Введение и сущность кантонной системы управления

Реферат по истории и культуре Республики Башкортостан

на тему:

«Кантонная система управления Башкирии: причины введения, значение, последствия»

 

Выполнил: студентка II курса

заочного отделения

специальности Музыкальная педагогика

Я.Г. Аркаева

Проверил:

Коновалов Н.А.

 

 

Уфа, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

1. Введение и сущность кантонной системы управления…………………….5

2. Административно-территориальное деление края и органы управления кантонами……………………………………………………………………….10

3. Система судебных органов в период кантонного управления……………19

4.  Причины и значение отмены кантонного управления……………………24

Заключение……………………………………………………………………...27

 

Список использованной литературы…………………………………………..29

 

 

                                                                     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из важнейших политико-правовых мероприятий, направленных на предотвращение войн, восстаний башкир, является система кантонного управления башкирами. Тема контрольной работы актуальна тем, что освещения процесса системы кантонного управления Башкортостаном имеет важное значение, так как в условиях, когда в Российской империи, и в том числе на территории Исторического Башкортостана, полным ходом осуществлялась индустриализация, введение архаического в новых условиях индустриальной эпохи института сословно-кастового государства в отношении башкир, безусловно, оказало глубоко влияние на духовную и материальную культуру башкир. По мнению А.З. Асфандиярова «этот военно-полицейский режим был рассчитан на укрепление позиции царизма в Башкирии, на создание военного плацдарма с целью присоединения к России восточных народов»[1]. Цель новой системы заключалась в умиротворении беспокойного башкирского края после многочисленных и массовых восстаний, перекладывании на местное население охрану восточных границ Российской империи и привлечении их к военным действиям на Западе и Востоке.

Введение кантонной системы управления означало для башкирского и мишарского населения полное подчинение военно-административному контролю феодально-крепостнического режима. Управление населением кантонов находилось в руках чиновников.

Размах башкирского национального движения  ярко проявился в эпопее башкирских восстаний, продолжавшихся более двух веков, которые практически определяли поведение и все дореволюционную политику царизма в отношении Башкортостана и башкир, а также организационную структуру и деятельность создаваемых в крае государственных учреждений.

 

Ставя цели исследования данного вопроса – система кантонного управления Башкортостаном и её особенностями 1 половине 19 века, следует проанализировать некоторые задачи:

- дать оценку введению кантонной системы управления;

- раскрыть принципы административно-территориальное деление края и органы управления кантонами;

- определить систему судебных органов в период кантонного управления;

- выявить причины и значение отмены кантонного управления.

В исследовании применялся комплекс методов:  

- сравнительно-исторический метод позволяет раскрыть сущность исследуемых явлений в тех условиях, когда она неочевидна на основе имеющих фактов;

- ретроспективный метод позволяет увидеть направленность от настоящего к прошлому, от следствия к причине;

- системный метод представляет собой одну из важнейших  категорий, наиболее продуктивным в научном плане, так как является, рассмотрение вопроса в соответствующий период времени, построение процесса на состязательных либо следственных началах, то или иное соотношение в нем между публичными и частными началами определяло  ценности и обуславливало в конечном итоге выбор средств для достижения цели.

 

 

 

Введение и сущность кантонной системы управления

 

Кантонная система управления была введена указом императора Павла I от 10 апреля 1978 года. Во вводной части указа говорится, что Оренбургская пограничная линия не в полной мере соответствует своему назначению вследствие расставленных по форпосту худых войск. А происходит это по причине того, что на службу высылаются по большей части бедные и неимущие, следственно неисправные ни оружием, ни лошадьми, и часто вовсе неспособные к военной службе, ибо богатые и лучшие отпускаются. В связи с этим предполагалось, во - первых, что бы всякий по своей очереди был наряжен на линейную службу, несмотря ни на какие предлоги, во-вторых, возложение снабжения продовольствием казаков, на всё общество, в – третьих, подавание помощи по хозяйству отсутствующем по службе казакам.

И так, в 1798 г. в Башкортостане была введена кантонная система управления, и просуществовавшая до 1866 г. Царские власти опасались новых восстаний башкир, поэтому они искали пути их предотвращения. Выдвигались различные проекты в этом отношении. Было даже предложение о раздаче башкир как крепостных крестьян дворянам. Ф.А. Ишкулов отмечает, что «предпочтение было отдано проекту, учитывавшему пограничное положение Башкортостана и превращению края в плацдарм для проведения активной политики в Казахстане и Средней Азии»[2]. Он предусматривал перевод башкир в военное сословие, установление жесткого режима и использование боевой энергии башкир для охраны юго-восточной границы империи и участия во внешних войнах России.

Власти не сразу нашли новую систему повинностей и управления башкирами. Первым шагом явилось введение для них в 1789 г. как основной повинности военно-сторожевой службы на границе с Казахстаном. Имеющиеся в крае 20 908 дворов башкир были поделены на 103 юрты (команды), во главе которых стояли назначенные юртовые старшины и их помощники. Для организации военно-сторожевой службы на Оренбургской пограничной линии к юртовым старшинам были определены походные старшины и сотники, которых соответственно насчитывалось 63 и 213. Но башкиры, неся военную службу, оставались в ведении гражданской администрации. 10 апреля 1798 г. император Павел I по представлению генерал-губернатора О. А. Игельстрома подписал указ о введении кантонной системы управления в крае, по которому башкиры и мишари были превращены в военное сословие, об образовании 11 башкирских и 5 мишарских кантонов, о порядке их службы по охране границ с Казахстаном. Одновременно было объявлено о создании 5 кантонов оренбургских и 2 оренбургских казаков.

При переводе башкир в военное сословие были учтены особенности их жизни и быта, многолетний опыт военно-сторожевой службы и участия в военных действиях русской армии. Царская администрация отмечала большую склонность башкир «к воинским упражнениям», их «сметливость, привычку к степной местности, неутомимость в степных походах», «сносливость и крепость их лошадей». Позже генерал-губернатор В. А. Перовский писал, что «относительно воинского духа они (башкиры.} не уступают оренбургским казакам, а в иных отношениях даже превосходят прочие нерегулярные войска»[3].

Первоначально кантонная система управления была введена только для башкир и немногочисленных мишарей. Для башкир и мишарей было установлено:

а) все лица мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет были обязаны нести военную службу на границе с Казахстаном и Сибирью в составе башкирского иррегулярного войска. Негодные к строевой службе призывались в составы рабочих команд по возведению военных объектов. За свою службу они никакого жалования не получали, содержали сами себя;

б) все подростки с 14 лет прикреплялись к определённым воинским подразделениям в качестве «младших военных кантонистов»;

в) была введена строгая паспортная система – все башкиры и мишари были обязаны иметь паспорта (с 6-летнего возраста). Передвижение башкир даже в пределах одной юрты или кантона без разрешения («отпускного билета») категорически запрещалось. За нарушение паспортного режима и отлучку с места постоянного жительства без разрешения начальства они подлежали уголовной ответственности как бродяги и дезертиры;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: