Сказки о ловких ворах

В основе этих сказок также лежит мотив трудной задачи: вор совершает кражу не по доброй воле, а по чужому заданию и артистически справляется с ним. В этих сказках ловкий вор не извлекает из своих проделок никаких материальных выгод.

Есть сказки, в которых обворовывается барин, а  есть сюжеты о глупой бабе, которую воры легко надувают. В одной сказке (Аф. 502 ) солдаты обворовывают бабу. Она едет с возом на базар продавать масло. Один просит ее: «Эй, тетка, подпояшь меня, пожалуйста». Баба слезает с воза и подпоясывает солдата. Он просит то потуже, то послабее, то опять потуже, а тем временем другой солдат ворует масло с воза. «“Ну, спасибо, тебе, тетка, подпоясала ты меня на всю масленицу”, — говорит солдат. “ На здоровье, служба!” Приехала баба в город, хвать — а масла как не бывало».

Сказки о разбойниках

Главные действующие лица в них - разбойники. Это страшные люди, совершающие чудовищные злодеяния, за которые их постигает заслуженная кара. Рассказы о них привлекательны именно атмосферой таинственности и ужаса. Эти сказки были особенно популярны среди женщин. Одна из них обработана Пушкиным.

«Жених-разбойник».

Девушка заблудилась в лесу. Она обнаруживает в лесу большой дом и прячется в нем. Она подсматривает, как разбойники затаскивают девушку и убивают ее. Рубят руку. Кольцо закатывается в угол, где спряталась девушка. Атаман сватается к девушке, она показывает кольцо.

«Девушка и разбойник»

К сказкам о разбойниках относится и знаменитая сказка «Али-Баба и сорок разбойников» (тип 676, Аф. 345) из «Тысячи и одной ночи».

Сказки о хозяине и работнике.

Сказки, в которых антагонистами выступают хозяин и его работник. Хотя в этих сказках также большую роль играет фантазия, они все же весьма реалистичны и сквозь всю фантастичность действий легко угадать ту реальную жизнь, которая кроется за их фантастичностью. Сказки эти можно разделить на две подгруппы. В одной хозяин — помещик, а герой — его крепостной, в другой хозяин нанимает работника за деньги, входя с ним в известные договорные отношения.

«Батрак», «Барин и мужик»

Сказки о попах

Сюжетов о попах в русском репертуаре довольно много. В них вырисовываются неприглядные качества духовенства: жадность, некультурность, нечистоплотность и беспринципность.

«Поп Пахом».

В приходе нет попа. Выбирают миряне. «Ну, Пахом, быть тебе попом». Приглашает в воскресенье на службу. Много любопытных: как будет служить. «За што поп, за то и приход». Кадит. Уголь выскочил и в голенище. «Ногами поп пошел стучать». Уголь дальше забирается. «Хлопь наземь, ноги кверху и лягает ногами». Один выходит из церкви, другой идет в церковь. «Уж отошла служба?» «Нет, не отошла! Топанье-то отошло, а теперь ляганье».

Сказки о глупцах

В них изображены необычайные глупцы, совершающие самые нелепые поступки.

«Дурак и береза». Дураку по наследству достается бык. Он ведет его продавать на ярмарку. В лесу он проходит мимо старой высохшей березы. «Ветер подует — и береза заскрипит». «Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?» (дурак рассматривает мир только в отношении к самому себе). Он требует 20 рублей, «а береза ничего ему не отвечает, только скрипит; а дураку чудится, что она быка в долг просит». Дурак согласен отдать его в долг за 20 рублей, привязывает его к березе и на следующий день приходит за деньгами. Но быка съели волки, а береза скрипит по-прежнему. С досады дурак валит березу, а под ее корнями обнаруживает клад — котел с золотом.

«Набитый дурак»

Жили-были старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать: “Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался”. — “ Постой, мама, сейчас пойду”. Пошел по деревне, видит — два мужика горюх молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого. “ Не дури, — говорят ему мужики, — ступай, откуда пришел”; а он знай себе потирается. Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз. “ Что ты, дитятко, плачешь?”, — спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе. “Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Они бы тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали”. На другой день идет дурак по деревне; навстречу несут упокойника. Увидал и давай кричать: “ Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить!”. Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться. “ Вот, мама, ты научила, а меня прибили!” “Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» Да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили — напоили досыта”. Пошел дурак по деревне, слышит— в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет. “Что это за невежа пришел, — говорят пьяные гости, — мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет!” Выскочили и порядком ему бока намяли! (тип 1696 А, Аф. 403).

Сказки о злых женах.

Сказки, в которых выведены строптивые, ленивые, злые и неверные жены. Такие сказки окрашены сатирически. «Баба хуже черта».

«Злая жена в яме»

Муж чтобы избавиться от своей злой и сварливой жены, сбрасывает ее в яму к чертям. Через некоторое время он приходит к этой яме и видит, как черти один за другим из нее вылезают, так как не могут выдержать соседства этой женщины.

Много сказок имеется о ленивых, упрямых и строптивых женах. Муж ищет труп утонувшей жены, идя вверх по течению, так как он убежден, что она и после смерти все делает наперекор (тип 1365 А, Аф. 439).

Сказки о шутах

Герой сказок, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и гибель — и все это под злорадный хохот.

В сказках о шутах до предела доведен прием жестокого одурачивания своего противника.

«Шут и семеро шутов». «Шутки дома оставил».

 

Лазутин С.Г. http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/1_1.html

 

Докучные сказки.

 

Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются вызвать у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

Докучные сказочки начинаются обыкновенно предварительным обманом ребенка. Рассказчик скажет желающему слушать сказку: «Слушай, я расскажу тебе сказку хоро-о-о-шую, д-о-о-лгую». Ребенок, думая, что в самом деле ему хотят рассказать сказку хорошую и долгую, навостряет свои уши и весь превращается в слух, а между тем обманывается: рассказчик начинает рассказывать сказку докучную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: