный вид оценивания осуществляется в устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы) Цель проведения: учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: