Составление вопросов для беседы с детьми по рассказу

1.Как звали хозяйку дачи, на которой мальчишки, главные герои рассказа, варили кашу?
2. Какую еду предложила мама приготовить мальчикам, в то время как она будет в городе?
3. С помощью какого приспособления ребята ловили рыбу на речке?
4. Какой был берег у реки, где Мишка и его друг ловили рыбу: песчаный или каменистый?
5. Какую добавку к хлебу взяли ребята на речку?
6. Какое количество крупы насыпал Мишка в кастрюлю?
7. Кто при варке каши следил за печкой?
8. По какой причине крышка на кастрюле все время поднималась, и каша норовила вылезти из кастрюли?
9. Почему Мишка весь стол уставил тарелками, как в ресторане?
10. Воду какой температуры использовал Мишка при варке каши?
11. Какие предметы Мишка упустил в колодец?
12. Почему Мишкин друг сказал, что самовар надо просто выбросить в колодец?
13. Какой тарой ребятам удалось достать воду из колодца?
14. Чем была плоха сваренная Мишкой каша?
15. Какую рыбу предложил пожарить Мишка?
16. Какое блюдо из пескарей получилось у ребят?
17. На каком масле Мишка жарил пескарей?
18. Почему кашу варил Мишка, а не его друг?
19. Стали ли ребята жевать сырую крупу на ночь?
20. Что посулили мальчишки тете Наташе за то, что она их накормит?
21. Какое приспособление придумал Мишка, чтобы достать из колодца упущенные предметы?
22. Что оказалось более легким для Мишки: полоть сорняки или варить кашу?

 






















Чему учит рассказ?

Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

 

Чем понравился рассказ?

Мне этот рассказ очень понравился. Он сильно насмешил меня. Его герои - два мальчика, которые остались одни на даче и уверенно приступили к варке каши. Но они забыли о том, что любое дело требует сноровки и тренировки. Мишка и Коля представляли себе только общую последовательность действий. Поэтому они то налили мало воды, то наложили много каши. Потом они совсем разошлись и стали топить в колодце разную кухонную утварь. Наконец каша была сварена, но как и ожидалось, оказалась совершенно не съедобной. И пришлось мальчикам жарить рыбу, которую они наловили на речке. Но и тут их ждало разочарование и они просто сожгли рыбу. Герои этого рассказа очень веселые, но легкомысленные. И все равно они мне понравились, потому что с такими друзьями не соскучишься.

 

В.Драгунский «Тайное становится явным»

 

1. Название произведения и его смысл;

    «Тайное становится явным». Смысл этого произведения уже заложен в названии, всё то, что мы скрываем, всё равно станет явным рано или поздно. 

 

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

     Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.

3. Тема (о чем произведение);

    Дениска очень сильно хотел попасть в Кремль, но ему нужно было сначала съесть кашу. Но он как не пробовал, ничего не выходило. Поэтому мальчик выкинул кашу в окно и сказал маме, что всё съел. Но не тут-то было, пришёл человек, на которого эта каша вылилась.

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение);

    Главная мысль рассказа кроется в самой заветной фразе: всё, что мы скрываем, всегда становится явным. Поэтому врать и скрывать правду нельзя, даже суровую правду нужно уметь сказать. Рассказ учит нас быть честными и даже не пытаться обманывать своих близких. Ведь это нечестно, а за совершенный проступок придется все равно давать ответ.

 

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

    Мальчик Дениска услышал, как мама кому-то сказала: «Тайное становится явным». Его очень заинтересовала эта фраза.

Дениска ужасно не любил манную кашу. Но мама пообещала ему взять его с собой в Кремль, если он съест всю до капельки кашу. Мальчик и посолил, и подсластил кашу, но она так и не стала вкуснее. Тогда он вылил всю баночку хрена в неё. От такой каши у него глаза на лоб полезли. Тогда мальчик вывернул кашу за окно. Вошла мама и очень обрадовалась, увидев пустую тарелку. Но тут приходит милиционер и вводит пострадавшего мужчину, у которого вся шляпа и плечи были в каше. Вот так Дениска понял, как все тайное становится явным и что обманывать нельзя.

 

6. Конфликт;

    Состоит в том, что Дениска сказал маме о том, что он не любит эту кашу и  давится ей, мама решила, скажем так, за мотивировать Дениску. Она спросила, хочет ли он сходить в Кремль. И после мальчик пытался съесть не любимую кашу.

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции.

1). В начале повествования Дениска пытается осознать смысл фразы, которую произнесла мама, однако пока она остается для него непонятной:

    Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

2). Мальчику предстоит съесть на завтрак манную кашу, которая у него вызывает отвращение:

    «Видеть не могу манную кашу!»

3). Мама обещает сыну отвести его в Кремль, но для этого ему нужно осилить кашу:

    «…помни, ты должен съесть всё до дна!»

4). Дениска пытается улучшить вкус каши и начинает добавлять в неё разнообразные ингредиенты, но манная масса становится еще хуже на вкус:

    «А я остался с кашей наедине»

5). Денис выливает кашу в окно, а маме заявляет, что справился с кашей:

    «…взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу»

6). Появление милиционера и потерпевшего мужчины меняет планы - мама понимает, что сын её обманул:

    «Вы выливаете разную гадость за окно!»

7). Денис осознал свою вину и теперь смысл загадочной фразы стал ему понятен:

«Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!»

Система образов

    Главным героем рассказа является Дениска, представленный в образе маленького, худого мальчика, не любящего кушать манную кашу, отличающегося непосредственностью, детской хитростью и богатым воображением.

    Второстепенными персонажами рассказа являются мама мальчика, представленная в образе доброй, ласковой, вежливой и в меру строгой женщины, а также строгий милиционер и растерянный гражданин.

        

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

1.Дениска слышит выражение "Тайное становится явным" и просит маму объяснить его.
2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль.
4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена.
5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
8. Тайное стало явным.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: