От чьего лица ведётся повествование? Почему?

ЗАДАНИЯ

    Познакомиться с творческой деятельностью Н.Носова. Прочитать рассказы «Огурцы», «На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Приключения Незнайки» и др.

    Коротко написать, чему эти рассказы (каждый по отдельности) учат детей. Записать: особенности стиля и манеры Н.Носова.

“Огурцы”

    Рассказ учит отвечать за свои поступки, потому что за правду не наказывают, как бы страшно не было, но за свои дела нужно отвечать, подумай сначала, что ты делаешь, а потом делай.

«На горке»

    Рассказ учит нескольким вещам. Прежде всего не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову. Второй урок заключается в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует.

«Живая шляпа»

    Рассказ учит нас быть смелыми, решительными, не верить в необъяснимые, сверхъестественные явления, а всему стараться найти рациональное объяснение. И еще этот рассказ учит держаться подальше от дураков, которые верят в живые шляпы, а то может и картошкой прилететь.

«Мишкина каша»

    Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

«Фантазеры»

    Рассказ учит доброте, справедливости, отзывчивости. Учит никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит фантазировать, развивать воображение. Учит тому, что все хорошее должно быть хорошо для всех.

«Приключения Незнайки»

    Учит, что надо к чему-то стремиться и что-либо уметь, потому что сила заключена в знаниях. Надо, также, уважать знания других людей. Не стоит никого обманывать, потому что правда потом проявится и все могут отвернуться. Но надо уметь признавать свои ошибки, как их признал Незнайка и другие герои его простили, он помирился с Гунькой. Это, также, история о дружбе. Надо уметь думать не только о себе, а также об остальных. Не надо хвастаться, не надо придумывать ничего о себе и стараться выглядеть лучше, чем есть на самом деле, чтобы не выглядеть потом в худшем свете.

Особенности стиля и манеры Н.Носова.

    Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят - точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

    Сила его рассказов и повестей - в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

    Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

    В веселых рассказах всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера - от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

    Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

 

Общее задание для детской литературы и выразительного чтения.

Используя алгоритм, проанализировать 2 рассказа

  Н.Носов «Мишкина каша»

1. Название произведения и его смысл;

  «Мишкина каша». Смысл кроется в названии, каша, которую приготовил Мишка.

 

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

  Повествование этого рассказа идет от мальчика, в гости к которому приехал друг Мишка.

 

3. Тема (о чем произведение);

         Два друга Миша и Коля остаются вдвоём на даче, при чем Мишка хвастливо заявляет, что он умеет варить кашу. На деле получилось обратное каши было много, но она была не вкусной, так как Мишка постоянно подливал воды и вычерпывал в тарелки кашу, которая убегала из кастрюли. Если б не соседка мальчишки были бы голодными.

 

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное          произведение);

    Любое, даже самое простое дело, требует подготовки и определенных знаний и навыков. Поэтому нельзя браться за что-либо, не умея это что-то делать.

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

         Однажды к мальчику Коле приехал в гости его друг Миша. Мама Коли как раз собралась по делам в город и спросила мальчиков, смогут ли они сами приготовить себе вечером еду. Мишка заверил, что он "в этом деле мастер", а Коля доверился своему другу, в результате чего прослушав мамины инструкции. В итоге, мальчишки отправилась в обед на речку, наловив там ведро пескарей, и к вечеру очень проголодались. Но когда они стали варить кашу, Мишка насыпал очень много крупы, и каша стала вылезать из кастрюли. Ребята все подливали и подливали в кастрюлю воды, разливая лишнюю кашу по тарелкам. пока все емкости не были полны недоваренной каши, а в доме не кончилась вода. Мишка побежал за водой к колодцу, но умудрился в темноте потерять в колодце ведро. Тогда Коля и Миша решили пожарить выловленных в обед пескарей, но и тут их ожидала неудача: рыбки прилипли к сковородке, и друзья чуть не спалили дом. Уставшие ребята легли спать, а утром попросили соседку тетю Наташу накормить их, в обмен пообещав ей помочь с сорняками на огороде. Наевшись "от пуза" у тети Наташи, довольные и усталые Коля и Мишка пришли к обоюдному мнению, что варить кашу куда сложнее, чем выдергивать сорняки.

6. Конфликт;

       Ребята начинают ссориться у колодца, когда хотят налить в кастрюлю воды. Коля случайно чуть не столкнул кастрюлю в колодец.

 

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные         элементами композиции.

    « Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные...»       

    «Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться - так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет.»        

 

8. Система образов.

    Главные герои: Мишка и его друг.
    Главный герой (друг Мишки) доверчивый (он доверяет другу приготовить обед), он не очень внимательный (не слушал маму, когда она рассказывала о способе приготовления каши), придирчивый (критикует друга, когда тот варит кашу), находчивый (догадался, что нужно отложить часть крупы и залить водой), сообразительный (понял, что трудно готовить обед и запретил другу дальше что-то готовить).
    Мишка сообразительный, находчивый, веселый. Он сам варит кашу, он догадался приделать якорек к веревке, чтобы вытащить посуду из колодца. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки». Но он и совершает много ошибок: каша у него все время вылезает из кастрюли, он роняет ведро в колодец, жарит пескарей без масла. Мишка -- фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними.

Второстепенные: мама Коли и тетя Наташа.

Мама Коли – добрая, заботливая женщина, которая вынужденно оставила мальчиков одних дома.
    Тетя Наташа – соседка Коли по даче, добрая женщина, накормившая мальчиков завтраком.

 

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

1. Встреча друзей на даче.

2. Мама Коли уезжает в город.

3. Рыбалка.

4. Приготовление каши и пригоревшие пескари.

5. Варенье на ужин.

6. Завтрак у тети Наташи.

10. Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

         Весь сюжет рассказа насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряжении.                  Использование разговорных элементов как средств имитации разговорной речи характерно для рассказа «Мишкина каша». Особенно широко при этом используются разговорные слова.                                               Описывая процесс приготовления каши, автор использует различные художественные средства:                                                                                    - просторечные слова и выражения:                                                                             «Ну, сварите суп и кашу»                                                                                                                       «И пить до зарезу хочется»                                                                                                                                «Ну, мы её вылизали и легли спать».                                                                      «Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой».                                                                                              За счёт употребления просторечных и неодобрительных слов создаётся повышенная эмоциональность разговорной речи:

- Ах ты, растяпа! - говорю.

- Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

- Умник! - говорю.

- Ах, чтоб тебя! - говорит Мишка. - Куда же ты лезешь?

    - пословицы и поговорки:                                                                                                                              «Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!»                                                                                                                                   - Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!                                                                                       - Ах ты, - говорю, - размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь?                                - С ума, - говорю, - сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.                       Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы!                                                                                                              - юмористические сравнения                                                                                                             «Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает».       «Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды».           «Что у нас, - говорю, - по-твоему, кастрюльный магазин?»                                              «Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные...»





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: