Каким образом смысл жизни и смысл смерти связаны между собой?

Человек по своей природе является добрым, злым, нейтральным или же в нем заложены добро и зло в равной степени?

Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Вот что пишет А. Гулыга: «Одни мудрецы убеждены, что человек безнадежно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И те и другие — ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по своей природе нейтрален — ни добр, ни зол, — и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым».

Ф. Ницше, например, характеризовал человека как злое животное. Еще раньше Ницше такого мнения придерживался Гобино, и А. Шопенгауэр был с ним согласен. «Гобино, — писал он, — назвал человека l'animal mechant par excellence (злым животным по преимуществу), что не понравилось людям: они чувствовали себя обиженными. Но он был прав».

Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «человек по натуре своей добр и только общество делает его плохим».

И. Кант же полагал, что человек по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому.

Еще одно распространенное мнение, повторенное в Вестнике Российского философского общества: «Человек по своей природе не добр и не зол».

Что оказывает влияние на выбор человека между добром и злом?

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Счастье имеет духовную или материальную природу?

Мы ищем счастье здесь, в материальном мире, но счастье — это состояние сознания, а сознание не является материальным объектом. Точнее сказать, сознание — это инструмент, с помощью которого мы познаем материальные объекты. Мы сознательные, живые, духовные существа, в то время как материя находится в бессознательном, инертном состоянии. Таким образом, материя не может удовлетворить духовное существо.

В поисках счастья мы обращаем взор на внешние, материальные объекты, но это не имеет смысла. Материальные объекты не являются постоянными, они не вечны. Поглощенные повседневной жизнью, мы забываем, что все в мире вокруг нас материально, но мы сами — духовные существа. Иными словами, когда мы погружаемся в материальную жизнь, мы теряем связь с нашей реальной личностью. Тем не менее истинное счастье находится в нас самих, поэтому мы можем найти его только тогда, когда осознаем нашу истинную — духовную — природу, находящуюся за пределами ограничений и за пределами материи.

Для чего людям нужны страдания? Они играют положительную или отрицательную роль в жизни человека?

Во многом страдания в этом мире являются благословением, потому что они помогают нам серьезно все взвешивать. Каждый раз, когда мы делаем выбор, страдания помогают нам задуматься и по-настоящему понимать, что глубже, что выше всех этих преходящих удовольствий и страданий, здоровья и болезней, славы и бесчестия, побед и поражений, рождения и смерти, счастья и несчастья.

Явления окружающего нас мира имеют двойственную природу: одни доставляют нам удовольствие, а другие причиняют боль. И в какой степени мы привязаны к чему-то, что приносит нам удовольствие, в такой же степени мы страдаем, когда теряем это. А в конечном счете, так как все подвержено влиянию времени, оно будет потеряно.

В большинстве случаев страдания этого мира, делая нас слабыми, существуют для того, чтобы мы попытались не просто теоретически понять, что же находится за пределами всего этого, но и чтобы испытали насущную необходимость разобраться со всем этим и получить духовный опыт, осознать свое истинное духовное «Я». Это позволит нам выбраться из болезненного материального существования.

Каким образом смысл жизни и смысл смерти связаны между собой?

Смерть — неизбежное звено в существовании жизни на планете Земля. Жизнь и смерть взаимосвязаны, без жизни нет смерти, но и без смерти невозможна жизнь. Умереть, чтобы дать дорогу другим, чтобы жизнь продолжалась, необходимо и справедливо. Нелепа и несправедлива только преждевременная смерть. Поэтому и отношение к естественной смерти должно быть не панически-отрицательным, а спокойным и мужественным.

Человек, как и любое другое живое существо, смертен. Смертность человека, неповторимость его индивидуального бытия, налагает на личность особую моральную ответственность. В основе этого морального чувства должен лежать не страх перед наказанием за грехи (в это сейчас мало кто верит), а прежде всего чувство ответственности перед самим собой, перед близкими людьми, перед своей страной. Эта ответственность может быть сформирована на осознании того факта, что жизнь человека, его поступки, его дела, приобретают независимое от него существование, поэтому они всегда необратимы и часто непоправимы. И именно от того, в какой степени дела и поступки человека соответствуют общественным идеалам и нормам морали, зависит нравственная оценка его жизни, как им самим, так и окружающими людьми.

Осознание конечности человеческого бытия ставит перед нами и вопрос о смысле жизни. Стоит ли жить? Если стоит, то ради чего? С незапамятных времен эти вопросы занимали человека. Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что они рождались из сомнения в существовании такого смысла. И для такого сомнения, конечно, есть довольно серьезные основания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: