Необходимо отметить, что особенности осуществления правосудия в башкирском крае в дореволюционной России не являлась до сих пор предметом исследования со стороны правоведов. Имеется всего одна работа Ф. А. Ишкулова, посвящённая подготовке и проведению в крае во II половине XIX судебной, земской, городской, полицейской и судебно-административной контрреформы. Отдельные аспекты рассматриваемой нами вопроса имеются в монографии дореволюционного исследователя Д.П. Никольского «Башкиры»
Ф.А. Ишкулов отмечает, что «судебная система Башкортостана была приспособлена к системе управления и состояла из специальных (военно-кантонных) и общих (гражданских) судов. При этом некоторые гражданские дела были отнесены к подсудности местных башкирских и шариатных судов»[11].Специальная (военно-кантонная) судебная система включала в себя военно-административные судебные органы и военные суды.
К военно-административным судебным местам относились органы управления кантонов и юрт, наделённые военной, судебной и административно-полицейской властью. Кроме того, юртовые (волостные) старшины, кантонные начальники, попечители округов, командующий Башкирским войском и военный губернатор были наделены военной и судебно-административной властью не только в отношении военнослужащих башкир и мишарей, но и гражданского населения. В башкирских и мишарских кантонах они заменили все органы гражданской администрации и суда, созданные по «Учреждению для управления губернией» 1775 года.
Судебная власть юртовых старшин по делам гражданского населения примерно соответствовала власти нижних расправ, кантонных начальников – становых приставов, попечителей – земских исправников, командующего Башкирским войском – уездного суда, генерал-губернатора края – палат уголовного и гражданского суда. В отношении военнослужилых башкир и мишарей, командующий башкирским войском был наделён властью начальника регулярной дивизии, а генерал-губернатор края – командира отдельного корпуса.
Ф.А. Ишкулов показывает, что «к военным судам относились различного рода временные или постоянные военно-судебные комиссии в городах, крепостях, войсковых частях, а также Оренбургский и Уральский войсковые суды. Все они были судами первой инстанции и состояли обычно из нескольких кадровых офицеров во главе с презусом или обер-аудитором (председателем суда). Дела в военных судах решались в коллегиальном порядке на основе военно-уголовных законов империи»[12].
Право конфирмации (утверждения) и апелляции приговоров, вынесенных военными и военно-административными судебными учреждениями края, имели:
- командующий Башкирским войском на правах начальника дивизии;
- военный губернатор на правах командира Отдельного оренбургского корпуса (в мирное время) или на правах главнокомандующего армией (при объявлении в губернии военного положения);
- аудиториатский департамент военного министерства – высшая инстанция по конфирмации и апелляции приговоров военных судов империи, наконец, сам император.
Оренбургский военный губернатор, занимавший одновременно все высшие военные и гражданские посты, по существу был полновластным хозяином края. Военный губернатор одновременно занимал должности главного начальника края (ему был подчинен гражданский губернатор), наказных атаманов Оренбургского и Уральского казачьих войск, командующего Башкирским иррегулярным войском (до 1834 года) и верховного правителя казахов.
Не довольствуясь и без того почти неограниченными полномочиями, военный губернатор нередко прямо законодательствовал от имени государства, что подтверждается целым рядом примеров из практики его деятельности в Башкортостане. Так, например, 30 марта 1800 года военный губернатор края своим распоряжением передал все уголовные дела башкир и мишарей из-под юрисдикции гражданских судов в исключительную подсудность военно-судебных учреждений, а дела по «ссорам» и мелким правонарушениям – в подсудность военно-административных органов и должностных лиц кантонов и юрт. В дальнейшем даже гражданско-исковые дела башкир и мишарей были изъяты из подсудности гражданских судов края. Таким образом, до отмены кантонного управления все уголовные и подавляющая часть гражданских дел башкирского и мишарского населения края рассматривалась только в военно-судебных и военно-административных учреждениях.
«В 1834 году вместе созданием Башкиро-мещерякского войска было учреждено еще одно отделение войскового суда в Уфе. При этом башкиры и другие «инородцы» края по всем уголовным делам судились не по месту совершения преступления, как было до этого, а в любом из постоянных войсковых судов «по удобству» в городах Уфе, Оренбурге им даже отдалённом Уральске»[13].
Таким образом, острие военно-уголовной политики царского правительства было направлено, прежде всего, против башкир, татар, мишарей и других «инородцев».
Общая (гражданская) судебная система состояла из: а) уездных судов; б) городовых магистратов и ратуш; в) палат уголовного и гражданского суда Оренбурга, т.е. из сословных судебных органов. Кроме того, существовала сеть специальных судебных учреждений, Оренбургский губернский совестный суд (орган по уголовным и гражданским делам безумных, больных неизлечимых болезнью, несовершеннолетних и др.), губернская дворянская опека, сиротские, словесные и коммерческие суды, а также так называемая Оренбургская посредническая контора по полюбовному соглашению (специальный орган по размежеванию башкирских земель и разрешению споров о них). Над всеми общими судебными органами края стоял Правительствующий Сенат с его судебными департаментами как высшее апелляционное и ревизионно – надзорная инстанция общих судов империи.
Общие суды края почти ничем не отличались от однотипных судов в других губерниях России. Разграничение подсудности между общими судами края носило весьма условный характер, т.к. круг уголовных и гражданских дел, в общем-то, не был очерчен. Дела бесконечно перекочевывали из одной инстанции в другую, зачастую вновь возвращались в первую инстанцию, откуда опять начинали долгий путь вверх по тем же инстанциям, что приводило к неописуемой судебной волоките.
«Следует также отметить, что состав общих судов формировался только из числа русских дворян, помещиков, чиновников и купцов. Даже верхушка «инородцев», ни на какие судебные должности не допускалась (за исключением должностей переводчика и духовных лиц при судах). В то же время все общие органы губернии были наделены правом пересмотра и окончательного решения всякого дела, решённого любой инстанции шариатных судов»[14].
К шариатным судам относились суды мусульманского духовенства в башкирских, татарских и мишарских аулах и юртах, а также Оренбургское мусульманское Духовное собрание. В рассматриваемый период существовали и местные, так называемые народные суды башкир, узаконенные царским правительством. Они представляли собой третейские суды и состояли из выборных чинов юрт и кантонов, а также духовных лиц и старейшин – аксакалов. В кантовой период народные суды не играли большой роли, т.к., по всем преступлениям и большинству гражданских дел действовал военный либо общий суд.
Кантонная реформа несколько ограничила деятельность мусульманского духовенства в судебной деятельности. Судьями могли быть только «указные» муллы (утверждённые Сенатом или генерал-губернатором). Суды состояли только при мечетях. Они рассматривали дела:
- связанные с семейно-брачными отношениями;
- о наследовании и разделе имущества;
- мелкие ссоры;
- мелкие проступки духовенства;
- религиозные проступки мусульман;
- споры о записях в метрическую книгу.
Таким образом, военно-судебная политика ущемляла в правах башкир, мишарей,татар.
4. Причины и значение отмены кантонного управления
Введение кантонной системы было равнозначно для башкир-вотчинников, незнавших крепостничества, установлению феодально-крепостнического режима.
Причины и значение кантонной системы управления заключается в следующих моментах:
1. Военная регламентация всех сторон жизни и засилье военных чинов мешали естественному развитию башкирского общества, отучали людей от самостоятельного мышления, творчества, лишили последних остатков самоуправления. Им запрещали выходить на кочевки, насильно заставляли пахать землю и сеять хлеб, там, где основу хозяйства составляло скотоводство. Одновременно башкир заставляли перестраивать жилища и деревни по типу русских, ставить «русские» ворота и складывать русские печи. Меры прогрессивные, но принудительные и несвоевременные. Так среди башкир из-за неправильного пользования такими печами от золы и пепла распространяется глазная болезнь. Позднее, в начале XX века, известный краевед В. И. Филоненко писал: «Эта мрачная эпоха кантонного управления не прошла бесследно для башкир. Она принесла им громадный вред, убив в них многие хорошие черты и привив дурные. Насильственное воздействие на характер башкир убило в них, прежде всего всякую самостоятельность, приучила их к жизни и работе под опекой из-под палки, по чужой воле. Энергия и самостоятельность народа были подорваны»[15]. Говорят, что до эпохи кантонов у башкир процветало скотоводство; среди них были богачи, которые обладали целыми тысячами и более голов скота. Во время же кантонного управления скотоводство так упало, что до сих пор не может поправиться. Таким образом, башкирский народ был испорчен тем, что ему хотели привить другую, несвойственную ему культуру, хотели сделать его иным, чем он всего естественнее мог быть, т.е. скотоводством, нарушили постепенно его развитие. Отсюда произошла такая метаморфоза: один из самых беспокойных, энергичных и воинственных народов в древности превратился с течением времени в народ недеятельный, морально дряблый и ленивый.
2.Есть и вторая сторона медали. А.З. Асфандияров отмечает, что «превращение башкир в одно сословие с едиными правовым положением, управлением, функциями и обязанностями сплачивало и укрепляло их национальное самосознание, усиливало чувство этнической судьбы, общности. Именно в это время усилиями всего башкирского населения в Оренбурге отстроился Караван-Сарай по проекту архитектора А.П. Брюллова. Сбор денег в 30-е годы среди башкирского населения провел мулла Давлетов. Сам Караван-Сарай отстроился самими башкирами, как гостиница для приезжающих в губернский город башкир. Строительство завершилось в 1846 году. Но вскоре Караван-Сарай был занят губернатором. В первые годы Советской власти здесь помещался первый башкирский педагогический техникум. С образованием Оренбургской области в здании расположились городские административные органы. На сегодняшний день вопрос о полной передаче этого культурного и исторического памятника его творцу и хозяину окончательно не разрешен»[16].
Ко времени кантонного режима относится открытие Неплюевского военного училища (1824 г.). Через 20 лет оно преобразуется в кадетский корпус, который готовил не только русских, но и башкирских, казахских, татарских офицеров.
Но в целом кантонная эпоха оказалась тяжким бременем для народа. После отмены кантонной системы управления, порожденные ей безынициативность, отсутствие интереса к хозяйственной жизни еще долго не давали башкирам, приравненным к крестьянскому сословию освоить земледелие. Ко времени отмены крепостничества и перехода к капитализму наблюдается резкое обнищание башкирского населения в следствии потери земель и уменьшения скота. Это не могло не породить различных проявлений социального протеста, нередко выражавшихся в форме преступлений. Как отмечает профессор Д.Ж. Валеев Д.Х. Д.П.Никольский о конокрадстве среди башкир писал следующее: «Усиление конокрадства в последнее время,объясняется переходом башкир из военно-казачьего положения введение гражданского ведомства»[17].
Кантонная реформа привела к размежеванию населения края на две части по их национальной принадлежности и новому сословию правовому положению: а) на военно-служилое сословие (башкир, мишарей, оренбургских, уральских казаков); б) припущенников и русских крестьян, оставшихся податным населением.
Делению населения края на военнослужилое и податное сословие соответствовало и управление, разделенное на две системы: а) специальное (военно-кантовое) для башкир и мишарей; б) общее (гражданское для всего остального населения).
Все это свидетельствовало о том, что новая система управления являлась важным средством продолжения феодально-колониальной политики русского царизма в крае в целом, относительно коренного населения в первую очередь башкир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введением кантонной системы управления царское правительство достигло поставленных целей. Оно установило военно-полицейский режим в крае, добилось тем самым утверждения «духа покорности и повиновения» в самых беспокойных обществах – башкирском, мишарском и казацком, сумело использовать их силы для охраны юго-восточных рубежей империи и участия во всех войнах царской России, а также дальнейшего укрепления своей власти во всем Урало-Поволжье. Все это свидетельствовало о том, что новая система управления являлась важным средством продолжения феодально-колониальной политики русского царизма в крае в целом, относительно коренного населения в первую очередь башкир.
«Помимо этого, принял целый ряд специальных мер в отношении Башкортостана, которые сдерживали процесс разложения и кризиса феодально-крепостнических отношений. Из них наиболее важны по своим последствиям: а) создание в 1788 году Уфимского мусульманского Духовного собрания во главе с муфтием, являвшегося не только религиозным органом всех мусульман России, но и судебным органом по разрешению шариатных дел; б) создания в 1796 году Оренбургского генерал – губернаторства с неограниченными полномочиями военного губернатора; в) указ от 27.07.1797 года о генеральном межевании башкирских земель»[18]. Суть этих задач:
1) умиротворение края – подавление сопротивления башкир военно-полицейскими мерами и приведение их к полной покорности, а также исключение в будущем возможности совместного выступления трудящихся масс против социального и национального угнетения;
2) освоение и введение в хозяйственный оборот России огромных, но малоосвоенных и слабозаселённых земель;
3) организация охраны юго-восточных границ империи силами башкир и создание плацдарма для завоевания в будущем Среднеазиатских ханств;
4) «обрусение» Башкортостана и превращение его во внутреннюю область России.
Введение особого военно-кантонного управления было логическим следствием многовековой колонизаторской политики царизма в отношении Башкортостана; решительной попыткой самыми жёсткими военно-политическими мерами навсегда усмирить башкир, оказывавших в течение последних двух столетий отчаянное сопротивление его колонизаторским устремлениям.
Образованные кантоны не имели особых наименований и различались только порядковым номером. Они были образованы на основе территориального (уездного), а не родоплеменного (волостного) принципа.
С переводом в военное сословие жизнь мишарей и башкир стала строго регламентированной: ограничилась свобода перемещений, даже в пределах Башкортостана, что нанесло серьёзный удар по скотоводству. Отпуск в другие уезды и губернии для промыслов осуществлялся по единым правилам, утвержденным в 1835 году генерал – губернатором Перовским.
Сущность новой системы управления краем заключалась, прежде всего, в том, что ставила «беспокойных» башкир под жёсткий надзор военно-полицейских органов, создавала для них особый военно-правовой режим жизни. Это, по мысли правительства, должно было окончательно «умиротворить» Башкортостан, исключить в будущем возможность восстаний и выступлений башкир против политики колонизации края и захвата их земельных богатств.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асфандияров А.З. Башкирия в период кантонного управления: Автореферат / к.д., проф. А.З.. Асфандияров., перераб. – 1969. С.3.
2. Асфандияров А.З. Хозяйство башкир первой половины XIX в. / Книга.: Страницы истории Башкирии. Уфа. 1974. С. 34.
3. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана: Монография / к.и.н. Д.Ж. Валеев., перераб., Уфа. 1995. С. 92
4. Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
5. Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане: Монография / к.и.н. Ф.А.Ишкулова. Уфа. 1994. С. 152.
6. Никольский Д.П. Башкиры: Исследование / Д.П.Никольский., перераб.Уфа. 1899. С. 99.
[1] Асфандияров А.З. Башкирия в период кантонного управления: Автореферат / к.д., проф. А.З.. Асфандияров., перераб. – 1969. С.3.
[2] Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане: Монография / к.и.н. Ф.А.Ишкулова. Уфа. 1994. С. 152.
[3] Никольский Д.П. Башкиры: Исследование / Д.П.Никольский., перераб.Уфа. 1899. С. 99.
[4] Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана: Монография / к.и.н. профессор Д.Ж. Валеев., перераб., Уфа. 1995. С. 92
[5] Никольский Д.П. Башкиры: Исследование / Д.П.Никольский., перераб.Уфа. 1899. С. 99.
[6] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[7] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[8] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[9] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[10] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[11] Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане: Монография / к.и.н. Ф.А.Ишкулова. Уфа. 1994. С. 152.
[12] Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане: Монография / к.и.н. Ф.А.Ишкулова. Уфа. 1994. С. 152.
[13] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[14] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.
[15] Никольский Д.П. Башкиры: Исследование / Д.П.Никольский., перераб.Уфа. 1899. С. 99.
[16] Асфандияров А.З. Хозяйство башкир первой половины XIX в. / Книга.: Страницы истории Башкирии. Уфа. 1974. С. 34.
[17] Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана: Монография / к.и.н. профессор Д.Ж. Валеев., перераб., Уфа. 1995. С. 92
[18] Еникееев З.Н. История государства и права Башкортостана: Учебник «Китап» Уфа. 2007. С.183.